Уже длительное время в Украине неурегулированной остается проблема, связанная с созданием в акваториях портов искусственных земельных участков (намытых территорий). Принятый недавно закон «О морских портах Украины» положил начало законодательному регулированию этого вопроса, предусмотрев определение созданных земельных участков, их правовой статус, а также обязав Кабинет Министров обеспечить подготовку и передачу на рассмотрение парламента законопроекта о комплексном урегулировании отношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений.
С учетом специфики работы отрасли, по поручению Министерства инфраструктуры были внесены предложения по проекту закона, который регулирует отношения, связанные с проектированием, созданием, эксплуатацией искусственно созданных земельных участков. Мы участвовали в некоторых из этих дискуссий, и данная статья посвящена тем проблемам, которые должен был бы решить проект. Прежде всего, закон будет призван решить вопрос нечеткого распределения полномочий по отводу земель водного фонда, который существует в действующем законодательстве. В частности, существует предложение установить, что субъектом, уполномоченным на передачу в постоянное пользование земельных участков под акваторией водных объектов общегосударственного значения, является Кабинет Министров Украины или альтернативно областные государственные администрации. При этом решение о согласии на разработку проектов отвода таких земельных участков принимается облгосадмини-страцией области, на территории которой находится порт, в акватории которого находится участок. Проект закона должен разрешить трудности в применении традиционных землеустроительных процедур в отношении участков, находящихся на дне моря. Эту проблему возможно решить путем указания в законе, что границы таких участков не переносятся в натуру (на местность) традиционным способом, а определяются путем применения глобальных геокоординат по долготе и широте до определенного высокого уровня точности, что разрешается современными технологиями (такими, например, как GPS). Кадастровый номер таким участкам может присваиваться без необходимости составления материалов о переносе в натуру (на местность) границ земельного участка и определении межевых знаков. Согласно российскому законодательству, строительство искусственных земельных участков осуществляется на основании договора на создание искусственного земельного участка. Подобную же норму можно было бы предусмотреть в отечественном законодательстве и установить, что такой договор заключается с лицом, определенным решением Кабмина победителем концессионного конкурса, или с собственником (пользователем) зданий в акватории порта, связанных с новым участком. По аналогии с международной практикой (в частности, речь идет о схеме, применяемой в Российской Федерации), возможно предусмотреть особую форму разрешения на проведение работ на землях водного фонда — разрешение на образование искусственно созданного земельного участка. Порядок выдачи такого разрешения предусматривается изменениями в Водный кодекс Украины. При этом было бы разумным предусмотреть, что разрешение на создание искусственного земельного участка не требуется, если строительство осуществляется на основании решения Кабинета Министров Украины о строительстве или расширении морского порта. Учитывая особенности намытых территорий, необходимы и изменения в Земельный и Водный кодексы, которыми было бы предусмотрено, что земли или водные объекты для создания искусственных земельных участков не выделяются. Для этого достаточно разрешения на образование земельного участка. Важно также заложить в закон правильный подход к регулированию строительства участков и объектов недвижимости, расположенных на них. Полагаем, что строительство искусственных земельных участков вне территории населенного пункта не должно регулироваться Законом «О регулировании градостроительной деятельности», а разрешение на строительство искусственного земельного участка должно являться одновременно разрешением на строительство на таком земельном участке всех сооружений, предусмотренных проектом. По результатам строительства искусственного земельного участка (а также объектов, расположенных на нем), необходимо предусмотреть процедуру их ввода в эксплуатацию, с выдачей соответствующего свидетельства. Эта процедура должна отличаться от той, что существует в сфере градостроительства, поскольку градостроительное законодательство не может адекватно регулировать процедуры морского строительства. При этом целесообразным было бы предусмотреть, что объекты недвижимости и искусственный земельный участок вводятся в эксплуатацию одновременно, и свидетельство о вводе в эксплуатацию заменяет (или является эквивалентным) сертификат, предусмотренный законом «О регулировании градостроительной деятельности». Такое предложение обосновывается тем, что строительство сооружений на искусственной земле будет, как правило, осуществляться непосредственно после создания самого участка в рамках единого процесса строительства (поскольку искусственный намыв участка без одновременного создания на нем полезных сооружений будет в большинстве случаев экономически неоправданным), и прекращать строительство после завершения участка для получения нового разрешения на портовые сооружения, которые необходимо возвести на участке, не имеет смысла. После ввода готового объекта в эксплуатацию искусственный земельный участок должен подлежать регистрации земельными органами с присвоением ему кадастрового номера. На наш взгляд, в дальнейшем строительство на искусственных земельных участках после их ввода в эксплуатацию и регистрации может осуществляться на основании договора суперфиция (права застройки) между застройщиком и Администрацией морских портов Украины (если земельный участок находится в пределах акватории порта) или органом, с которым заключается договор концессии, а также договора аренды. Соответствующие изменения необходимо было бы внести в Земельный кодекс Украины, предусмотрев договор суперфиция в качестве одного из правоустанавливающих документов на право пользования землей, который будет применяться к