В настоящей публикации приводится характеристика глобальных проблем. Особое внимание уделяется экологической проблеме. Авторы раскрывают причины нарастающего экологического кризиса, в частности, значение морского транспорта в загрязнении природной среды. Рассматриваются также меры правового и технического характера, принятие которых на морском транспорте может благотворно повлиять на состояние окружающей среды. Изучаются как частные, так и государственные усилия в сфере природоохранной деятельности, мероприятия как национального, так и международного характера в этой области, причем отмечается особенная роль ИМО в организации такой работы на морском транспорте.
Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. В последние годы в мировом сообществе большое внимание уделяется устойчивому развитию человека. Устойчивое развитие определяют как стратегию социоприродного развития, которое обеспечивает выживание, непрерывный прогресс общества и не разрушает природную среду. Различным аспектам устойчивого развития посвящены многочисленные публикации, конференции,этой проблемой занимаются правительства, международные организации, агентства ООН. Связано это с тем, что многие из существующих для человечества угроз ставят под вопрос само существование жизни на Земле и изменяют характер угроз и основных проблем безопасности. В сложившихся условиях на пути к устойчивому развитию очень важное значение приобретает решение ряда глобальных проблем, которые сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, а также преодоления нищеты, голода (продовольственную) и энергетическую, вызванную ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты. Необходимость их решения преследует одну цель — обеспечение безопасности развития человечества. Исходя из принятой классификация проблем, названные проблемы следует отнести к виду развитых, которые характеризуются следующими чертами:
1) это нестандартные, трудные задачи, которые содержат определенные конкретные указания на пути их решения;
2) эти задачи возникли на базе определенной концепции, т. е. как закономерный результат процесса познания;
3) решение этих задач направлено на устранение противоречия, возникшего в познании (противоречия между положениями концепции и фактами), а также на устранение несоответствия между потребностями и наличием средств для их удовлетворения.
Можно считать, что развитая проблема — это «знание о некотором незнании», дополненное достаточно конкретным указанием путей устранения этого незнания. Морская судоходная индустрия как важнейшая составляющая мировой экономической системы принимает активное участие в решении основных глобальных проблем современности. В этой связи следует отметить, что в качестве глобальных проблем выделяются те, которые:
а) носят планетарный характер;
б) угрожают всему человечеству гибелью или серьезным регрессом в дальнейшем развитии;
в) требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.
В чем состоит сущность глобальных проблем, в решение которых вносит свой вклад морской транспорт?
Экологическая проблема. Невиданные ранее темпы экологического развития мирового сообщества, особенно характерные для второй половины XX века, привели к тому, что оно стало осуществляться без надлежащего учета возможности окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее, потенциальный емкости биосферы. В результате ученые разных стран предупреждают о нарастающем экологическом кризисе, который в отдельных регионах уже принял самые отчетливые формы. Следует отметить, что развитие человеческого общества всегда было противоречивым: оно постоянно сопровождалось не только установлением гармоничной связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. Так, есть основания считать, что начавшийся около 12 тыс. лет назад процесс развития земледелия приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу. В те времена технология земледелия заключалась в том, что на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и высаживались семена. На таком поле через 2-3 года почва истощалась и нужно было переходить на новый участок, где все это повторялось. Так, постепенно огромные территории становились непригодными для посевов потребных людям растений. Экологические проблемы в древности порождала добыча полезных ископаемых, которая требовала больших объемов крепкого леса. Например, интенсивная разработка свинцовых рудников в Древней Греции привела фактически к уничтожению лесов на Аттическом полуострове.
Всю проблему деградации мировой экологической системы сейчас условно делят на две части:
1. Деградация природной среды в результате нерационального природного использования.
2. Загрязнение ее отходами человеческой деятельности.
В обоих случаях причины такого безобразного отношения к природе одинаковы — стремление сэкономить деньги за счет способности окружающей среды к естественному воспроизводству своих элементов и самоочищению. Так, на протяжении почти всей истории мореплавания с судов в океан сбрасывалось все, что считалось лишним: пищевые отходы, остатки грузов, мусор, загрязненная вода и т. д. Считалось, что безбрежному и глубоководному морю от этого никакого вреда не будет. Однако, возможности самоочищения океана не безграничны, в то время как масштабы деятельности человека на море постоянно растут. В результате наступает момент, когда морская среда не может справиться с последствиями вторжения в нее человека и начинает деградировать. Загрязнение природной среды отходами производственной и непроизводственной деятельности людей чрезвычайно велико и в последнее время достигло размеров, угрожающих самому существованию человеческой цивилизации. Совсем недавно количество твердых отходов, порождаемых хозяйственной деятельностью человека, оценивалась для всего мира в 100 и более миллиардов тонн в год. По последним расчетам, к 2025 году объем таких отходов может возрасти еще в 4-5 раз. Известно, что только 5-10 % всего добываемого сырья переходит в продукцию, а 90-95 % его в процессе переработки превращается в отходы. Очевидно, что проблема их ликвидации приобретает глобальный характер. Итак, причинами нарастающего экологического кризиса на Земле можно считать:
I. Несоответствие масштабов и темпов роста мировой экономики естественным возможностям и ресурсам Земли. Действительно, к началу XXI века по сравнению с 1900 г. мировой ВВП возрос более чем в 17 раз. Мировое промышленное производство за это время увеличилась более чем в 50 раз; за первые три четверти прошлого века потребление нефти выросло более чем в 100 раз, стали — в 25 раз, алюминия — почти в 2000 раз. Все это создало огромную нагрузку на биосферу и природные ресурсы Земли, вызвало негативные экологические последствия. По свидетельству авторитетных научных организаций, восемь стран – США, Япония, ФРГ, Россия. Китай. Индия. Индонезия, Бразилия, где проживает 56 % населения Земли, находится 53 % всей площади лесов и производится 59 % мирового ВВП — создают основную нагрузку на природную среду и ресурсы планеты. С целью принятия необходимых мер по охране окружающей среды в конце 70-х годов XX века правительства многих стран приступили к формированию новой экологической политики. В США, странах Западной Европы и Японии был принят ряд законов об оздоровлении окружающей среды и рациональном использования природных ресурсов, введены жесткие экономические стандарты на производимую продукцию, пересмотрены системы экологического образования и др. Все эти меры, расширение и совершенствование которых осуществляется сейчас, позволили значительно улучшить состояние природной среды, но в целом проблему не решили. Активные усилия мирового сообщества в этом направлении продолжаются, о некоторых мерах мы уже писали в МО (№ 2, 3, 2012 г.).
Для морской индустрии экологическая проблема — наиболее важная. Мировой океан покрывает 70 % поверхности земли, он регулирует многочисленные процессы на нашей планете, формирует климат, содержит огромные запасы морепродуктов. Парниковые газы в атмосфере способствуют постоянному потеплению у поверхности Земли, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на погоду и изменение климата. К таким газам относится водяной пар, озон, углекислый газ, метан — все природного происхождения. Человек добавил к ним оксиды серы, азота, попадающие в атмосферу из дымовых труб береговых предприятий и судов. Ученые подсчитали, что за последние 300 лет человечество загрязнило атмосферу такими газами до уровня, который за счет природных процессов сформируется за 650 тысяч лет.
Морской транспорт также вносит свой вклад в загрязнение природной среды. По ориентировочным данным, на долю береговой индустрии приходится около 72 % загрязнения моря, вызванных человеческой активность: 25 % загрязнителей попадают в море в процессе эксплуатации судов. К загрязнителям моря (sea pollutions) относятся нефть, химикаты, опасные грузы, перевозимые в таре и навалом, мусор, сточные воды. Загрязните.’, атмосферного воздуха: выбросы из дымовых труб судов, содержащие вредные веществ испарения (газы), пыль из груза, вещества, разрушающие озон и др. Самый вредный всех видов загрязнений — нефть, представляющая собой сложную смесь углеводородов и их производных. При попадании нефти в море на поверхности воды образуется пленка — «нефтяной слик». Нефтяные пятна препятствуют контакту и взаимодействию системы «Мировой океан — атмосфера», что оказывает влияние на физико-химические и биологические процессы в водной среде так как Мировой океан регулирует обмен веществ и энергии на всей планете.
Нарушение теплообмена океана с атмосферой способно привести к неконтролируемым изменениям климата Земли, а массовая гибель водорослей (фитопланктона), производящих около 70 % кислорода, может вызвать нарушение баланса кислорода в атмосфере. Загрязнение моря нефтью ухудшает способность водных масс к самоочищению и губительно для рыболовства. Хотя внимание общественности сосредоточено на загрязнении моря нефтью, многие другие вещества, перевозимые на специализированных судах, также представляют опасность для морской среды. Несмотря на небольшие партии таких грузов и принимаемые меры предосторожности, их негативное воздействие может быть очень сильным. Например, находясь в движении, каждый день контейнеровоз вместимостью 2100 ТЕU с главным двигателем мощностью 1250 kw потребляет 53 тыс. литров топлива и 140 литров смазочных масел. Его «отходами» являются: 2 тонны остатков масел, до 10 м нефтесодержащих льяльных вод, 160 тонн углекислого газа (СО,), 4.3 тонны окисла серы. Очевидно, что негативное воздействие на природную среду крупнотоннажных контейнеровозов с более мощными двигательными установками будет значительно большим. Учитывая, что в составе мирового морского флота сейчас около 50 тыс. крупных судов (а с учетом судов портового флота, снабженцев и др. — около 90 тыс. единиц), можно представить, какое огромное количество загрязнений попадает в океан и атмосферу в результате судоходства. Вместе с тем имеются и обнадеживающие данные. И МО предпринимает активные и целенаправленные меры по защите природной среды от загрязнений, возникающих в процессе эксплуатации судов, путем разработки и применения международных конвенций и кодексов, которые затем вводятся в действие правительствами стран-участниц Организации и обязывают их выполнять установленные стандарты и требования. Конвенции ИМО решают проблему загрязнения морской среды несколькими путями:
а) предупреждение загрязнений в период судовых операций — достигается применением соответствующих мер при проектировании, оборудовании и эксплуатации судов;
б) снижение числа аварий на море, что достигается введением строгих и обязательных стандартов и навигационных процедур на всемирной основе, направленных на повышение безопасности судоходства;
в) уменьшение последствий аварий — меры, принимаемые к ограничению загрязнения в результате аварий;
г) помощь в применении природоохранных норм и требований. И МО оказывает техническую и другую помощь правительствам в разработке и реализации планов по противостоянию загрязнению. Не представляется возможности в кратком обзоре охарактеризовать все многочисленные правила и требования, содержащиеся в нормативных документах ИМО по защите природной среды, поэтому ограничимся только их перечнем. За период своей активной нормотворческой деятельности с 1958 года по настоящее время ИМО приняла, ввела в действие и контролировала применение в судоходстве следующих международных конвенций:
О вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью (принята в 1969 г., вступила в силу в мае 1975 г.);
- О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (принята в 1969 г., вступила в силу в июне 1975 г.);
- О создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (принята в 1971 г., вступила в силу в октябре 1978 г.);
- Международная конвенция по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78). Принята в 1973 г., начала действовать с февраля 1984 г.;
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (принята в 1972 г., вступила в силу в августе 1975 г.);
- Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения моря, реагированию и сотрудничеству (1990 г.);
- Международная конвенция по контролю и управлению балластными водами судов и осадками (принята в феврале 2004 г., в силу еше не вступила, но многие ее положения включены в национальные законы ряда государств и применяются в практике судоходства);
- Международная конвенция по контролю за вредными противообрастающими системами на судах (принята в октябре 2001 г., еще в действие не вступила, но ряд ее требований реализуется при эксплуатации судов).
Кроме этих международных соглашений, оказывающих большое влияние на принятие мер по охране природной среды при операциях на море, ИМО разработала ряд технических документов — кодексов, которыми обязаны руководствоваться ответственные лица в судоходных компаниях и на борту судов для снижения негативного влияния морского транспорта на экосистему океана. Все они систематически пересматриваются и корректируются в целях соответствия изменяющимся условиям работы танкерных судов. Основная роль в деятельности морского сообщества по предотвращению загрязнения Мирового океана в результате судоходства принадлежит Конвенции МАРПОЛ 73/78. Шесть приложений этого документа содержат правила, направленные на предотвращение загрязнений моря нефтью, вредными веществами (перевозимыми наливом и в упаковке), сточными водами, мусором, а также атмосферного воздуха с судов.
Применение их на судах контролируется как во время плавания (наблюдение и фотосъемка с патрульных самолетов) так и в портах посещения — органами контроля государства порта. Новые правила ИМО защищают антарктические воды от загрязнения тяжелыми сортами судового топлива (вошли в силу с 1 августа 2011 г.). Это означает, что суда, работающие в этих районах, грузовые и пассажирские, должны переходить «to distillate fuels» при прохождении зон Антарктики — морского района к югу от параллели 60е S. Активно участвуют в природоохранной деятельности морские администрации прибрежных государств, ведущие классификационные общества, международные общественные организации (греческая ХЕЛМЕПА и ее филиалы в разных странах). Во многих государствах действуют национальные законы по защите природной среды (в США. Японии, Австралии, странах Евросоюза), установлены суровые меры наказания за их нарушения. Систематическая, целенаправленная работа, проводимая мировым морским сообществом, приносит впечатляющие результаты. Так, количество нефтяных пятен массой до 700 тонн, зафиксированных в море, было: в 1980 г. — 36 случаев, в период 1990-2000 гг. — 28 случаев, в 2000—2008 гг. — 8. Количество пятен массой более 700 тонн снизилось с 90-х годов XX века в три раза. В соответствии с требованиями приложения VI МАРПОЛ принимаются меры по снижению негативного влияния судоходства на атмосферный воздух. Здесь загрязнителями являются: выбросы от дизельных установок (содержат окислы серы, азота, углерода); сжигание мусора в инсинераторе, озо- норазрушаюшие вещества (фреон). Установлены контрольные зоны (SOxEmission Control Areas, SECA) по соблюдению требований в отношении чистоты судового топлива (должно быть не более 1,0 % серы): Балтийское и Северное моря, побережье США и Канады, Японии, принят график постепенного перехода на более чистое от вредных примесей судовое топливо. Суда также могут использовать определенные одобренные технические средства для снижения количества окислов серы в выбросах из дымовых труб до эквивалентного уровня. В последнее время при проектировании и постройке судов используются новейшие технологии, позволяющие существенно снизить эмиссию СО, в атмосферу. ИМО сейчас работает над проектом Международной конвенции в отношении выбросов углекислого газа в атмосферу, практическое применение которой может внести значительный вклад в успешное решение проблемы защиты природной среды от повреждений. В заключение следует отметить, что наиболее эффективными путями решения экологических проблем сейчас считается внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов. Одной из важнейших задач человечества является утилизация отходов — одного из главных источников загрязнения природных сфер. Даже поверхностный анализ мер, принимаемых на морском транспорте для предотвращения повреждений водной и воздушной среды в процессе судоходства, свидетельствует о том, что морское сообщество неуклонно стремится к достижению цели, сформулированной в девизе ИМО: «Безопасное судоходство в чистых океанах».
Авторы:
В. Торский, гл. редактор журнала «МО», В. Топалов, зам. гл. редактора
Источник:
Морское обозрение. – 2015. – № 2. – С. 1 – 3.
( Окончание в следующем номере)