Уже к следующему отопительному сезону у причалов ТИС в порту Южный может быть реализован проект плавучего СПГ-терминала, – утверждает один из руководителей группы терминалов ТИС Филипп Грушко.
Проект обеспечит почти 20% потребностей Украины в газе по цене, конкурентной с поставками Газпрома. Значительная часть подготовительной работы уже проделана. Подписан предварительный договор об аренде судна-регазификатора, узаконены отношения с «Нафтогазом», получены техусловия от «Трансгаза». Финансировать проект будут не за счет бюджета, его инвесторами выступили «Одессагаз» и «Трансинвестсервис». Дело за малым: государство должно подтвердить, что признает этот проект приоритетным, дает ему статус национального. Покупателями газа в любом случае выступят либо «Нафтогаз», либо «Трансгаз».
Настоящая публикация в форме интервью привлекает внимание своей актуальностью.
– Филипп, информация о планах ТИС по созданию терминала для приёма СПГ уже появилась в ряде изданий, но хотелось бы все узнать подробнее и от непосредственных участников событий.
– Я обязательно об этом расскажу, но сперва хочу поделиться впечатлениями о поездке в Клайпеду. В конце октября ТИС и «Одессагаз» были приглашены в Литву в составе делегации НАК «Нафтогаз Украины». Литовцы открывали первый в Восточной Европе LNG-терминал с гордым названием Independence (независимость). Мне трудно передать эмоции, которые царили в этот день в порту Клайпеды. Это было похоже на Национальный день, Рождество и День го¬рода в одном флаконе. Людей переполняла гордость за свою страну. Теперь им не смо¬гут диктовать цену на газ и заставлять плясать под дудку восточного соседа. Речь их президента Грибаускайте – лучшее тому подтверждение. Уверен, многие ее прочитали.
Но вернемся в Украину, в порт Южный. Проект строительства СПГ-терминала дей-ствительно существует. Совместно с компанией «Одессагаз» мы рассматриваем возможность уже к следующему отопительному сезону запустить терминал по приему импортного СПГ. Речь идет о плавучем терминале мощностью первой очереди от 4 до 5 млрд кубометров природного газа в год. Надеемся осуществить его запуск в третьем квартале 2015 года. Плавучий терминал строить не придется: это будет огромное судно, которое совмещает функции хранилища СПГ и регазификационную установку. Мы занимаемся этим проектом с февраля, посетили множество выставок, пообщались и с трейдерами, и с компаниями – производителями оборудования.
Технологическая схема выглядит так. У нашего причала на постоянной основе стоит судно-регазификатор, так называемый FSRU (Floating Storage Regasification Unit). Этот причал уже существует, и швартовка возле него безопасна, поскольку глубина у причальной стенки достигает 15 м. Разумеется, этот причал должен быть модифицирован под прием газа – здесь необходимо разместить стендеры и трубопровод, который будет непосредственно подсоединен к судну-регазификатору.
FSRU постоянно швартуется у нашего причала. К нему еженедельно приходит СПГ-танкер и примерно за двое суток сливает сжиженный газ в трюмы судна-регазифика-тора. РЗИи работаете непрерывном режиме, 365 дней в году. Путем обогрева сжиженного газа в своих трюмах судно постепенно переводит его в газообразное состояние. Затем по соединительному газопроводу через причальный узел газ поступает непосредственно в магистральную сеть.
Стоимость FSRU превышает $250 млн. поэтому на первом этапе проекта мы планируем не покупку, а именно аренду регазификатора. Сегодня мы предполагаем его арендовать на срок, превышающий пять лет. У нас на примете есть уже три таких судна. Это суда мембранного типа, в мире есть не более пяти компаний, которые строят такие РБРШ для себя, преимущественно на южнокорейских верфях. Затем они эти суда продают или сдают в долгосрочную аренду. Кстати, точно такое же судно норвежская компания Hoegh в октябре сдала в аренду в порт Клайпеда.
Мы довольно далеко продвинулись в переговорах об аренде судна с тремя компаниями – двумя норвежскими и одной американской, причем с одной из этих компаний уже подписан предварительный договор. Вместе с техническими специалистами всех этих трех компаний мы сейчас работаем над спецификацией. Думаю, в январе-феврале 2015 года вопрос с резервированием судна будет окончательно решен.
– Какова будет стоимость 1000 кубометров такого газа для конечного потребителя? На какую стоимость вы рассчитываете?