искусственным земельным участкам в акватории морских портов Украины. При этом условия о суперфиции могут быть не только самостоятельным договором, но и включаться в качестве раздела в договор концессии или другой договор, на основании которого осуществляется строительство искусственного земельного участка и расположенных на нем сооружений. Необходимость этого обусловлена непрерывностью процесса строительства и тесной связью между намывом территории под искусственно созданный земельный участок и строительством на нем портовых сооружений и терминалов. Поскольку отнесение искусственной территории к категории земельных участков (на что указывает принятая редакция закона о портах) повлечет необходимость внесения арендной платы (или земельного налога) за ее использование, очень важно внести изменения в Налоговый кодекс Украины относительно установления экономически обоснованных ставок арендной платы и земельного налога для искусственно созданных земельных участков, а также прямо предусмотреть возможность амортизации частных средств, потраченных на создание этих объектов. При этом необходимо учитывать, что такие земельные участки требуют для их создания огромных капитальных инвестиций и не являются, в отличие от других участков, естественно существующим ресурсом государства. Кроме того, такие земельные участки могут находиться только в государственной собственности (то есть рынок таких участков отсутствует). Обсуждается также и судьба уже существующих искусственных участков. Представляется, что для таких участков должна быть создана процедура их ввода в статус, предусмотренный новым законом. В частности, некоторые законодательные предложения предполагают, что созданные ранее искусственные земельные участки могут быть введены в эксплуатацию по желанию их владельцев в порядке, предусмотренном новым законодательством, на основании заявления и документов на строительство. В целом, украинское законодательство в этой сфере было бы целесообразно отчасти основывать на тех наработках, которые заложены в федеральном законе РФ об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности от 19 июля 2011 г., и других наработках в этой сфере в международной практике. При этом, конечно, нужно учитывать, что закон Украины о морских портах кардинально иначе решил вопрос о праве собственности на искусственно созданные земельные участки, закрепив их исключительно в государственной собственности (в отличие от многих зарубежных государств, в частности России). Это означает, что многие принципиальные вопросы должны быть решены в законопроекте иначе, чем в международной практике. По мнению авторов, закрепление искусственных земельных участков в государственной собственности является экономически нелогичным, поскольку у государства на сегодня нет средств на такие капиталоемкие проекты, как намыв значительных территорий. Еще одним ключевым моментом, который возникает в ходе подготовки концепции закона, является вопрос о статусе искусственно намытых объектов как земли либо как сооружений (недвижимости). Сравнивая два подхода к определению статуса искусственно созданного объекта, можно отметить, что оба они обладают как преимуществами, так и недостатками. Так, к преимуществам концепции, согласно которой искусственный объект считается земельным участком, можно отнести отсутствие необходимости изменений в закон о портах (поскольку в нем речь идет именно о земельных участках), возможность кадастрового учета без необходимости изменения существующей сложной системы учета. Среди недостатков данного варианта можно выделить сложность с урегулированием вопроса амортизации (земля не подлежит амортизации), необходимость предусматривать специальные сниженные ставки земельного налога и арендной платы для таких участков, чтобы создать стимулы для инвестирования в них (то есть необходимость изменять налоговое законодательство), сложности с распределением полномочий госорганов, административно-территориального деления (определение и уточнение изменения границ государства, областей, населенных пунктов, при создании намытых территорий). Положительными последствиями принятия за основу концепции, при которой искусственный объект является недвижимостью, являются: отсутствие необходимости изменять и без того запутанную систему земельных отношений, предусматривая специальный вид «земли» (искусственные участки) с отдельными ограничениями, отсутствие сложностей, связанных со спецификой земли, как объекта отношений, заложенная в законе о портах процедура компенсации расходов частного инвестора на создание объектов инфраструктуры, находящихся в госсобственности, простой механизм использования таких объектов инвестором — непосредственно на основании договора концессии, без необходимости передачи земли в аренду (через сложные земельные процедуры), удобство для привлечения финансирования (эффективное использование для передачи в залог), правовой режим более понятный для иностранного инвестора. Однако и указанный вариант имеет недостатки. В частности, объект строится на земельном участке на дне моря (как правило, такой земельный участок не отведен и не внесен в кадастр). Однако рядом законов предусматривается создание единой системы учета земли и недвижимости, расположенной на ней, и увязку учета недвижимости с землей. Если назвать саму намытую территорию «сооружением», то построенные на ней объекты «под-виснут в воздухе», так как эта территория не будет землей. Необходимо отметить, что в настоящее время Министерство инфраструктуры Украины совместно с портами и другими государственными ведомствами активно работает над проектом закона о искусственно намытых территориях в акваториях морских портов. Концепция и редакции законопроекта может изменяться, но проблемы, на решение которых направлен законопроект, остаются неизменными: необходимо принять такую правовую базу создания искусственных территорий в портах, которая бы стимулировала, а не сдерживала, как сейчас, развитие портовой инфраструктуры. Авторы: Н. СОРОЧИНСКИЙ, А. ЛЮБОШЕЦ, юридическая фирма «АНК» Источник: Порты Украины. – № 3. – С. 68 – 70. |
Статус намытых территорий: поиск правильного решения
27 Авг