С морем пополам: Неоднозначность трактовки понятий «мореходное состояние судна» и «скрытые недостатки» усложняет процесс доказывания вины одной из сторон в спорах по договорам чартера

18 Апр

Мореходность судна является одним из основных критериев морского права, поскольку зачастую именно надлежащее мореходное состояние судна — залог благополучного окончания рейса и сохранности груза, принятого к перевозке.

Автор публикации посвятил ее детальному толкованию некоторых понятий и норм морского права. Публикация сопровождается мнениями экспертов: “Необходимые доказательства”, в котором перечисляются важнейшие доказательства немореходного состояния судна, и “Мера должной осмотрительности”, в котором рассматриваются обстоятельства, необходимые для возложения на перевозчика ответственности за немореходное состояние судна.

Понятие «мореходное состояние судна» украинский законодатель прописывает в Положении о классификации, порядке расследования и учета аварийных морских происшествий с судами (Положение), утвержденном приказом Министерства транспорта и связи Украины от 29 мая 2006 года № 516. Согласно этому Положению, мореходное состояние судна — совокупность свойств судна, которые обеспечивают его эксплуатацию по назначению в соответствии с нормами, критериями и требованиями, установленными классификационным обществом, осуществляющим технический надзор над судном.

Контекстное толкование

Мореходное состояние судна включает в себя такие мореходные качества, как остойчивость, прочность, водонепроницаемость, непотопляемость, плавучесть и управляемость. Следует отметить, что в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) Украины отсутствует отдельное определение понятия «мореходное состояние судна». Однако его содержание можно толковать контекстно, обратившись к статье 143 КТМ Украины, где раскрывается сущность обязательства перевозчика по приведению судна в мореходное состояние перед началом рейса.

Так, положениями указанной статьи предусмотрено, что перевозчик обязан обеспечить техническую готовность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его и обеспечить всем необходимым, укомплектовать экипаж, а также привести трюмы и все другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее его надлежащие погрузку, перевозку и хранение.

Как показывает сложившаяся судебная практика, состояние судна возможно признать немореходным на основании статьи 143 КТМ Украины, если судно не соответствует всем вышеперечисленным критериям и, таким образом, технически не готово к плаванию. Еще один значимый аспект заключается в том, что если во время рейса судно придет в немореходное состояние, действует презумпция вины перевозчика. Однако последний может быть освобожден от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано так называемыми скрытыми недостатками, которые не могли быть выявлены при проявлении перевозчиком должной заботливости (более традиционное англоязычное понятие — due diligence). Что именно подразумевается под «скрытыми недостатками», законодатель не уточняет.

Отвечать по обязательствам

Затрагивая вопрос обязанностей перевозчика, не следует обходить вниманием и Гаагско-Висбийские правила 1968 года (Правила), которые, хотя и не ратифицированы Украиной как международный договор, зачастую применяются к отношениям перевозчика и грузоотправителя по соглашению сторон как документ частноправовой унификации права. Согласно статье 3 Правил, перевозчик обязан до и в начале рейса проявить должную заботливость по приведению судна в мореходное состояние. Однако, в отличие от подхода, избранного украинским законодателем, в соответствии с Гаагско-Висбийскими правилами снаряжение, обеспечение всем необходимым и комплектация судна экипажем, а также приведение трюмов и помещений судна в состояние, необходимое для перевозки груза, являются отдельными обязательствами перевозчика.

Согласно КТМ Украины, обязанность по заблаговременному приведению судна в мореходное состояние, помимо перевозчика груза, лежит также на перевозчике пассажиров (статья 192), организаторе круиза (статья 198), сторонах договора морской буксировки (статья 223).

Превалирующее значение обязательства по приведению судна в мореходное состояние объясняется и тем, что грузоотправитель, застраховавший свой груз у страховщика, рискует лишиться права на выплату страховой компенсации. В этой связи статьей 257 КТМ Украины устанавливается, что страховщик не отвечает за убытки, понесенные ввиду того, что судно было отправлено в немореходном состоянии, если только немореходное состояние не было вызвано скрытыми недостатками. Из этого следует, что сторона, пострадавшая в результате неисполнения перевозчиком своего обязательства по приведению судна в мореходное состояние, находится в уязвимом положении в части компенсации убытков.

На условиях чартер-партии

Критерий мореходности судна можно рассматривать как один из основополагающих и в отношениях между судовладельцем и фрахтователем, возникающих на основании чартер-партии. Статья 207 КТМ Украины устанавливает обязанность судо­владельца передать фрахтователю судно в состоянии, пригодном для использования его с целью, предусмотренной договором чартера. Отсюда проистекает устанавливаемое статьей 212 кодекса право фрахтователя не выплачивать судовладельцу фрахт за то время, когда судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, за исключением случаев, когда непригодность судна наступила по вине фрахтователя. Это право нередко находит отражение и в соответствующих условиях чартер-партии. Например, стороны часто включают в договоры тайм-чартера условие off-hire, предусматривающее, что в случае поломок и технических неисправностей судна, препятствующих использованию его в целях тайм-чартера, оплата фрахта за период до устранения таковых не производится.

Одна из наиболее распространенных причин возникновения споров на основании чартер-партии — нежелание фрахтователя выплачивать фрахт за то время, когда судно пребывало в немореходном состоянии. Поскольку технические аспекты немореходного состояния законодателем не детализованы, в случае передачи спора на рассмотрение суда последний может столкнуться со сложностью определения степени вины той или иной стороны в том, что судно утратило мореходные качества. В частности, постановлением Высшего хозяйственного суда Украины № 20-4-730 от 12 мая 2004 года установлено, что вывод суда о немореходном состоянии судна во время плавания должен основываться на полном и всестороннем исследовании всех имеющихся доказательств. Если представленные сторонами доказательства являются недостаточными, хозяйственный суд обязан истребовать от предприятий и организаций независимо от их участия в деле документы и материалы, необходимые для разрешения спора. Так, в случае если суд установит, что вина фрахтователя в том, что судно утратило мореходные качества, отсутствует, фрахтователь освобождается от необходимости осуществления выплат фрахта на период ремонта судна, даже если выведение судна из мореходного состояния обусловлено его скрытыми недостатками, о существовании которых судовладельцу было неизвестно. Примером может послужить дело № 17/151-08-4775/, которое рассматривалось Одесским апелляционным хозяйственным судом. В этом деле спор возник в связи с невыплатой фрахтователем фрахта за определенный период по условиям бербоут-чартера. Отменив решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу, что у фрахтователя не возникло обязанности по выплате фрахта за тот период, пока судно находилось в немореходном состоянии вследствие выявления скрытых недостатков во время рабочих испытаний производственной обкатки двигателя. Скрытый характер недостатков был установлен судом на основании того, что они были выявлены уже после выдачи Регистром судоходства Украины свидетельства о годности судна к плаванию. Судебная практика демонстрирует, что недостаточно полное определение понятия мореходного состояния судна и неоднозначность его трактовки, отсутствие законодательного закрепления содержания понятия скрытых недостатков усложняет процесс доказывания вины одной из сторон чартер-партии в том, что судно было приведено в немореходное состояние. То же по аналогии касается и споров по договорам морской перевозки груза, где надлежит установить, было ли нарушено перевозчиком обязательство по приведению судна в мореходное состояние перед началом рейса.

Авторы:

БЛИНОВ Евгений — партнер МЮГ AstapovLawyers, г. Киев,

ЯНИШЕВСКАЯ Екатерина — младший юрист МЮГ AstapovLawyers, г. Киев


Мнения

Необходимые доказательства

Судовладелец ответственен за немореходное состояние судна лишь при наличии вины. Вина проявляется в том, что судно не отвечает либо общим критериям мореходности, либо критериям, установленным в конкретном договоре с учетом целей использования судна.

При определении немореходного состояния суды в первую очередь принимают во внимание письменные доказательства, которыми могут быть:

— экспертное заключение о технической эксплуатации;

— акт технического состояния судна;

— акт приема-передачи судна;

— заключение сюрвейерского осмотра;

— записи в судовом и машинном журнале.

Отсутствие классификационного свидетельства или других судовых документов также делают использование судна невозможным. Состояние судна a priori является немореходным, если перед началом эксплуатации оно требует проведения ремонтных работ.

Автор:

Антон СОТИР

Мера должной осмотрительности

Мореходность судна — важный аспект морской перевозки, так как напрямую относится к ответственности перевозчика. Норма украинского права, устанавливающая обязанность последнего обеспечить до начала рейса мореходное состояние судна, является императивной, то есть стороны не могут предусматривать договором положения иные, чем указанные в части 1 статьи 143 КТМ Украины. Понятие мореходности включает в себя техническую пригодность судна к плаванию, укомплектованность судна экипажем, снаряжение и обеспечение судна всем необходимым, пригодность к принятию груза для перевозки. При этом оценка мореходности судна происходит с учетом всех особенностей рейса, то есть неразумно требовать от судна, осуществляющего речной рейс, мореходности, предъявляемой к океанскому лайнеру.

Автор:

Олег МИЛЬЧЕНКО

Источник: http://yurpractika.com/article.php?id=100106709