Закон о портах: дорогу осилит идущий

27 Авг

Статья посвящена вопросам, связанным с реформированием морских портов в Украине. Особое внимание уделяется авторами достоинствам и недостаткам Закона “О морских портах Украины” от 17.05.2012. В статье также приводится прогноз относительно влияния этого Закона на отношения, складывающиеся в морских портах.

После опубликования закона «О морских портах Украины» появилось достаточно мно­го комментариев, но еще больше появилось крити­ки, причем не очень конст­руктивной. В результате в Верховную Раду даже был внесен новый законопроект, предусматривающий совер­шенно другой подход к ре­форме, или, скорее, переход к другой модели управления портами.

В прошлом году, коммен­тируя тогда еще законопро­ект, мы отмечали, что есть проблемы, от решения ко­торых зависит, удастся ли эффективно разрубить гор­диев узел отношений, за­вязывающихся в портах с принятием отдельного за­кона.

Во-первых, это раз­деление административных и коммерческих функций в морских портах.

Во-вторых, частные инвестиции в ин­фраструктуру (прежде все­го, дноуглубление и желез­ную дорогу).

И, наконец, в-третьих, разрешение зе­мельного вопроса.

В последние годы на­блюдалась некоторая ало­гичность при строительстве новых терминалов. Те про­екты, в которые инвести­рованы серьезные деньги, скорее относятся к проек­там greenfield. Так, холдинг Group DF приобрел частный порт «Ника-тера» с намере­нием инвестировать в его развитие 150 млн USD.

Проекты крупного и ста­бильного инвестирования государственного портового хозяйства можно пересчи­тать по пальцам. Например, «ГПК-Украина» реализует в Одесском порту проект «Карантинный мол», ко­торый позволяет инвесто­ру чувствовать себя более-менее защищенным. Т.е. в государственные предприя­тия инвесторы неохотно ин­вестировали сколько-нибудь значительные средства. На рынке же стали появляться предложения о созда­нии терминалов или даже портов на базе приватизи­рованных государственных предприятий, имеющих вы­ход к воде.

Естественно, это все усу­губило инфраструктурное разбалансирование и вну­треннюю конкуренцию мор­ских портов в Украине, что наблюдается и в настоящее время. И это при недогруз­ке нынешних портовых мощ­ностей.

Почему мы приветствуем закон о портах?

В нем по-новому сформу­лирована роль государствен­ного управления. Именно здесь закреплены организа­ционные механизмы опреде­ления стратегии развития отрасли.

Во исполнение рефор­мы портового хозяйства на базе стратегии развития всех украинских портов разрабатывается концепция государственного планирования. Это магистральный путь сочета­ния перспективного плани­рования общегосударствен­ных интересов с интересами развития отдельных пор­тов, независимо от форм соб­ственности.

При этом очень хорошо, что в рабочую группу подго­товки стратегии привлечены иностранные консультанты. При всем уважении к отечественным НИИпроектам, мы понимаем, что в авангарде разработок экономических обоснований и инженерного проектирования находятся международные консультан­ты. Опыт последних лет раз­вития портовых проектов в России подтверждает такую тенденцию. А такие инве­сторы, как солидные инве­стиционные банки, скажем, ЕБРР, МФК, всегда нани­мают международных кон­сультантов.

Появилась ярко выра­женная сила, заинтересо­ванная в развитии портовых мощностей. Да, эта реформа пролоббирована экспортера­ми. Да, они находятся при власти, и у них есть рыча­ги влияния и управления. Однако посмотрим с другой стороны. Константин Ильницкий опубликовал ста­тью «Кто владеет морскими портами России» («Порты Украины», 2012, № 5). Это в основном, если не исклю­чительно, грузовладельцы. Слабые группы, теряющие контроль над рынком, про­дают терминалы более силь­ным. Непрофильные тер­миналы перепродают тем, кто сможет их перепрофи­лировать.

Да, скорее всего, среди новых инвесторов будут, пре­жде всего, вертикально ин­тегрированные структуры, которым портовые мощно­сти нужны для продолжения логистической цепочки до­ставки своих грузов. Однако независимые операторы, ка­кими были морские торго­вые порты в Украине много лет, доказали свою полную несостоятельность, по край­ней мере, на этом этапе раз­вития отрасли.

