Проекту СПГ-терминала нужен статус национального

22 Дек

Уже к следующему отопительному сезону у причалов ТИС в порту Южный может быть реализован проект плавучего СПГ-терминала, – утверждает один из руководителей группы терминалов ТИС Филипп Грушко.

Проект обеспечит почти 20% потребностей Украины в газе по цене, конкурентной с поставками Газпрома. Значительная часть подготовительной работы уже проделана. Подписан предварительный договор об аренде судна-регазификатора, узаконены отношения с «Нафтогазом», получены техусловия от «Трансгаза». Финансировать проект будут не за счет бюджета, его инвесторами выступили «Одессагаз» и «Трансинвестсервис». Дело за малым: государство должно подтвердить, что признает этот проект приоритетным, дает ему статус национального. Покупателями газа в любом случае выступят либо «Нафтогаз», либо «Трансгаз».

Настоящая публикация в форме интервью привлекает внимание своей актуальностью.

– Филипп, информация о планах ТИС по созданию терминала для приёма СПГ уже появилась в ряде изданий, но хотелось бы все узнать подробнее и от непосредственных участников событий.

– Я обязательно об этом расскажу, но сперва хочу поделиться впечатлениями о поездке в Клайпеду. В конце октября ТИС и «Одессагаз» были приглашены в Литву в составе делегации НАК «Нафтогаз Украины». Литовцы открывали первый в Восточной Европе LNG-терминал с гордым названием Independence (независимость). Мне трудно передать эмоции, которые царили в этот день в порту Клайпеды. Это было похоже на Национальный день, Рождество и День го¬рода в одном флаконе. Людей переполняла гордость за свою страну. Теперь им не смо¬гут диктовать цену на газ и заставлять плясать под дудку восточного соседа. Речь их президента Грибаускайте – лучшее тому подтверждение. Уверен, многие ее прочитали.

Но вернемся в Украину, в порт Южный. Проект строительства СПГ-терминала дей-ствительно существует. Совместно с компанией «Одессагаз» мы рассматриваем возможность уже к следующему отопительному сезону запустить терминал по приему импортного СПГ. Речь идет о плавучем терминале мощностью первой очереди от 4 до 5 млрд кубометров природного газа в год. Надеемся осуществить его запуск в третьем квартале 2015 года. Плавучий терминал строить не придется: это будет огромное судно, которое совмещает функции хранилища СПГ и регазификационную установку. Мы занимаемся этим проектом с февраля, посетили множество выставок, пообщались и с трейдерами, и с компаниями – произво­дителями оборудования.

Технологическая схема выглядит так. У нашего причала на постоянной основе стоит судно-регазификатор, так называе­мый FSRU (Floating Storage Regasification Unit). Этот причал уже существует, и швар­товка возле него безопасна, поскольку глубина у причальной стенки достигает 15 м. Разумеется, этот причал должен быть моди­фицирован под прием газа – здесь необхо­димо разместить стендеры и трубопровод, который будет непосредственно подсоеди­нен к судну-регазификатору.

FSRU постоянно швартуется у наше­го причала. К нему еженедельно приходит СПГ-танкер и примерно за двое суток сливает сжиженный газ в трюмы судна-регазифика-тора. РЗИи работаете непрерывном режиме, 365 дней в году. Путем обогрева сжиженного газа в своих трюмах судно постепенно пере­водит его в газообразное состояние. Затем по соединительному газопроводу через при­чальный узел газ поступает непосредствен­но в магистральную сеть.

Стоимость FSRU превышает $250 млн. поэтому на первом этапе проекта мы пла­нируем не покупку, а именно аренду регазификатора. Сегодня мы предполагаем его арендовать на срок, превышающий пять лет. У нас на примете есть уже три таких судна. Это суда мембранного типа, в мире есть не более пяти компаний, которые строят такие РБРШ для себя, преимущественно на юж­нокорейских верфях. Затем они эти суда продают или сдают в долгосрочную аренду. Кстати, точно такое же судно норвежская компания Hoegh в октябре сдала в аренду в порт Клайпеда.

Мы довольно далеко продвинулись в пе­реговорах об аренде судна с тремя компани­ями – двумя норвежскими и одной амери­канской, причем с одной из этих компаний уже подписан предварительный договор. Вместе с техническими специалистами всех этих трех компаний мы сейчас работаем над спецификацией. Думаю, в январе-феврале 2015 года вопрос с резервированием судна будет окончательно решен.

– Какова будет стоимость 1000 кубометров такого газа для конечного потребителя? На какую стоимость вы рассчитываете?

– Объем спотового рынка СПГ (а торговля сжиженным природным газом ведется в основном по спотовым контрактам) сегодня превышает 200 млн тонн в год. Этот рынок весьма волатилен. Существуют большие сезонные колебания. Летом цена часто опускается ниже $300 за тонну (без доставки и регазификации). Зимой цена вырастает до $360-370 за тонну в среднем. Мы говорим о цене в хабах Англии или Испании, где работают мощные терминалы. В целом, реализация этого проекта позволит Украине получать газ – даже зимой – по цене, более низкой, чем та, по которой мы закупаем российский трубопроводный газ.

Сегодня в мире строятся колоссальные мощности по сжижению газа, мы находимся на пороге революции в СПГ-отрасли. Это означает постепенное снижение доли трубопроводного сегмента при транспортировке газа, что в свою очередь означает увеличение доли спотовых продаж на мировом газовом рынке и уменьшение количества долговременных прикрепленных к нефтяным котировкам фьючерсных контрактов. В мире существует множество торговых площадок, хабов, где СПГ купить просто и выгодно – именно по спо-товой цене. Это касается и американского рынка, кстати, ориентированного сегодня на сланцевый газ для последующего сжижения. Он должен открыться для экспорта в 2017-2020 годах.

Отмечу, что, по прогнозам, цена добычи в США будет ниже $150 за 1000 кубометров (до сжижения). Разумеется, сюда нужно добавить стоимость сжижения, транспортировки и регазификации. Но в настоящий момент речь не идет о газе из США. Сейчас мы рассчитываем на норвежский, катарский газ, а также на газ из Алжира и Нигерии.

Большое значение имеет принципиальная возможность альтернативных поставок газа, ибо она становится составляющей энергетической независимости страны. Наличие СПГ-терминала дает трейдинговый механизм, который позволяет играть на споте. Украине пришло время занять сильную переговорную позицию, и терминал позволит это сделать, поскольку станет альтернативой, с которой и «Газпрому» придется считаться.

Бесспорно, речь идет не только об энергетической безопасности. СПГ-терминал – это еще и возможность улучшения инфраструктуры розничной торговли топливом. Напомню, что СПГ может служить топливом для заправки мощных карьерных грузови­ков, его можно использовать и в автобус­ных парках. Это еще не все. И ТИС, и наш партнер «Одессагаз» являются членами Дунайской ассоциации перевозчиков СПГ. И Австрия, и Румыния, и Болгария разви­вают этот вид перевозок, опираясь на евро­пейскую финансовую помощь. С помощью FSRU мы сможем перегружать СПГ на суда, идущие по Дунаю, и продавать газ частным промышленным клиентам.

– Как не вези в Украину СПГ, пересечения турецких проливов не избежать. Известно, что турецкие власти не в восторге от та­кой перспективы…

– Что касается экологических проблем с турецкими проливами. Мы как раз недавно вернулись из Стамбула и Анкары, где побывали уже в пятый раз за последние не¬сколько месяцев, пытаясь найти решение этой проблемы.

Мы подробно изучили конвенцию Монтрё и нормы прохода через турецкие проливы. Мы нанимали международных юристов. Заключение следующее: сегодня нет ни одной юридической причины отказать в проходе через пролив, который Турции, по сути, не принадлежит. Это международная транспортная артерия. Разумеется, есть коммерческий риск, что турецкие власти могут замедлить проход газовоза, осложнив его разными процедурами, а каждый день простоя такого судна – это десятки тысяч долларов. Кстати, сегодня в Турции есть два СПГ-терминала в Мраморном море: один – государственный, а другой – част­ный. Газовозы, которые туда привозят СПГ, в том числе из Катара, проходят Дарданеллы, но не Босфор. Оба терминала находятся с другой стороны пролива.

– Каковы объемы капитальных инвести­ций ТИС на первом этапе? Во что обой­дется реализация всего проекта?

– На первом этапе нам нужно постро­ить газопровод высокого давления от нашего причала до магистрального трубопровода и врезаться в ГРС «Визирка». Это 5 киломе­тров. Кроме того, необходимо адаптировать причал, установить на нем стендер, обору­дование, связанное с пожарной безопас­ностью. Придется изменить существующую схему работы наших соседних терминалов, чтобы обеспечить санитарно-защитную, ох­ранную зону. Нужно купить специализированый буксир.

Нам придется построить водовод, ко­торый будет отводить холодную воду, отра­ботанную в процессе функционирования регазификатора. Это необходимо с эко­логической точки зрения, поскольку речь идет о лимане, а не об открытом море. Есть разные технические решения, и водовод -одно из них.

Что мы будем делать на втором этапе, пока не решено. Вторая фаза может преду­сматривать аренду большего регазификато­ра либо аренду еще одного такого же регазификатора, либо строительство наземного терминала. В любом случае нам придется строить новый причал для второй фазы, ког­да объем поставок увеличится, допустим, с 5 млрд куб. м до 10 млрд куб. м в год. Плюс строительство еще одного газопровода дли­ной примерно в 40 км для увеличения про­пускной способности. Покупателем в лю­бом случае будет либо «Нафтогаз», либо «Трансгаз».

Насколько необходимой будет реали­зация второй фазы проекта? Понадобится ли нам наземный терминал? Пока строи­тельство наземного терминала не пред­ставляется обязательным. Сегодня самый большой регазификатор имеет мощность 170 ООО кубометров газа. Его осадка – порядка 13-13,5 м. Но сейчас мы стоим на пороге появления нового поколения FSRU. В Южной Корее проектируются и закладываются суда мощностью, превы­шающей 200 000 кубометров СПГ. Может быть, на второй фазе мы просто обойдем­ся еще одним регазификатором большей вместимости.

Посмотрим, как это работает в Польше и Литве, и сделаем выводы.

Просто у нас, в отличие от Клайпеды, уже готов причал. В литовском порту, где его пришлось строить и проводить дноуг­лубление, капитальные затраты превыси­ли $100 млн. Очень обидно, что Украина не реализовала свое преимущество раньше…

Ежегодные операционные затраты у этого проекта довольно высоки. В первую очередь, это аренда регазификатора. Она обойдется в $50-60 млн в год. Очень дорогая игрушка, прямо скажем. Сопутствующие затраты на обеспечение безопасности судо­ходства. В частности, у терминала должен все время находится буксир – 24 часа в сутки, только для обслуживания FSRU. Естественно, нужно обеспечить охрану, работу команды специалистов, проектные работы, постановку заградительных бонов вокруг судна.

Нужно отметить, что эксплуатация самого судна предполагает весьма суще­ственное потребление газа – это примерно 1,5-1,75% газа, принимаемого FSRU, для регазификации остального СПГ.

– Что еще вам предстоит сделать? Какие препоны юридического характера прео­долеть?

-У нас уже узаконены отношения с НАК «Нафтогазом». Мы подписали с ними ме­морандум, а сейчас обсуждаем договор. Мы получили техусловия от «Трансгаза» для строительства соединительного тру­бопровода, сейчас ведем проектирование.

Мы наняли инжиниринговую компа­нию, которая выполняет для нас Terminal Design Study-разрабатывает техническую концепцию, модель работы терминала. Эту работу мы согласовываем с судовладель­цами, потому что они дают спец­ификацию непосредственно самого судна-регазификатора.

Нам нужно начинать работать с госу­дарственной таможенной службой по во­просам импорта СПГ и импортного НДС на регазификатор (проблема, которая может возникнуть, хотя для национального проек­та это совершенно немыслимая ситуация). Нам нужно работать с Министерством ин­фраструктуры. Без решения Кабинета ми­нистров о предоставлении режима наиболь­шего благоприятствования для реализации национального проекта мы не справим­ся к следующему отопительному сезону.

Нужно спешить, имея в виду, что мо­жет закрыться окно возможностей аренды судов FSRU. Эти суда просто уйдут в дру­гие страны, и нам придется стать в очередь еще на два года.

Нам нужно брать финансирование под капитальное строительство и т.д. Но самое главное, нам нужно брать финансирова­ние под аренду регазификатора. Сегодня мы не можем предоставлять какие-то го­сударственные гарантии, имея в виду низ­кий кредитный рейтинг Украины. Нужны будут гарантии коммерческого банка для судовладельца, которого не устраивает суверенный рейтинг Украины. Для этого нам нужна ясность со стороны государ­ства, гарантия, что проект будет реализо­ван, что государство считает этот проект приоритетным.

Наш партнер «Одессагаз» – второй по величине дистрибьютор и транспортировщик газа в Украине. У него есть большой опыт в газотранспортной отрасли. Более того, это была их идея, это они обратились к нам как к портовикам, владельцам портовой ин­фраструктуры. Таким образом, часть ин­вестиций наша, часть – «Одессагаза». Плюс банковское финансирование. Государство никак не участвует. Все, сделанное ТИС за последние 20 лет, лишь подтверждает, что мы более эффективны, чем государство. Государство – неважный хозяин и управ­ленец. Оно на самом деле должно владеть только гербовой печатью, защищать потре­бителей, устанавливать нормы и следить за тем, чтобы они не нарушались.

Насколько прибыльной для компа­нии ТИС будет деятельность по пере­грузке СПГ?

–          Не такой уж это сладкий пирог. Самой эффективной сегодня является перевалка зерновых. Там можно заработать больше денег, чем в этом проекте.

Разумеется, как любая коммерческая структура мы думаем о прибыли, но учи­тывая все трудности, которые нужно пре­одолеть, и риски, с которыми мы сталкива­емся, можно считать, что этот проект мы реализуем, в том числе из чувства патри­отизма. Мы понимаем, что он может быть реализован только в Южном – из-за глубин. Мы понимаем, что как частники мы гото­вы реализовать его лучше и быстрее, чем государство. Кстати, сегодня нас поддер­живают и Министерство инфраструктуры, и НАК «Нафтогаз», зная, что у ТИС, кото­рый на рынке уже 20 лет, и который постро­ил в украинской портовой отрасли больше, чем кто либо, есть достаточно ресурсов, ноу-хау, есть хорошая команда, чтобы дей­ствительно сдержать свои обещания. Как вы знаете, последние три года все обеща­ли, но никто ничего не сделал. Просто рас­пиливали консалтинговые бюджеты вокруг этой темы, прямо скажем.

Нет ли опасности, что подобный про­ект попытается осуществить кто-ни­будь другой?

–          Сейчас я не вижу серьезных кон­курентных инициатив, которые могли бы быть реализованы где-то в другом месте, не в акватории Южного. Есть несколько биз­нес-групп, которые были не прочь заняться перевалкой СПГ, но у них нет ни возможно­стей, ни ноу-хау, ни активов для реализации подобного проекта.

– Есть ли возможность получить кредиты ЕБРР для реализации проекта?

– Что касается зарубежных кредитов, то мы обсуждаем этот вопрос и с ЕБРР, и с IFC (International Finance Corporation). Скорее всего, одна из этих структур высту­пит гарантом торгового финансирования, предоставит нам либо аккредитив, либо банковскую гарантию на год вперед, что­бы мы смогли оплатить аренду регазификатора. Средства на задействование этого финансового инструмента также ложатся в наши операционные затраты.

Беседовал М. Шевченко

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 9. – С. 8 – 11.