В первом полугодии 2015 года в портовой отрасли произошло немало изменений. О них на пресс-конференции рассказал председатель ГП «Администрации морских портов Украины» Андрей Амелин. Внедренные в отчетный период инициативы позволяют рассчитывать на дальнейшее ускорение реформы морехозяйственного комплекса.
Перемены в тройке лидеров
Впервые в тройку самых крупных портов страны по грузообороту по итогам первого полугодия вошел Николаевский морской торговый порт, обработав 10.56 млн тонн грузов. Он подвинул Ильичевский МТП (8,79 млн тонн) на четвертое место. Бесспорный лидер порт Южный перевалил 24,25 млн тонн, Одесский порт на втором месте-12,37 млн тонн.
В остальном показатели работы портов в первом полугодии демонстрируют прежние тенденции. Экспорт составляет 69%, импорт – 13%, транзит сократился до 14%. Растут каботажные перевозки. Их объем в первом полугодии составил 4% или 3,1 млн тонн.
Как и раньше, по номенклатуре грузов лидируют рудные (21.85 млн тонн), хлебные (15,48 млн тонн), черные металлы (9,54 млн тонн) и уголь (5,2 млн тонн).
Финплан не принят
По логике отсутствие в середине года финансового плана для госпредприятия такого масштаба, как АМПУ, это сенсация. Но, исходя из реалий неповоротливой правительственной машины, это обычное дело.
Отсутствие финплана тормозит развитие портов и выполнение плановых работ. План по закупкам, например, выполнен всего на 47%. Правда, на том, что купили через использование электронной системы торгов, сэкономили почти 1 млн грн.
Естественно, при наличии финплана у АМПУ могли быть совсем другие показатели. На конференции Андрей Амелин назвал такие цифры. Доход почти в два раза выше, чем год назад – до 3,35 млрд гривен (1,75 млрд в первом полугодии 2014 года). Рост связан в большей степени с изменением курса валют. Расходы АМПУ составили 1,65 млрд гривен (год назад – 1,34 млрд). Платежи во все фонды и бюджет страны составили 1,04 млрд гривен (0,7 млрд в соответствующий период прошлого года).
Комиссии на борт не пускать!
7 июля 2015 года Кабинет Министров внес в ряд своих постановлений правки, которые вступят в силу в 20-х числах августа. Изменения призваны существенно упростить процесс оформления как грузов, так и судов. Границу теперь открывают без участия различных комиссий (обычно 5-6 контролирующих органов). Это сократит время нахождения судна в порту, уберет коррупционную составляющую.
Наконец, отменяется практика, когда судну, которое заходит в несколько украинских портов, в каждом порту приходилось открывать и закрывать границу. Теперь такое судно будут один раз оформлять в первом порту прибытия и закрывать ему границу в последнем порту отбытия.
Проще станет процесс выдачи удостоверений личности моряка. 26 июня принято соответствующее постановление КМУ. Их будут выдавать капитаны портов в месячный срок, за оформление и обмен госпошлина не берется. Удостоверение может быть продлено один раз – на срок до пяти лет. Потом его надо менять.
Из других успехов в борьбе с бюрократией – сокращена отчетность капитанов морских портов Украины с 21 до 8 отчетов. Есть желание ввести электронный документооборот и уменьшить периодичность отчета – с ежемесячного до ежеквартального.
Тарифы и сборы вновь претерпят изменения. сервитут отменят с 1 января 2016 года. Такие решения заложены в правительственное постановление от 7 июля. Такой поворот можно назвать скорее контрреволюционным. Фактически опять вводится грузовой сбор. Стивидоры будут по определенной ставке платить сбор от каждой тонны переваленного груза.
Тарифы будут зависеть от категорий портов. Категории – от максимальной осадки судов, обрабатываемых у причала. I категория (более 8 м)- морские порты Бердянский, Ильичевский, Мариупольский, Николаевский, Одесский, «Октябрьск», Южный; II категория (менее 8 м) – морские порты Белгород- Днестровский, Измаильский, Ренийский, Скадовский, Усть-Дунайский, Херсонский; III категория – порты Крыма (Феодосия, Евпатория, Керчь, Ялта, Севастополь).
А еще АМПУ разработала изменения и дополнения в Порядок начисления ставок и портовых сборов. В частности, предлагается:
– освободить от канального сбора суда с осадкой до 4 м под украинских флагом, осуществляющие перевозки между портами Украины, от причального – военные корабли ВМС Украины;
– ввести скидку 50% со ставок портовых сборов для судов, перевозящих транзит. АМПУ также подготовило предложения о внесении изменений в законы Украины о морских портах, о концессиях в морпортах, в Таможенный кодекс Украины об оказании содействия процедурам логистики в морских портах. В частности, предлагается вообще отказаться от уплаты таможенных платежей за ввоз того флота, который будет осуществлять в Украине различные работы, например по строительству и эксплуатационному дноуглублению.
В Одессе опять строят мол
С июля этого года возобновлено строительство волнолома в Одесском порту у Карантинного мола. Проект переделан, с края будут уложены уже изготовленные блоки массивов, в средине будут использованы тетрапоты. Исполнитель обязуется, не увеличивая затрат, завершить работу. С подрядчиком подписан договор о строительстве причала №1-з в Одесском порту. Срок строительства причала и проведение дноуглубления – 240 дней.
Компания «Олсидз Блэк Си» получила координаты, в которых может быть размещен их причал в акватории порта Южный. Это позволяет ей заняться процедурой отвода земель.
Впервые за много лет начато черпание в Днестровско-Цареградском гирле. На входе с моря в Белгород-Днестровский порт уже появились песчаные языки, изменилась конфигурация канала. При паспортных показателях 5 м надеются выйти на 3 м осадки. Также черпанием снята критическая ситуация на ГСХ Дунай – Черное море.
Иностранные компании не заинтересовало предложение по дноуглублению для Бердянского и Мариупольского МТП. Найден отечественный подрядчик. Объявлен тендер на проведение ремонтного черпания БДЛК в объеме 300 тыс. куб. м. Конкурс закончится 1 сентября.
Автор: Андрей Амелин
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 6. – С. 27.