Компартия Китая, бизнесмены и их семьи, глобальный мегаретейлер и администрация Панамского канала, лизинговая компания и Федеральная морская комиссия США, – вот кто сегодня определяет стратегию развития индустрии морских контейнерных перевозок. Containerization International составил рейтинг самых влиятельных игроков отрасли. «Порты Украины» предлагают вниманию читателей десять из них.
1. Си Цзиньпин и китайские коммунисты
Containerization International поставил китайцев на первое место рейтинга самых влиятельных игроков контейнерного рынка. Это неудивительно: когда планы альянса РЗ были разрушены Министерством коммерции Китая, мир судоходства осознал, что имеет дело с новым типом национального регулирующего органа, влияющего на глобальную морскую индустрию.
Мощнейший альянс, который должен был объединить контейнерные флоты Maersk, MSC и СМА CGM, не состоялся по прихоти коммунистов. Напомним, этот консорциум намеревался сделать центрами своей операционной деятельности Сингапур и Лондон. Объединенная контейнерная мощь тройки крупнейших операторов должна была предоставить неслыханные возможности участникам альянса и серьезные ценовые преимущества грузовладельцам. При этом ни о каком сговоре относительно фрахтовых ставок речь не шла.
Американские регулирующие органы «дали добро». Так же поступипи в Евросоюзе. Впрочем, разрешение ЕС означало, что компании могут начать совместную деятельность, а наблюдающие европейские органы позже примут окончательное решение о том, не вредит ли создание альянса конкурентной среде. Представители трех глобальных перевозчиков не сомневались в одобрении китайским министерством альянса, хотя некоторые источники информировали о том, что китайцы так просто «зеленого света» не дадут. В июне 2014 года MofCom (Ministry of Commerce) Китая положило конец надеждам.
Забавно, но китайское решение как-то чересчур быстро, без возражений было принято морской общественностью мира.
2. Нильс Андерсен и Сорен Скоу
Финансовые результаты Maersk Line, как говорится, бросали вызов силе притяжения весь 2014 год. За весь финансовый год, по оценкам, операционная прибыль компании превысила $2,3 млрд с отличными квартальными результатами. Лучшим был третий квартал – с июля по сентябрь. В этот период прибыль составила $685 млн. Это лучший результат крупнейшего глобального оператора с середины 2010 года. А доход на инвестированный капитал превысил 13,5% (за предыдущий квартал -10,8%).
Результаты Maersk Line, похоже, никак не зависели от состояния рынка в целом, ситуация на котором оставалась весьма волатильной. Тем ценнее достигнутое компанией под руководством исполнительного директора АР Moeller Maersk Group Нильса Андерсена и исполнительного директора Maersk Line Сорена Скоу, сумевших сколотить отличную команду специалистов.
Не все ладилось у Maersk в прошлом году. В частности, провал планов организации альянса РЗ следует записать в неудачи. Важно, однако, как неудачу встречают, какие выводы делают. Прошло всего несколько недель после того, как Минкоммерции Китая заблокировало создание альянса, и датчане объявили о подписании 2М Vessel- Sharing Agreement с компанией MSC. Новый альянс начал свою деятельность в январе 2015 года. Речь идет о совместных операциях на трех основных трейдах, связывающих Восток и Запад.
С 2011 года компания, как и все представители контейнерной индустрии, прошла большой путь, весьма напоминающий американские горки. С 2011 года Maersk не заказывала новых контейнеровозов Tripple-E класса, но уже вскоре подобные заказы будут размещены, поскольку Maersk уже готовится к обновлению флота, к замещению менее вместительных судов новым тоннажем в 2017 году.
3. Семья Апонте
В октябре 2014 года Жанлуиджи Апонте передал бразды правления Mediterranean Shipping Company своему сыну Диего, выдвинув его в качестве президента и исполнительного директора компании. Впрочем, никто из сведущих людей не ожидал, что Жанлуиджи и в самом деле отойдет от управления группой, которую создал собственными руками. Этого фактически и не произошло.