В современной ситуации на рынке без грузов не будет развития. Все опирается на грузы. Надо полагать, при­дут эффективные собствен­ники — это главное. Кроме грузовладельцев, возможно, еще придут профессиональ­ные операторы-стивидоры, которых пока тоже не очень-то видно.

Еще очень важно: тем, кто уже инвестировал в пор­ты, предоставляются гаран­тии того, что договоры не бу­дут пересматриваться. Т.е. они попадают в число со­юзников, а не как было до этого много раз, когда та­ким компаниям приходи­лось доказывать свое право продолжать бизнес в порто­вом секторе.

Увеличение территории порта за счет намытых земель — именно это совре­менный путь развития за границей. В соответствии с нашим законом о портах искусственно созданные зе­мельные участки находятся в государственной собствен­ности и могут передаваться в пользование, в том чис­ле в долгосрочную аренду. Впрочем, для Украины с принятием закона о портах эти отношения, скорее всего, не будут так актуальны, как до его принятия, поскольку законом предусматривают­ся эффективные правовые инструменты, которые по­зволят инвесторам сосредо­точиться на интенсивном развитии уже существую­щих площадей.

Хотелось бы подробнее остановиться на вопросах, связанных с определени­ем границ морского порта. В этом отношении специ­альные нормы закрепле­ны в ст. 8 закона о портах. Можно смело утверждать, что острым станет вопрос: на все ли земли и водные объекты (их части), кото­рые используются для ока­зания портовых услуг, даже если они отделены от основ­ной территории порта, будет распространяться правовой статус портовой территории (акватории), то есть войдут ли они в границы порта?

Основной инструмент реформы — приватизация. ФГИУ, конечно, понимает, как ее проводить. За грани­цей есть опыт и наработки в области приватизации порто­вого хозяйства. Например, в России и Италии. Конечно, вряд ли, особенно поначалу, поднимется волна привати­зации. Аренда и, особенно, концессия — эти механиз­мы будут, вероятно, наи­более популярными. Уже сейчас имеется проект пере­дачи в концессию компании Royal Caribbean объектов, связанных с обслуживани­ем круизов в Одесском мор­ском порту.

Важным моментом в про­цессе либерализации хозяй­ственной деятельности в порту является положение закона о портах об освобож­дении тарифов на услуги от государственного регулиро­вания, за исключением тари­фов на специализированные услуги, которые оказывают субъекты природных моно­полий, и услуг, оплачива­емых в составе портовых сборов.

Критические замечания

Разумеется, без недо­статков в законе не обо­шлось. Согласно ст. 9 Свод обычаев порта превалирует над договором перевозки. Безусловно, это нонсенс! Или же мертвая норма. Конечно, обычаи действуют независи­мо от того, предусмотрено ли аналогичное правило в договоре, к примеру, в чар­тере. Однако нормы, закре­пленные в договоре, имеют приоритет над обычными нормами.

Недостатком закона, с на­шей точки зрения, являет­ся и то, что среди форм соб­ственности не упоминается собственность украинского народа. Хотя с этой формой собственности и связаны зна­чительные проблемы, как те­оретического, так и практи­ческого свойства, именно эта форма собственности лежит в основе общего пользования. Конечно, исходя из того, как это сформулировано в законе, под объектами общего пользования можно подразумевать и объекты общей собственно­сти. Такое смешение понятий чревато значительными пра­вовыми проблемами и нераз­берихой в будущем.

Администрации порта не запрещено заниматься деятельностью, в которой она будет конкурировать с частными терминалами, на­пример, стивидорными ра­ботами, по крайней мере, в переходный период.

Безусловно, можно спо­рить по принципиальным соображениям. Наверняка найдутся оппоненты такой модели развития портов в Украине. Можно спорить и по деталям. Главное — этот закон очень похож на реформу, за которой стоят наиболее влиятельные по­литические силы современ­ной Украины.

И вообще, надо смотреть шире — дело не только в разгосударствлении портов. Выстраивается достаточно стройная система морского транспорта, где порт – центр обслуживания грузов, судов и пассажиров. Ведь порт — это действительно централь­ная платформа в морской транспортной системе.