– Объем спотового рынка СПГ (а торговля сжиженным природным газом ведется в основном по спотовым контрактам) сегодня превышает 200 млн тонн в год. Этот рынок весьма волатилен. Существуют большие сезонные колебания. Летом цена часто опускается ниже $300 за тонну (без доставки и регазификации). Зимой цена вырастает до $360-370 за тонну в среднем. Мы говорим о цене в хабах Англии или Испании, где работают мощные терминалы. В целом, реализация этого проекта позволит Украине получать газ – даже зимой – по цене, более низкой, чем та, по которой мы закупаем российский трубопроводный газ.
Сегодня в мире строятся колоссальные мощности по сжижению газа, мы находимся на пороге революции в СПГ-отрасли. Это означает постепенное снижение доли трубопроводного сегмента при транспортировке газа, что в свою очередь означает увеличение доли спотовых продаж на мировом газовом рынке и уменьшение количества долговременных прикрепленных к нефтяным котировкам фьючерсных контрактов. В мире существует множество торговых площадок, хабов, где СПГ купить просто и выгодно – именно по спо-товой цене. Это касается и американского рынка, кстати, ориентированного сегодня на сланцевый газ для последующего сжижения. Он должен открыться для экспорта в 2017-2020 годах.
Отмечу, что, по прогнозам, цена добычи в США будет ниже $150 за 1000 кубометров (до сжижения). Разумеется, сюда нужно добавить стоимость сжижения, транспортировки и регазификации. Но в настоящий момент речь не идет о газе из США. Сейчас мы рассчитываем на норвежский, катарский газ, а также на газ из Алжира и Нигерии.
Большое значение имеет принципиальная возможность альтернативных поставок газа, ибо она становится составляющей энергетической независимости страны. Наличие СПГ-терминала дает трейдинговый механизм, который позволяет играть на споте. Украине пришло время занять сильную переговорную позицию, и терминал позволит это сделать, поскольку станет альтернативой, с которой и «Газпрому» придется считаться.
Бесспорно, речь идет не только об энергетической безопасности. СПГ-терминал – это еще и возможность улучшения инфраструктуры розничной торговли топливом. Напомню, что СПГ может служить топливом для заправки мощных карьерных грузовиков, его можно использовать и в автобусных парках. Это еще не все. И ТИС, и наш партнер «Одессагаз» являются членами Дунайской ассоциации перевозчиков СПГ. И Австрия, и Румыния, и Болгария развивают этот вид перевозок, опираясь на европейскую финансовую помощь. С помощью FSRU мы сможем перегружать СПГ на суда, идущие по Дунаю, и продавать газ частным промышленным клиентам.
– Как не вези в Украину СПГ, пересечения турецких проливов не избежать. Известно, что турецкие власти не в восторге от такой перспективы…
– Что касается экологических проблем с турецкими проливами. Мы как раз недавно вернулись из Стамбула и Анкары, где побывали уже в пятый раз за последние не¬сколько месяцев, пытаясь найти решение этой проблемы.
Мы подробно изучили конвенцию Монтрё и нормы прохода через турецкие проливы. Мы нанимали международных юристов. Заключение следующее: сегодня нет ни одной юридической причины отказать в проходе через пролив, который Турции, по сути, не принадлежит. Это международная транспортная артерия. Разумеется, есть коммерческий риск, что турецкие власти могут замедлить проход газовоза, осложнив его разными процедурами, а каждый день простоя такого судна – это десятки тысяч долларов. Кстати, сегодня в Турции есть два СПГ-терминала в Мраморном море: один – государственный, а другой – частный. Газовозы, которые туда привозят СПГ, в том числе из Катара, проходят Дарданеллы, но не Босфор. Оба терминала находятся с другой стороны пролива.
– Каковы объемы капитальных инвестиций ТИС на первом этапе? Во что обойдется реализация всего проекта?
– На первом этапе нам нужно построить газопровод высокого давления от нашего причала до магистрального трубопровода и врезаться в ГРС «Визирка». Это 5 километров. Кроме того, необходимо адаптировать причал, установить на нем стендер, оборудование, связанное с пожарной безопасностью. Придется изменить существующую схему работы наших соседних терминалов, чтобы обеспечить санитарно-защитную, охранную зону. Нужно купить специализированый буксир.
Нам придется построить водовод, который будет отводить холодную воду, отработанную в процессе функционирования регазификатора. Это необходимо с экологической точки зрения, поскольку речь идет о лимане, а не об открытом море. Есть разные технические решения, и водовод -одно из них.