В конце 2014 года MSC владела флотом, состоящим из 471 судна общей контейнеровместимостью 2,4 млн TEU, что вдвое превышает вместимость флота компании восемь лет назад. Кроме того, еще 31 контейнеровоз заказан на судоверфях мира, включая крупнейшее судно этого типа в мире, сошедшее со стапелей уже в нынешнем, 2015 году. С контейнеровместимостью 19 274 TEU MSC Oskar сегодня не знает себе равных.
В настоящий момент MSC – второй по величине контейнерный перевозчик мира (вслед за Maersk Line), и у компании есть все шансы превзойти конкурента, по крайней мере по суммарной мощности флота (разумеется, с учетом нынешнего портфеля заказов). Если говорить об экспансии MSC. необходимо отметить, что речь идет об органическом росте – без слияний и поглощений.
MSC занимается не только контейнерными перевозками, но также терминальной портовой деятельностью. Впрочем, как и многие прочие линии. Не забудем и о том, что швейцарцы – крупнейшая круизная линия Европы.
Диего Апонте начал свою карьеру в MSC в 1997 году. Поначалу он делил офис с отцом, готовившим отпрыска к тому моменту, когда Жанлуиджи придется уступить место «короля». Диего Апонте был председателем портового дивизиона группы Terminal Investment Ltd, когда MSC улучшила свой банковский баланс на $9,1 млрд, продав 35% акций терминального бизнеса.
4. Семья Сааде
Компания Жака Сааде и его семьи закончила 2014 год с превосходными финансовыми результатами, несмотря на удар, нанесенный китайским Минкоммерции в июне, когда планы по созданию альянса РЗ вместе с Maersk Line и MSC были заблокированы китайскими товарищами. Ну что ж, нет так нет. СМА CGM вошла в менее амбициозный альянс Ocean Three – с арабской UASC и китайской CSCL. Компаниям уже приходилось сотрудничать в прошлом, у каждой есть в распоряжении (или заказаны) ультраконтейнеровозы вместимостью свыше 18 000 TEU.
СМА CGM занимается не только океанскими перевозками. В конце ноября компания подтвердила планы приобретения германского каботажного оператора (shortsee operator) ОRDR у Bernhard Schulte Group, добавив тем самым в свое портфолио мощную региональную линию. В апреле 2015-го сделка была завершена. Компания сохранила свое название и штаб-квартиру в Гамбурге.
Группа оказалась одной из наиболее финансово успешных в прошлом году. Она в три раза увеличила чистую прибыль в третьем квартале до $201 млн и перевезла рекордный объем грузов.
Молодое поколение играет все более заметную роль в управлении группой, в то время как отцы-основатели Жак Сааде и Фарид Салем постепенно отходят от дел, – 44-летний Родольф Сааде в мае 2014 года стал вице-президентом СМА CGM. Официально объявлено, что он станет председателем компании, «когда наступит время».
Именно он вел переговоры с Maersk и MSC об организации альянса РЗ, именно он помог группе быстро переключиться на подписание Ocean Three vessel-sharing agreement, альянса, начавшего функционировать в конце 2014 года.
Его сестра Таня Сааде-Зеенни стала исполнительным директором компании. В ее обязанности входят бухгалтерия, маркетинг и глобальные коммуникации.
5. Дуг Мак-Миллон
Глобальная сеть розничной торговли, разумеется, играет критически важную роль для объемов транстихоокеанских перевозок. Walmart – самая крупная розничная сеть в мире. Понятно, что она и является крупнейшим клиентом глобального контейнерного судоходства.
Чтобы представить масштабы Walmart, достаточно сказать, что только в третьем квартале 2014 года компания продала товаров на $118 млрд, а ее магазины только в США, где их насчитывается 4300, еженедельно посещало 40 млн человек.
Дуг Мак-Миллон стал президентом и исполнительным директором сети в феврале прошлого года, сменив на этих постах Майка Дьюка. Влияние президента на контейнерное судоходство, пусть и опосредованное, очевидно: цепь поставок Walmart — важнейший источник объемов перевозок на трейде Азия – США. Это чрезвычайно крупный контейнеропоток, если говорить о потребительских товарах, в том числе телевизорах, одежде и мебели.
В 2014 году глобальные контейнерные перевозки выросли на 6%, до 170,7 млн TEU. В 2015 году ожидается дальнейший рост еще на 6,7%, как сообщает Clarksons Research. Объемы перевозок на транстихоокеанском трейде, используемом Walmart для доставки грузов в США, выросли в прошлом году на 5% в сравнении с 2013 годом. В абсолютных цифрах это 14,5 млн TEU. Почти 600 контейнеровозов эксплуатируется на этом направлении.
Розничный гигант является единоличным лидером в импорте контейнеризированных товаров на американском рынке. В прошлом году Walmart укрепил свои позиции. Напомним, в 2013 году компания доставила в США 731 000 TEU, по сообщению Journal of Commerce.
6. Рольф Хаббен Янсен
Гопландец по национальности, Хаббен Янсен сталкивается с серьезными вызовами, пытаясь вернуть прибыльность ведущей германской судоходной компании и работая над проблемами интеграции с чилийской CSAV.
Г-н Янсен стал новым шефом Нараg- Lloyd в середине 2014 года. В начале декабря была завершена сделка по поглощению чилийской контейнерной линии, что автоматически превратило Hapag-Lloyd в шестую по величине контейнерную линию мира (по суммарной контейнеровместимости флота).
Отметим, это первый иностранец у руля германского гиганта. Послужной список Янсена впечатляет: достаточно сказать, что до того, как возглавить Hapag-Lloyd, он четыре года занимал позицию исполнительного директора в экспедиторском дивизионе АР Moeller- Maersk (компания Damco).
Hapag-Lloyd входит в альянс G6 вместе с пятью азиатскими перевозчиками. По всей видимости, это означает, что германским контейнерщикам придется столкнуться с необходимостью заказов нового вместительного тоннажа. Возможно, это будут и 18-тысячники – еще один вызов для Янсена.
Но первое, чем придется заняться гопландцу, это, как было сказано выше, сократить разрыв в прибыльности с Maersk Line и другими компаниями. В конце концов, ему же должны быть известны ноу-хау бывших работодателей. К тому же есть надежда, что ему удастся привлечь гамбургских инвесторов к программе модернизации флота компании.
7. Вечнозеленый Чанг Юнг-Фа
Один из пионеров контейнеризации по-прежнему управпяет своей компанией, основанной 50 лет назад, пытаясь отвоевать утраченные Evergreen позиции.
Evergreen Line уже давно не занимает первую строчку в списке глобальных контейнерных линий. Четыре европейских гиганта опережают ее. Но это по-прежнему крупнейшая азиатская линия, готовая напрячь мускулы, чтобы преодолеть отставание от лидеров.
Д-р Чанг, которому вскоре исполнится 90 лет, похоже, готов изменить свой подход к мегаконтейнеровозам (век живи – век учись) и начать строить суда класса «суперпостпанамакс». Кроме того, Чанг, всегда предпочитавший одиночество в бизнесе, ныне не прочь стать членом альянса перевозчиков.
Что вдруг? Взлетевшие до небес цены на углеводороды заставили Чанга осознать, что ни один глобальный перевозчик не в состоянии выжить без экономии на масштабах (economy of scale), то есть без более мощных судов, а также без партнерства с другими контейнерными линиями.
Сегодня у Evergreen уже есть ряд судов вместимостью 13 800 TEU, еще 10 судов вместимостью 14 000 TEU заказаны. А в январе этого года компания подтвердила свои намерения взять в чартер 11 новых контейнеровозов вместимостью 18 000 TEU каждый. Кроме того, Evergreen Line стапа членом альянса CKYHE.
Неясно только, кто станет наследником Великого Чанга Тайваньского. Поговаривают, кто-то из его вице-президентов…
8. Администрация Панамского канала и г-н Кийхано
Руководитель администрации Панамского канала Хорхе Кийхано занимает эту должность уже второй год, и этот год можно считать для него и компании вполне успешным. В 2014 году почти 80-километровый канал отметил свой 100-летний юбилей, но администрации было не до пышных торжеств: завершение многомиллиардного проекта по расширению и модернизации канала вновь откладывается.
В начале года еще были надежды, что первое коммерческое судно пройдет третьей очередью шлюзов в 2014 году, но этому не суждено было сбыться. Реализация проекта дважды в прошлом году была приостановлена из-за трудовых споров,разгоравшихся в зоне канала и в прошлые годы.
Аналитики отрасли отмечали, что назначение 37-летнего опытного Кийхано на должность поможет быстрому продвижению проекта, что ветеран Панамского канала сумеет усадить за стол переговоров работников и работодателей. Так и вышло. Именно участие Кийхано стало ключевым моментом улаживания прошлогодних разногласий. Завершить проект это пока не помогло, но в конце тоннеля забрезжил свет.
В ноябре 2014 года в зону канала были доставлены последние три пары шлюзовых ворот (всего 16), а это означает, что проект завершен на 82%. По всей видимости, финал стоит ожидать в первом квартале 2016 года.
Увы, из-за задержек с завершением проекта Панамский водный путь потерял значительную часть трафика в пользу своего конкурента – Суэцкого канала. Как говорит г-н Кийхано, работы еще непочатый край.
9. Герри Ванг, Seaspan Согр
Этот человек произвел сильное впечатление на представителей контейнерной индустрии, когда появился на международной арене 12 лет назад с бизнес-формулой, бросившей вызов тогдашним моделям, в частности принятым в German KG, где он работал. Среди лизинговых компаний Seaspan, пожалуй, не знает конкурентов.
Прошлым летом Ванг заключил сделку с Maersk Line на передачу в чартер судов вместимостью 10 ООО TEU. Сегодня основатель и генеральный директор Seaspan подумывает о приобретении 18-тысячников. Впрочем, в раздумье он находится уже не первый год.
Похоже, сейчас время самое подходящее, поскольку перевозчики, лелеющие глобальные амбиции, пытаются идти в ногу с лидерами сектора. Долгосрочный лизинг судов, принадлежащих Seaspan, – отличная опция.
В настоящий момент глава компании, владеющей флотом из 90 единиц (впрочем, часть этого количества пока только заказана) и суммарной контейнеровмести- мостью в 626 300 TEU, г-н Ванг остается и искренним, и разговорчивым человеком. В частности, он публично высказал в конце прошлого года ту не слишком распространенную точку зрения, что портовые заторы в Южной Калифорнии и других регионах мира имели позитивный эффект, поскольку увеличили спрос на тоннаж.
Он ожидает, что средняя скорость судового хода увеличится в связи с падением цен на топливо, что, несмотря на интерес к мегаконтейнеровозам, «рабочими лошадками» останутся суда вместимостью от 10 ООО TEU до 14 ООО TEU.
Господин Ванг – «лицо» компании, но своим успехом, напомним, он во многом обязан соучредителю Seaspan г-ну Грэхему Портеру. Они познакомились много лет назад в Ванкувере, когда вместе работали в Washington Group.
10. Federal Maritime Commissioners, Вашингтон
He часто представители этой организации попадают на страницы газет. Кому интересны федеральные назначенцы? В прошлом году, однако, о них писали много и по разным поводам, главным образом, благодаря пятерке комиссионеров, очутившихся в центре событий в связи с образованием новых альянсов контейнерных линий, нуждавшихся в одобрении FMC для операций на американских трейдах.
Трое – председатель FMC Марио Кордеро, Ричард Лидинский и Уильям Дойл – демократы, номинированные лично Бараком Обамой. Двое – Макл Коури и Ребекка Дай – республиканцы. Следует сказать, что они различаются не только политическими пристрастиями. Независимость мышления комиссионеров заставила не раз поволноваться крупнейшие контейнерные линии мира, гадавшие о точке зрения Вашингтона на создание консорциумов нового типа.
Разногласия по поводу РЗ не было – его прикончили китайцы. А вот обсуждения альянса 2М (Maersk Line и MSC) проходили весьма бурно. Лидинский и Дойл осторожничали, что заставило контейнерщиков послать в Вашингтон своих «ходоков» во избежание задержек с решением вопроса о разрешении. В результате лишь Лидинский проголосовал против создания 2М. Кстати, он же пытался заблокировать одобрение комиссией альянса Ocean Three (без обсуждения со своими коллегами).
Как бы то ни было, пятерка продемонстрировала, что FMC является влиятельной фигурой в контейнерном бизнесе. Вероятно, если бы федералы оказались менее сговорчивы, они сместили бы китайских коммунистов с первой строчки рейтинга…
Подготовил: Марк ШЕВЧЕНКО
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 6. – С. 34 – 37.