Обязательные постанов­ления, свод обычаев пор­та — это старые механизмы, которые в законе о портах получили новое звучание. Другое дело — совет порта и стратегия развития порта. Это очень важные иннова­ции, причем понятные всем портовикам. Разумеется, от­меченные моменты нужда­ются в дальнейшем иссле­довании. Только практика реализации закона о портах после полного вступления его в силу может показать, какое влияние он окажет на портовое хозяйство и всю де­ятельность, которая ведет­ся в порту.

Наши прогнозы

Новые большие проекты в портах будут создаваться преимущественно на базе до­говора концессии. Конечно, в Украине эти отношения еще недостаточно развиты. И не до конца понятны ры­чаги контроля со стороны государства. Но крупные инвесторы, например, Royal Caribbean, АРМ Terminals хотят именно концессию — им понятны принципы до­говора концессии и порядок их реализации.

Договоры о совместной деятельности вряд ли будут очень популярными, ведь ин­весторы вряд ли пожелают иметь в партнерах по дого­вору государство на услови­ях 50/50 (ч. 2 ст. 13 закона «Об управлении объектами государственной собственно­сти» от 21.09.2006). Кроме того, договор о совместной деятельности может быть, в принципе, расторгнут в одностороннем порядке, что очень неудобно в коммерче­ских отношениях.

Малые порты со време­нем могут пойти на прива­тизацию.

Акции хозяйственных обществ, созданных в ре­зультате корпоратизации государственных предприя­тий, будут выкуплены в бу­дущем частными инвестора­ми — это касается, в первую очередь, тех проектов, кото­рые уже сейчас можно счи­тать позитивными примера­ми государственно-частного партнерства в украинских портах.

Каждый порт и терми­нал — это отдельный про­ект, ведь характеристики зе­мельных участков, водных объектов, не говоря уже о со­ставе движимого имущества, уникальны. Так что отноше­ния в Одессе и Николаеве, например, будут регулиро­ваться по-разному. Поэтому события развиваться будут не от юридических моде­лей, а от индивидуальных особенностей каждого про­екта в целом. Будем наде­яться, что это позволит в ближайшее время добить­ся правильного отражения в праве особенностей той об­становки, в которой работа­ют морские порты.

Для проведения столь масштабной реформы по­требуется несколько лет. Поначалу хозяйственная де­ятельность в портах в основ­ном будет проводиться на основе уже действующих до­говоров. По крайней мере, в

переходный период. Такова сила инерции. И это каса­ется даже авангарда пор­тового развития — Одессы и Николаева. Только после вступления закона о пор­тах в силу в полном объеме в июне 2013 года частные инвесторы поведут серьез­ный разговор о переформа­тировании условий их дея­тельности в морских портах Украины.

В заключение

При соблюдении принци­пов, закрепленных законом о портах, и сохранении об­щей социально-политической обстановки в Украине, кото­рая в нем отражается доста­точно адекватно, портовое хозяйство может получить значительный импульс для развития.

Строгое соблюдение принципа сохранения в го­сударственной собственно­сти стратегических объек­тов портовой инфраструкту­ры морского порта позволит стабилизировать отношения в отрасли в обозримом буду­щем и сохранит основные отношения, на организацию которых направлены поло­жения портовой реформы.

Хочется верить, что го­сударственно-частное пар­тнерство может послужить моделью широкой органи­зации экономики социаль­ного государства, в кото­ром выверенные рычаги правовой организации го­сударственного управления позволят* гармонизировать интересы различных слоев общества. Таким образом, значительный импульс раз­вития может получить вся социально-экономическая система Украины, в особен­ности, там, где порты яв­ляются градообразующими центрами или обеспечива­ют стабильность экономики целых регионов, например, Придунавья.

Дело за «малым» — вне­дрить принципы, закреплен­ные в законе, в хозяйствен­ную практику, в жизнь. Особенно хочется отметить, что объединение имущества частной, государственной и коммунальной форм соб­ственности — это если не единственный, то наиболее эффективный путь дальней­шего прогрессивного разви­тия всей украинской эконо­мики. И этот путь нам надо пройти. Дорогу осилит иду­щий!

Авторы: А. НИЦЕВИЧ, партнер, адвокат Международной юридической службы, председатель Морского института Украины

Н. МЕЛЬНИКОВ, партнер, специалист по морскому праву Международной юридической службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *