Круизный бизнес: «Black Sea Cruise-2012»

5 Ноя
20-21 сентября 2012 года в Одессе прошла третья международная конференция «Black Sea Cruise-2012», организованная Одесским портом. В конференции приняли участие более 100 человек из 15 стран Средиземноморско-Черноморского региона, США, представители 5 крупнейших круизных компаний, которые оперируют более чем 80 % круизного флота мира.

Будучи одним из немногих мероприятий, посвященных вопросам круизного туризма Черноморского региона, конференция «Black Sea Cruise-2012»
ставит своей конечной целью возрождение и развитие круизного направления на Черном море.
Круизное судоходство на Черном море в 2002—2012 гг. развивалось внушительными темпами — в среднем плюс 12 % в год, отмечал в своем выступлении
на конференции президент «GP Wild International» Питер Уайльд. Регион является одним из наиболее перспективных с точки зрения развития этого
бизнеса не только благодаря своему уникальному культурно-историческому наследию, но и с точки зрения чисто экономической. Небольшие расстояния между портами позволяют экономить на топливе для судов и в целом позитивно отражаются на рентабельности судоходных компаний.
Сегодня 17 портов на побережье Черного моря имеют возможность принимать круизные суда. Из них 5—6 располагают инфраструктурой для швартовки больших лайнеров и 3—4, которые близки к этому. Наибольшим историческим потенциалом, который еще предстоит раскрыть для туристов,
по мнению эксперта, обладает Севастополь. В то же время наибольшие шансы стать базовым круизным портом региона имеет Одесса, которая, кроме прочего, находится в наиболее выгодном географическом положении к центрам формирования туристических групп в Европе и России.
Вице-президент по коммерческому развитию компании «Royal Caribbean Cruises» Джон Терчек отметил: чтобы повысить привлекательность украинских портов, нужно сделать две главные вещи — модернизировать инфраструктуру существующих портов и расширить информационное поле. У больших круизных компаний, которые оперируют на территории США и Великобритании, мало информации о том, что можно увидеть в Украине, каким потенциалом обладает этот регион. Кроме Одессы, другие отечественные порты не могут принимать современные суда — «панамаксы» диной 300 и более метров. Для круизной компании экономически не выгодно заходить только в один порт — Одессу. «Всегда должно быть на расстоянии небольшого перехода несколько интересных портов. Именно поэтому так важно развитие других портов на Черном море», — отметил Джон Терчек.
Председатель Государственного агентства Украины по туризму и курортам Елена Шаповалова сообщила о разработке целевой программы развития въездного и выездного туризма в Украине на период 2012—2022 гг. В документе впервые большое внимание уделено направлению, связанному с приемом и обслуживанием круизного флота в отечественных морских портах. Модернизацию круизной инфраструктуры портов планируется осуществлять за счет инвестиционных ресурсов, привлечь которые помогут изменения в законодательстве, в частности, принятый недавно Закон о морских портах.
По словам Елены Шаповаловой, благодаря чемпионату Европы по футболу, Украина предстала перед международным сообществом страной с богатой историей, культурой, наукой. И сегодня правительство прилагает максимум усилий, чтобы поддержать волну интереса к нашей стране. Важным инструментом повышения туристической привлекательности Украины является круизный бизнес.
После принятия в нашей стране Закона о морских портах, у ведущих круизных операторов мира появилась реальная перспектива создания своей береговой инфраструктуры в украинских черноморских портах, заявил в своем выступлении на конференции начальник Одесского порта Юрий Васьков. Возможность закрепления на украинском круизном рынке иностранным компаниям предоставляет предусмотренная законом концессия, как одна из основных форм государственно-частного партнерства.
Уже до конца текущего года Кабинет Министров Украины подготовит тендеры на передачу в концессию пассажирских комплексов в портах Ялта и Севастополь, сообщил Юрий Васьков и призвал участвовавших в конференции представителей круизных линий подавать заявки на участие в этих тендерах.
Анализируя факторы, которые могут превратить Черноморский регион в один из наиболее привлекательных круизных ареалов Европы, Юрий Васьков акцентировал внимание на строительстве новых причалов, способных принимать лайнеры длиной до 300 метров, и новых аэропортов.
Так, в настоящее время активными темпами реконструируются круизные терминалы в российском порту Сочи и болгарском Бургасе, в конце текущего года должна начаться реконструкция терминала в грузинском Батуми. Также в Сочи и Батуми строятся новые аэропорты. Самая большая проблема развития круизного бизнеса в Одессе — отсутствие в городе современного аэропорта. Но в этом году она сдвинулась с мертвой точки: правительство Украины приняло принципиальное решение о начале строительства нового Одесского аэропорта.
Объект планируется сдать в эксплуатацию за два года.
На конференции обсуждался инициированный Одесским портом маркетинговый проект «Cruise Black Sea», который должен «работать» в рамках Ассоциации «Med Cruise». Речь идет о некоммерческом партнерстве частных и государственных структур, целью которого является популяризация и продвижение круизного направления под единым брендом.
Опыт подобных проектов («Cruise Baltic», «Cruise Saint Lawrence», «Atlantic Alliance») показал, что уже за два года работы с ними количество судозаходов в соответствующих регионах увеличивалось на 20—30 %. Что касается черноморских портов, в которые заходят всего несколько компаний, то за два года работы проекта их количество реально может возрасти до 30 %.
Основная миссия проекта — преодоление информационного вакуума вокруг региона, популяризация туристического продукта и бренда. Участие в нем позволит достойно представить черноморский бренд на международном рынке при минимальных капиталовложениях, в максимально короткие сроки при полном равноправии всех стран и портов-участников.
С докладами на конференции выступили также директор крупнейшей мировой круизной компании «Carnival UK» по портовым операциям и обслуживанию Стивен Янг (компания оперирует более 100 судами общей вместимостью более 190 тыс. пассажиров), руководитель сектора портовых операций «Royal Caribbean Cruises» Франциско Реддель (компания располагает 40 судами общей пассажировместимостью 94 тыс. человек), вице-президент «Pullmantur Group» по береговым операциям Эдуарде Лопес-Пуэртас (компания — лидер испанского круизного рынка, оперирует 6 круизными судами общей вместимостью 11 тыс. пассажиров) и другие авторитетные лица.
По окончании конференции была проведена сессия краткосрочных деловых встреч в формате «би-ту-би» (business to business, В2В). В переговорах с представителями топ-менеджмента пяти ведущих круизных линий мира встретились руководители 21 туристической компании из девяти стран Средиземноморско-Черноморского бассейна.
Встречи в режиме «би-ту-би» мы проводили впервые, говорит начальник отдела развития и внешних связей ГП «ОМТП» Эльвира Лещинская. Технология мероприятия проста и рациональна: на переговоры к прилетевшему из-за океана представителю круизной линии заранее записываются руководители заинтересованных компаний, после чего на основании заявок составляется график встреч. Лимит времени, отпущенный на встречу, — 10 минут. Этого времени вполне достаточно для целевого обмена информацией и контактными данными. Огромный интерес, проявленный делегатами конференции к сессии В2В, свидетельствует об успехе эксперимента.
Автор: Алексей СТЕПАНОВ
Источник: Порты Украины. – 2012. – № 8. – С. 38 – 39.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *