Полугодие обнадежило отрасль: Реформа морехозяйственного комплекса в январе-июне ускорилась

12 Сен

В первом полугодии 2015 года в портовой отрасли произошло немало из­менений. О них на пресс-конференции рас­сказал председатель ГП «Администрации морских портов Украины» Андрей Амелин. Внедренные в отчетный период инициати­вы позволяют рассчитывать на дальнейшее ускорение реформы морехозяйственного комплекса.

Перемены в тройке лидеров

Впервые в тройку самых крупных портов страны по грузообороту по итогам перво­го полугодия вошел Николаевский морской торговый порт, обработав 10.56 млн тонн грузов. Он подвинул Ильичевский МТП (8,79 млн тонн) на четвертое место. Бесспорный лидер порт Южный перевалил 24,25 млн тонн, Одесский порт на втором месте-12,37 млн тонн.

В остальном показатели работы портов в первом полугодии демонстрируют прежние тенденции. Экспорт составляет 69%, импорт — 13%, транзит сократился до 14%. Растут ка­ботажные перевозки. Их объем в первом полугодии составил 4% или 3,1 млн тонн.

Как и раньше, по номенклатуре гру­зов лидируют рудные (21.85 млн тонн), хлебные (15,48 млн тонн), черные метал­лы (9,54 млн тонн) и уголь (5,2 млн тонн).

Финплан не принят

По логике отсутствие в середине года финансового плана для госпредприятия та­кого масштаба, как АМПУ, это сенсация. Но, исходя из реалий неповоротливой прави­тельственной машины, это обычное дело.

Отсутствие финплана тормозит разви­тие портов и выполнение плановых работ. План по закупкам, например, выполнен все­го на 47%. Правда, на том, что купили через использование электронной системы торгов, сэкономили почти 1 млн грн.

Естественно, при наличии финплана у АМПУ могли быть совсем другие показа­тели. На конференции Андрей Амелин на­звал такие цифры. Доход почти в два раза выше, чем год назад — до 3,35 млрд гривен (1,75 млрд в первом полугодии 2014 года). Рост связан в большей степени с изменени­ем курса валют. Расходы АМПУ составили 1,65 млрд гривен (год назад — 1,34 млрд). Платежи во все фонды и бюджет страны со­ставили 1,04 млрд гривен (0,7 млрд в соот­ветствующий период прошлого года).

Комиссии на борт не пускать!

7 июля 2015 года Кабинет Министров внес в ряд своих постановлений правки, ко­торые вступят в силу в 20-х числах августа. Изменения призваны существенно упростить процесс оформления как грузов, так и судов. Границу теперь открывают без участия раз­личных комиссий (обычно 5-6 контролиру­ющих органов). Это сократит время нахож­дения судна в порту, уберет коррупционную составляющую.

Наконец, отменяется практика, когда судну, которое заходит в несколько украин­ских портов, в каждом порту приходилось открывать и закрывать границу. Теперь та­кое судно будут один раз оформлять в пер­вом порту прибытия и закрывать ему грани­цу в последнем порту отбытия.

Проще станет процесс выдачи удосто­верений личности моряка. 26 июня принято соответствующее постановление КМУ. Их бу­дут выдавать капитаны портов в месячный срок, за оформление и обмен госпошлина не берется. Удостоверение может быть про­длено один раз — на срок до пяти лет. Потом его надо менять.

Из других успехов в борьбе с бюро­кратией — сокращена отчетность капитанов морских портов Украины с 21 до 8 отчетов. Есть желание ввести электронный докумен­тооборот и уменьшить периодичность отче­та — с ежемесячного до ежеквартального.

Тарифы и сборы вновь претерпят изме­нения. сервитут отменят с 1 января 2016 года. Такие решения заложены в правительствен­ное постановление от 7 июля. Такой поворот можно назвать скорее контрреволюцион­ным. Фактически опять вводится грузовой сбор. Стивидоры будут по определенной ставке платить сбор от каждой тонны пере­валенного груза.

Тарифы будут зависеть от категорий портов. Категории — от максимальной осадки судов, обрабатываемых у причала. I катего­рия (более 8 м)- морские порты Бердянский, Ильичевский, Мариупольский, Николаевский, Одесский, «Октябрьск», Южный; II катего­рия (менее 8 м) — морские порты Белгород- Днестровский, Измаильский, Ренийский, Скадовский, Усть-Дунайский, Херсонский; III категория — порты Крыма (Феодосия, Евпатория, Керчь, Ялта, Севастополь).

А еще АМПУ разработала изменения и дополнения в Порядок начисления ставок и портовых сборов. В частности, предлагается:

—   освободить от канального сбора суда с осадкой до 4 м под украинских фла­гом, осуществляющие перевозки меж­ду портами Украины, от причального — военные корабли ВМС Украины;

—   ввести скидку 50% со ставок портовых сборов для судов, перевозящих транзит. АМПУ также подготовило предложения о внесении изменений в законы Украины о морских портах, о концессиях в морпортах, в Таможенный кодекс Украины об ока­зании содействия процедурам логистики в морских портах. В частности, предлагает­ся вообще отказаться от уплаты таможенных платежей за ввоз того флота, который будет осуществлять в Украине различные работы, например по строительству и эксплуатаци­онному дноуглублению.

В Одессе опять строят мол

С июля этого года возобновлено стро­ительство волнолома в Одесском порту у Карантинного мола. Проект переделан, с края будут уложены уже изготовленные блоки массивов, в средине будут исполь­зованы тетрапоты. Исполнитель обязуется, не увеличивая затрат, завершить работу. С подрядчиком подписан договор о стро­ительстве причала №1-з в Одесском порту. Срок строительства причала и проведение дноуглубления — 240 дней.

Компания «Олсидз Блэк Си» получила координаты, в которых может быть разме­щен их причал в акватории порта Южный. Это позволяет ей заняться процедурой от­вода земель.

Впервые за много лет начато черпание в Днестровско-Цареградском гирле. На вхо­де с моря в Белгород-Днестровский порт уже появились песчаные языки, изменилась кон­фигурация канала. При паспортных пока­зателях 5 м надеются выйти на 3 м осадки. Также черпанием снята критическая ситуа­ция на ГСХ Дунай — Черное море.

Иностранные компании не заинтересо­вало предложение по дноуглублению для Бердянского и Мариупольского МТП. Найден отечественный подрядчик. Объявлен тендер на проведение ремонтного черпания БДЛК в объеме 300 тыс. куб. м. Конкурс закончит­ся 1 сентября.

Автор: Андрей Амелин

Источник: Порты Украины. — 2015. — № 6. — С. 27.