Второй раунд борьбы за власть в морских портах выигрывают пограничники

6 Апр

Государственная Дума России в последнем, третьем чтении проголосовала за внесение изменений в Статью 25.1 закона «О Государственной границе Российской Федерации»Первый раунд был выигран в 2006 году. Тогда в ФЗ 4730-1 «О государственной границе» внесли эту самую Статью 25.1 «Хозяйственная и иная деятельность, осуществляемая в пунктах пропуска через Государственную границу».

Вот её содержание:

«Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации».

А после сегодняшнего голосования она выглядит так:

«Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Одновременно утратила силу часть 5 статьи 32 закона «О морских портах…»:

«Впредь до принятия Правительством Российской Федерации акта, предусматривающего создание администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, функции администрации пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту осуществляет администрация морского порта, а функции руководителя пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в морском порту – капитан морского порта».

Всё вместе это означает, что власть в портах круто меняется. Понятие «пункт пропуска», если речь идёт о пунктах пропуска в морских портах, как правило, распространяется на всю акваторию порта. Иначе и нельзя: суда разгружаются у причалов, а причалы разбросаны по всему порту. До сих пор было два документа, которые регулировали порядок осуществления «хозяйственной и иной» деятельности в порту – это Кодекс торгового мореплавания и закон «О морских портах…». Представителем государства считался капитан порта, он же глава портовой администрации.

Теперь капитан порта, фактически, будет рядовым членом администрации (координационного совета) пункта пропуска. Формально все члены совета равны. Но у нас всегда находятся те, кто оказывается “равнее других”. Фактически, над администрацией порта возникает администрация пункта пропуска. А пункт пропуска создаётся Росграницей. Значит, неформальные полномочия – это как минимум – появятся, скорее всего, у пограничников.

То есть, вся хозяйственная деятельность в порту – погрузка-разгрузка, приход-отход судна, оказание любых услуг – может стать зависимой от “да” или “нет” пограничников.

Но как так – разрешать или запрещать что-то не по своему профилю? Охрана границы – это, всё же, отдельная специализация, даже если граница морская. Никакого отношения к экономической деятельности в порту она не имеет.

– А вот теперь будет иметь, – откомментировали нам сегодняшнее думское голосование эксперты по портовой деятельности.

Только-только Минтранс успел договориться с таможенниками и пограничниками об отмене комиссионного оформления прихода-отхода судов – чудовищного коррупционного рудимента российской внешнеторговой деятельности. Только-только решили, что таможенники больше не станут заниматься 100-процентной проверкой всех заходящих в российские порты пароходов, а пограничники, хоть и будут приходить на судно, но без права тормозить погрузочно-разгрузочные операции.

Однако Ленин и сейчас живее всех живых! Знаменитое  «Шаг вперёд, два шага назад» он издал в Женеве, в 1904 году. Не прошло и 107 лет, как слова вождя мирового пролетариата обрели второе, морское дыхание.

Отбиться от гегемонии пограничников моряки и портовики могут двумя способами. Первый: донести до Президента России, что подписывать принятый парламентом закон нельзя. Основания для того, чтобы его завернуть, есть: он противоречит и КТМ, и закону «О морских портах…».

Именно эти два закона регулируют хозяйственную и любую другую деятельность в российских портах. А вовсе не Правительство Российской Федерации, как утверждает изменённый депутатами закон «О Государственной границе Российской Федерации». Другими словами, принятый сегодня федеральный закон противоречит двум действующим, один из которых – Кодекс торгового мореплавания – по статусу выше, чем принятый.

Мало того, закон «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции, одобренной сегодня Госдумой, противоречит российской Конституции. Все юридические акты, издаваемые Правительством РФ – постановления и прочее – по статусу ниже федеральных законов. Правительство не имеет права регулировать то, что регулируется федеральными законами. А федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» не может наделить Правительство правами, не предусмотренными Конституцией.

На то, что принятый Госдумой законопроект остановит Совет Федерации, мы не надеемся.

Второй выход: не распространять данный закон на пункты пропуска в морских портах. Прекратить пограничное оформление прихода-отхода судов. Нигде в мире этого нет! Наши пограничники, фактически, дублируют функции других министерств и ведомств, выступают в роли посредников. И при этом не отвечают за экономические последствия своих действий.

В развитых странах (и даже не так уж развитых) все портовые формальности по поручению капитана судна выполняет агент, а судовой экипаж занимается погрузкой или выгрузкой, и моряков никто не отвлекает от их обязанностей. На судно могут придти таможенники и представители миграционной службы. В том случае, если у них есть конкретные основания для проверки именно этого судна.

Найти второй выход может только Минтранс и только при поддержке морской общественности и грузовладельцев.

publicsea.ru