Защита интересов грузоотправителей

5 Ноя

Что важно при заключении договора: тарифы и обыкновения перевозчика, пределы ответственности? Конечно, да. Ответам на эти и другие вопросы, связанные с заключением транспортных договоров, посвящена настоящая статья.

Занимаясь транспортным правом, мы обнаружили, что невозможно обойтись без знания основных принципов логистики. Логистам же разумно обращать внимание на базовые юридические основы, ведь тогда большинство споров и неприятных ситуаций можно будет избежать. Попытаемся подытожить нашу практику сопровождения бизнеса грузоотправителей и объяснить, какой минимум юридических знаний необходимо проявлять при заключении договора перевозки, перевалки, экспедирования, да и любого другого транспортного договора вообще. Тарифы и обыкновения перевозчика Суть услуг, которые оказывает перевозчик, очень проста — доставить товар (груз) из пункта А в пункт Б. Экономический смысл оказываемой им услуги — это получение фрахта и других платежей за дополнительные услуги, если они предусмотрены договором перевозки и оказаны надлежащим образом. Дело в том, что публичные перевозчики, например, морские линии, портовые терминалы, международные логистические компании не берут свои тарифы из воздуха. Они руководствуются, как правило, определенными правилами. Эти-то правила и должен выяснить грузоотправитель. Вот несколько вопросов к перевозчику, которые следует рассмотреть.

Являются ли его тарифы публично обнародованными, либо он будет применять тарифы, специально разработанные для некоторой индивидуально определенной перевозки?
Как он определил ставку своего тарифа?
Какие услуги оказывает перевозчик и какие варианты их тарификации?
Какие отправки осуществляет перевозчик и нельзя ли сэкономить на тарифах?
Имеются ли у перевозчика собственные правила перевозки (Terms and conditions)?
Имеются ли утвержденные государством тарифы?
Если да, то как они будут инкорпорированы в договор перевозки?
Какова итоговая стоимость перевозки со всеми услугами?
Каким образом оформляется перевозка:
а) путем рукопожатия (что, естественно, не очень нежелательно);
б) путем многостраничного контракта, который задаст работу вашему юристу (оптимальный вариант для вашего юриста);
в) путем выдачи какого-либо транспортного документа на одной странице (еще лучше, когда отношения с перевозчиком устоялись)?
Пределы ответственности
Невозвратимыми затратами грузоотправителя является его плата перевозчику за перевозку (фрахт). Эта плата и сумма реального вреда, нанесенного грузу, — суммы, которые и определяют пределы ответственности перевозчика. В этом выражается так называемая компенсационная дискриминация, позитивная дискриминация, то есть преимущества, которые предоставляются перевозчику в договоре перевозки перед грузоотправителем.
Более того, международными конвенциями и национальным законодательством могут быть предусмотрены дополнительные ограничения ответственности перевозчика.
Так, в Украине имеется общее правило о том, что перевозчик отвечает только в пределах размера стоимости груза. Это правило имеет столько исключений, что говорить о полной ответственности перевозчика невозможно. Например, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент, возмещение за поврежденное место груза или место, которого не хватает, не может превышать 6 расчетных единиц или 2 расчетные единицы за килограмм массы брутто. Но если говорить о контейнерных перевозках, то украинское право применяется в них очень редко. Оно явно отстает от вопросов, стоящих на повестке дня. Возможно, это положение будет хоть немного исправлено с принятием Закона о контейнерных перевозках.
В Гаагских правилах имеется подобная норма: если характер и стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент, ни перевозчик, ни судно не отвечают ни в коем случае за любые утрату или повреждение, причиненные грузу или связанные с
в сумме, превышающей эквивалент 10000 франков за место или единиц либо 30 франков за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше. Хотя и эти нормы давно устарели.
Таким образом, поскольку сумма ответственности перевозчика н наверняка не покроет убытки грузоотправителя, ему нужно позаботиться о
дополнительных гарантиях, например, о страховании грузов. Если позволяют коммерческие условия при уторговывании условий договора, можно поторговаться об ужесточении условия об ограничении ответственности перевозчика и иже с ним.
Ограничение ответственности перевозчика по срокам
Как бы ни была ограничена ответственность перевозчика по сумме, он должен строго соблюдать лимиты по срокам компенсации убытков грузоотправителя. В противном случае отправителю груза следует заявить претензию и подать иск против перевозчика (фрахтовщика, судовладельца и т.п.). Дело в том, что истечение сроков давности приводит к тому, что убытки взыскать будет практически невозможно. Причем нужно помнить о том, что в отношениях перевозки грузов имеют место специальные (сокращенные) сроки исковой давности, например, в Украине и России — один год.
Не отставайте от жизни
Древние говорили: «Все течет, все изменяется». На морском транспорте в современном мире это тем более верно. В последнее время получили
значительное распространение идеи, которые укрепляют позицию грузоотправителя в договоре перевозки. Например, Гамбургские правила. Или Роттердамские. Тем не менее, многие аспекты этого договора и правовые последствия, возникающие в результате его заключения, остаются предметом споров, как судебных и арбитражных, так и теоретических. Таким образом, грузоотправителю следует держаться в курсе последних достижений в области транспортного, в том числе морского, права, как международного, так и национального.
Автор: Артур НИЦЕВИЧ, партнер Международной юридической службы (Interlegal), адвокат, председатель Морского института Украины
Источник: Порты Украины. – 2012. – № 8. – 68 – 69.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *