В статье авторов Международной юридической службы (Interlegal) изучается правовой институт удержания. В частности, рассматриваются особенности института удержания как средства обеспечения обязательств вообще, специальные правые нормы, которыми регулируется удержание, а также удержание как отягощение (обременение) вещи. Авторы приводят пример из их практики юридического сопровождения фирмы Maersk Line. Особенное внимание авторы уделили удержанию как институту морского права и истории развития этого правового института.
В качестве объекта исследования авторы выделили удержание как способ обеспечения обязательств, помогающий не прибегая к гражданской правовой ответственности, гарантировать исполнение обязательств.
Удержание — единственный способ обеспечения обязательств, который возникает чаще из закона, а не из договора. В древности этот институт вызывал очень много споров, поскольку считался одним из видов самозащиты прав, что противоречило общему принципу защиты права только при помощи суда. В настоящее время во многих аспектах удержание так сблизилось с залогом, что на практике они часто рассматриваются как взаимозаменяемые, в особенности в англо-саксонской традиции, в частности, важнейшим правомочием кредитора-ретентора является право на удовлетворение из стоимости вещи. В этом отношении институты удержания и залога очень сходны.
Имеются и специальные нормы, регулирующие удержание. Так, согласно части 4 статьи 916 ГК Украины, перевозчик имеет право удержать переданный ему для перевозки груз для обеспечения внесения провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными нормативно-правовыми актами или не вытекает из сути обязательства. Законом Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» предусматривается право экспедитора удерживать груз, находящийся в его владении, до момента погашения платы экспедитору и возмещения расходов, понесенных им в интересах клиента, или до момента другого обеспечения выполнения клиентом его обязательств в части погашения платы экспедитору и возмещения указанных расходов, если иное не установлено договором транспортного экспедирования. Пункт 2 статьи 594 ГК Украины предусматривает, что удержанием вещи могут обеспечиваться и другие требования кредитора, если иное не установлено договором или законом.
Право удержания является отягощением вещи. Законом Украины «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений» от 18 ноября 2003 года (Закон) предусматриваются нормы, регулирующие отношения по поводу отягощения вещей. Из этого Закона следует, что в Украине кредиторы находятся в несколько более выгодном положении, чем должники.
В публикации содержится историческая справка “Удержание: возникновение и развитие”, а также правила удержания при перевозке грузов морем.
Авторы: Чеботаренко А.
Лебедев В.
Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100104216