РОЛЬ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

20 Июл

В настоящей публикации приводится характеристика глобальных проблем. Особое внимание уделяется экологической проблеме. Авторы раскрывают причины нарастающего экологического кризиса, в частности, значение морского транспорта в загрязнении природной среды. Рассматриваются также меры правового и технического характера, принятие которых на морском транспорте может благотворно повлиять на состояние окружающей среды. Изучаются как частные, так и государственные усилия в сфере природоохранной деятельности, мероприятия как национального, так и международного характера в этой области, причем отмечается особенная роль ИМО в организации такой работы на морском транспорте.

Проблемами называют важные в практи­ческом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или из­вестны не полностью. В последние годы в миро­вом сообществе большое внимание уделяется устойчивому развитию человека. Устойчивое развитие определяют как стратегию социоприродного развития, которое обеспечивает выжи­вание, непрерывный прогресс общества и не разрушает природную среду. Раз­личным аспектам устойчивого развития посвящены многочисленные публикации, конференции,этой проблемой занимаются правительства, международные организации, агентства ООН. Связано это с тем, что многие из существующих для человечества угроз ставят под вопрос само  существование жизни на Земле и изменяют характер угроз и основных проблем безопасности. В сложившихся условиях на пути к устойчивому развитию очень важное значение приобретает решение ряда глобальных проблем, которые сопрово­ждали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отне­сти проблемы экологии, а также преодоления нищеты, голода (продовольственную) и энер­гетическую, вызванную ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты. Необходимость их решения преследует одну цель — обеспечение безопасно­сти развития человечества. Исходя из принятой классификация проблем, названные проблемы следует отнести к виду развитых, которые ха­рактеризуются следующими чертами:

1) это нестандартные, трудные задачи, ко­торые содержат определенные конкретные указания на пути их решения;

2) эти задачи возникли на базе определен­ной концепции, т. е. как закономерный резуль­тат процесса познания;

3) решение этих задач направлено на устра­нение противоречия, возникшего в познании (противоречия между положениями концеп­ции и фактами), а также на устранение несо­ответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.

Можно считать, что развитая проблема — это «знание о некотором незнании», допол­ненное достаточно конкретным указанием путей устранения этого незнания. Морская судоходная индустрия как важнейшая со­ставляющая мировой экономической систе­мы принимает активное участие в решении основных глобальных проблем современности. В этой связи следует отметить, что в качестве глобальных проблем выделяются те, которые:

а)   носят планетарный характер;

б)  угрожают всему человечеству гибелью или серьезным регрессом в дальнейшем раз­витии;

в)  требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.

В чем состоит сущность глобальных про­блем, в решение которых вносит свой вклад морской транспорт?

Экологическая проблема. Невиданные ра­нее темпы экологического развития мирового сообщества, особенно характерные для второй половины XX века, привели к тому, что оно стало осуществляться без надлежащего учета возможности окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальный емкости биосферы. В резуль­тате ученые разных стран предупреждают о на­растающем экологическом кризисе, который в отдельных регионах уже принял самые отчет­ливые формы. Следует отметить, что развитие человеческого общества всегда было противо­речивым: оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействи­ем на нее. Так, есть основания считать, что начавшийся около 12 тыс. лет назад процесс развития земледелия приводил к весьма суще­ственным негативным воздействиям на окру­жающую природу. В те времена технология земледелия заключалась в том, что на опреде­ленном участке выжигался лес, затем прово­дилась элементарная обработка почвы и выса­живались семена. На таком поле через 2-3 года почва истощалась и нужно было переходить на новый участок, где все это повторялось. Так, постепенно огромные территории становились непригодными для посевов потребных людям растений. Экологиче­ские проблемы в древности порождала добыча полезных ископаемых, которая требовала больших объемов крепкого леса. Например, интенсивная разра­ботка свинцовых рудников в Древней Греции привела фактически к уничтоже­нию лесов на Аттическом полуострове.

Всю проблему деградации мировой экологической системы сейчас условно делят на две части:

1.  Деградация природной среды в резуль­тате нерационального природного использо­вания.

2.  Загрязнение ее отходами человеческой деятельности.

В обоих случаях причины такого безоб­разного отношения к природе одинаковы — стремление сэкономить деньги за счет спо­собности окружающей среды к естествен­ному воспроизводству своих элементов и самоочищению. Так, на протяжении почти всей истории мореплавания с судов в океан сбрасывалось все, что считалось лишним: пищевые отходы, остатки грузов, мусор, за­грязненная вода и т. д. Считалось, что безбреж­ному и глубоководному морю от это­го никакого вреда не будет. Однако, возможности самоочищения океана не безграничны, в то время как мас­штабы деятельности человека на море постоянно растут. В результате насту­пает момент, когда морская среда не может справиться с последствиями вторжения в нее человека и начинает деградировать. Загрязнение природ­ной среды отходами производствен­ной и непроизводственной деятель­ности людей чрезвычайно велико и в последнее время достигло размеров, угрожающих самому существованию человеческой цивилизации. Совсем недавно количество твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятель­ностью человека, оценивалась для всего мира в 100 и более миллиардов тонн в год. По последним расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. Известно, что только 5-10 % всего до­бываемого сырья переходит в продукцию, а 90-95 % его в процессе переработки превра­щается в отходы. Очевидно, что проблема их ликвидации приобретает глобальный харак­тер. Итак, причинами нарастающего эколо­гического кризиса на Земле можно считать:

I. Несоответствие масштабов и темпов роста мировой экономики естественным воз­можностям и ресурсам Земли. Действительно, к началу XXI века по сравнению с 1900 г. ми­ровой ВВП возрос более чем в 17 раз. Миро­вое промышленное производство за это время увеличилась более чем в 50 раз; за первые три четверти прошлого века потребление нефти выросло более чем в 100 раз, стали — в 25 раз, алюминия — почти в 2000 раз. Все это создало огромную нагрузку на биосферу и природные ресурсы Земли, вызвало негативные экологи­ческие последствия. По свидетельству авто­ритетных научных организаций, восемь стран – США, Япония, ФРГ, Россия. Китай. Индия. Индонезия, Бразилия, где проживает 56 % на­селения Земли, находится 53 % всей площа­ди лесов и производится 59 % мирового ВВП — создают основную нагрузку на природную среду и ресурсы планеты. С целью принятия необходимых мер по охране окружающей сре­ды в конце 70-х годов XX века правительства многих стран приступили к формированию новой экологической политики. В США, стра­нах Западной Европы и Японии был принят ряд законов об оздоровлении окружающей среды и рациональном использования при­родных ресурсов, введены жесткие экономи­ческие стандарты на производимую продук­цию, пересмотрены системы экологического образования и др. Все эти меры, расширение и совершенствование которых осуществляет­ся сейчас, позволили значительно улучшить состояние природной среды, но в целом про­блему не решили. Активные усилия мирового сообщества в этом направлении продолжают­ся, о некоторых мерах мы уже писали в МО (№ 2, 3, 2012 г.).

Для морской индустрии экологическая проблема — наиболее важная. Мировой океан покрывает 70 % поверхности земли, он регули­рует многочисленные процессы на нашей пла­нете, формирует климат, содержит огромные запасы морепродуктов. Парниковые газы в ат­мосфере способствуют постоянному потепле­нию у поверхности Земли, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на погоду и изменение климата. К таким газам относит­ся водяной пар, озон, углекислый газ, метан —  все природного происхождения. Человек добавил к ним оксиды серы, азота, попадаю­щие в атмосферу из дымовых труб береговых предприятий и судов. Ученые подсчитали, что за последние 300 лет человечество загрязнило атмосферу такими газами до уровня, который за счет природных процессов сформируется за 650 тысяч лет.

Морской транспорт также вносит свой вклад в загрязнение природной среды. По ориентировочным данным, на долю береговой индустрии приходится около 72 % загрязнения моря, вызванных человеческой активность: 25 % загрязнителей попадают в море в про­цессе эксплуатации судов. К загрязнителям моря (sea pollutions) относятся нефть, химикаты, опасные грузы, перевозимые в таре и навалом, мусор, сточные воды. Загрязните.’, атмосферного воздуха: выбросы из дымовых труб судов, содержащие вредные веществ испарения (газы), пыль из груза, вещества, разрушающие озон и др. Самый вредный всех видов загрязнений — нефть, представ­ляющая собой сложную смесь углеводородов  и их производных. При попадании нефти в море на поверхности воды образуется пленка — «нефтяной слик». Нефтяные пятна препят­ствуют контакту и взаимодействию системы «Мировой океан — атмосфера», что оказывает влияние на физико-химические и биологические процессы в водной среде так как Мировой океан регулирует обмен ве­ществ и энергии на всей планете.

Нарушение теплообмена океана с атмосферой способно привести к неконтролируемым изменениям климата Земли, а массовая гибель водорослей (фитопланктона), производящих около 70 % кислорода, может вызвать нарушение балан­са кислорода в атмосфере. Загрязнение моря нефтью ухудшает способность водных масс к самоочищению и губительно для рыболовства. Хотя внимание общественности сосредото­чено на загрязнении моря нефтью, многие другие вещества, перевозимые на специали­зированных судах, также представляют опасность для морской среды. Несмо­тря на небольшие партии таких грузов и принимаемые меры предосторожности, их негативное воздействие может быть очень сильным. Например, находясь в движении, каждый день контейнеровоз вместимостью 2100 ТЕU с главным дви­гателем мощностью 1250 kw потребля­ет 53 тыс. литров топлива и 140 литров смазочных масел. Его «отходами» яв­ляются: 2 тонны остатков масел, до 10 м нефтесодержащих льяльных вод, 160 тонн углекислого газа (СО,), 4.3 тонны окисла серы. Очевидно, что негативное воздействие на природную среду круп­нотоннажных контейнеровозов с более мощными двигательными установками будет значительно большим. Учитывая, что в составе мирового морского флота сейчас около 50 тыс. крупных судов (а с учетом судов портового флота, снабженцев и др. — около 90 тыс. единиц), можно представить, какое огромное количество загрязнений по­падает в океан и атмосферу в результате судо­ходства. Вместе с тем имеются и обнадеживаю­щие данные. И МО предпринимает активные и целенаправленные меры по защите природной среды от загрязнений, возникающих в про­цессе эксплуатации судов, путем разработки и применения международных конвенций и кодексов, которые затем вводятся в действие правительствами стран-участниц Организа­ции и обязывают их выполнять установленные стандарты и требования. Конвенции ИМО ре­шают проблему загрязнения морской среды несколькими путями:

а)   предупреждение загрязнений в период судовых операций — достигается применени­ем соответствующих мер при проектировании, оборудовании и эксплуатации судов;

б)   снижение числа аварий на море, что до­стигается введением строгих и обязательных стандартов и навигационных процедур на все­мирной основе, направленных на повышение безопасности судоходства;

в)   уменьшение последствий аварий — меры, принимаемые к ограничению загряз­нения в результате аварий;

г)   помощь в применении природоохранных норм и требований. И МО оказывает техни­ческую и другую помощь правительствам в разработке и реализации планов по противо­стоянию загрязнению. Не представляется воз­можности в кратком обзоре охарактеризовать все многочисленные правила и требования, содержащиеся в нормативных документах ИМО по защите природной среды, поэтому ограничимся только их перечнем. За период своей активной нормотворческой деятельности с 1958 года по настоящее время ИМО приняла, ввела в действие и контролировала применение в судоходстве следующих международных конвенций:

О вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к за­грязнению нефтью (принята в 1969 г., вступила в силу в мае 1975 г.);

  • О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (принята в 1969 г., вступила в силу в июне 1975 г.);
  • О создании международного фонда для компенсации ущерба от за­грязнения нефтью (принята в 1971 г., вступила в силу в октябре 1978 г.);
  • Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78). Принята в 1973 г., начала действовать с февраля 1984 г.;
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (принята в 1972 г., вступила в силу в августе 1975 г.);
  • Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения моря, реагированию и сотрудничеству (1990 г.);
  • Международная конвенция по контролю и управлению балластными водами судов и осадками (принята в феврале 2004 г., в силу еше не вступила, но многие ее по­ложения включены в национальные за­коны ряда государств и применяются в практике судоходства);
  • Международная конвенция по контролю за вредными противообрастающими системами на судах (принята в октябре 2001 г., еще в действие не вступила, но ряд ее требований реализуется при экс­плуатации судов).

Кроме этих международных соглашений, оказывающих большое влияние на принятие мер по охране природной среды при операциях на море, ИМО разработала ряд технических документов — кодексов, ко­торыми обязаны руководствоваться ответственные лица в судоходных компаниях и на борту судов для снижения негативного влияния мор­ского транспорта на экосистему океана. Все они систематически пере­сматриваются и корректируются в целях соответствия изменяющимся условиям работы танкерных судов. Основная роль в деятельности мор­ского сообщества по предотвращению загрязнения Мирового океана в результате судоходства принадлежит Конвенции МАРПОЛ 73/78. Шесть приложений этого документа содержат правила, направленные на предотвращение загрязнений моря нефтью, вредными веществами (перевозимыми наливом и в упаковке), сточными водами, мусором, а также атмосферного воздуха с судов.

Применение их на судах контролируется как во время плавания (наблюдение и фотосъемка с патрульных самолетов) так и в портах посещения — органами контроля государства порта. Новые правила ИМО защищают антарктические воды от загрязнения тяжелыми со­ртами судового топлива (вошли в силу с 1 августа 2011 г.). Это означает, что суда, работающие в этих районах, грузовые и пассажирские, долж­ны переходить «to distillate fuels» при прохождении зон Антарктики — морского района к югу от параллели 60е S. Активно участвуют в природоохранной деятельности морские администрации прибрежных государств, ведущие классификационные общества, международные общественные организации (греческая ХЕЛМЕПА и ее филиалы в разных странах). Во многих государствах действуют национальные законы по защите природной среды (в США. Японии, Австралии, странах Евросоюза), установлены суровые меры наказания за их на­рушения. Систематическая, целенаправленная работа, проводимая мировым морским сообществом, приносит впечатляющие результаты. Так, количество нефтяных пятен массой до 700 тонн, зафиксирован­ных в море, было: в 1980 г. — 36 случаев, в период 1990-2000 гг. — 28 случаев, в 2000—2008 гг. — 8. Количество пятен массой более 700 тонн снизилось с 90-х годов XX века в три раза. В соответствии с требова­ниями приложения VI МАРПОЛ принимаются меры по снижению негативного влияния судоходства на атмосферный воздух. Здесь за­грязнителями являются: выбросы от дизельных установок (содержат окислы серы, азота, углерода); сжигание мусора в инсинераторе, озо- норазрушаюшие вещества (фреон). Установлены контрольные зоны (SOxEmission Control Areas, SECA) по соблюдению требований в от­ношении чистоты судового топлива (долж­но быть не более 1,0 % серы): Балтийское и Северное моря, побережье США и Канады, Японии, принят график постепенного пере­хода на более чистое от вредных примесей судовое топливо. Суда также могут исполь­зовать определенные одобренные техниче­ские средства для снижения количества окислов серы в выбросах из дымовых труб до эквивалентного уровня. В последнее время при проектировании и постройке судов используются новейшие техно­логии, позволяющие существенно снизить эмиссию СО, в атмосферу. ИМО сейчас работает над проектом Международной конвенции в отношении выбросов углекислого газа в атмосферу, практическое применение которой может внести значительный вклад в успешное решение проблемы защиты природной среды от повреждений. В за­ключение следует отметить, что наиболее эффективными путями решения экологических проблем сейчас считается внедрение эко­логически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов. Одной из важнейших задач человечества является утилиза­ция отходов — одного из главных источников загрязнения природных сфер. Даже поверхностный анализ мер, принимаемых на морском транспорте для предотвращения повреждений водной и воздушной среды в процессе судоходства, свидетельствует о том, что морское сообщество неуклонно стремится к достижению цели, сформулиро­ванной в девизе ИМО: «Безопасное судоходство в чистых океанах».

Авторы:

В. Торский, гл. редактор журнала «МО», В. Топалов, зам. гл. редактора

Источник:

Морское обозрение. – 2015. – № 2. – С. 1 – 3.

( Окончание в следующем номере)