Что мы будем делать на втором этапе, пока не решено. Вторая фаза может предусматривать аренду большего регазификатора либо аренду еще одного такого же регазификатора, либо строительство наземного терминала. В любом случае нам придется строить новый причал для второй фазы, когда объем поставок увеличится, допустим, с 5 млрд куб. м до 10 млрд куб. м в год. Плюс строительство еще одного газопровода длиной примерно в 40 км для увеличения пропускной способности. Покупателем в любом случае будет либо «Нафтогаз», либо «Трансгаз».
Насколько необходимой будет реализация второй фазы проекта? Понадобится ли нам наземный терминал? Пока строительство наземного терминала не представляется обязательным. Сегодня самый большой регазификатор имеет мощность 170 ООО кубометров газа. Его осадка – порядка 13-13,5 м. Но сейчас мы стоим на пороге появления нового поколения FSRU. В Южной Корее проектируются и закладываются суда мощностью, превышающей 200 000 кубометров СПГ. Может быть, на второй фазе мы просто обойдемся еще одним регазификатором большей вместимости.
Посмотрим, как это работает в Польше и Литве, и сделаем выводы.
Просто у нас, в отличие от Клайпеды, уже готов причал. В литовском порту, где его пришлось строить и проводить дноуглубление, капитальные затраты превысили $100 млн. Очень обидно, что Украина не реализовала свое преимущество раньше…
Ежегодные операционные затраты у этого проекта довольно высоки. В первую очередь, это аренда регазификатора. Она обойдется в $50-60 млн в год. Очень дорогая игрушка, прямо скажем. Сопутствующие затраты на обеспечение безопасности судоходства. В частности, у терминала должен все время находится буксир – 24 часа в сутки, только для обслуживания FSRU. Естественно, нужно обеспечить охрану, работу команды специалистов, проектные работы, постановку заградительных бонов вокруг судна.
Нужно отметить, что эксплуатация самого судна предполагает весьма существенное потребление газа – это примерно 1,5-1,75% газа, принимаемого FSRU, для регазификации остального СПГ.
– Что еще вам предстоит сделать? Какие препоны юридического характера преодолеть?
-У нас уже узаконены отношения с НАК «Нафтогазом». Мы подписали с ними меморандум, а сейчас обсуждаем договор. Мы получили техусловия от «Трансгаза» для строительства соединительного трубопровода, сейчас ведем проектирование.
Мы наняли инжиниринговую компанию, которая выполняет для нас Terminal Design Study-разрабатывает техническую концепцию, модель работы терминала. Эту работу мы согласовываем с судовладельцами, потому что они дают спецификацию непосредственно самого судна-регазификатора.
Нам нужно начинать работать с государственной таможенной службой по вопросам импорта СПГ и импортного НДС на регазификатор (проблема, которая может возникнуть, хотя для национального проекта это совершенно немыслимая ситуация). Нам нужно работать с Министерством инфраструктуры. Без решения Кабинета министров о предоставлении режима наибольшего благоприятствования для реализации национального проекта мы не справимся к следующему отопительному сезону.
Нужно спешить, имея в виду, что может закрыться окно возможностей аренды судов FSRU. Эти суда просто уйдут в другие страны, и нам придется стать в очередь еще на два года.
Нам нужно брать финансирование под капитальное строительство и т.д. Но самое главное, нам нужно брать финансирование под аренду регазификатора. Сегодня мы не можем предоставлять какие-то государственные гарантии, имея в виду низкий кредитный рейтинг Украины. Нужны будут гарантии коммерческого банка для судовладельца, которого не устраивает суверенный рейтинг Украины. Для этого нам нужна ясность со стороны государства, гарантия, что проект будет реализован, что государство считает этот проект приоритетным.
Наш партнер «Одессагаз» – второй по величине дистрибьютор и транспортировщик газа в Украине. У него есть большой опыт в газотранспортной отрасли. Более того, это была их идея, это они обратились к нам как к портовикам, владельцам портовой инфраструктуры. Таким образом, часть инвестиций наша, часть – «Одессагаза». Плюс банковское финансирование. Государство никак не участвует. Все, сделанное ТИС за последние 20 лет, лишь подтверждает, что мы более эффективны, чем государство. Государство – неважный хозяин и управленец. Оно на самом деле должно владеть только гербовой печатью, защищать потребителей, устанавливать нормы и следить за тем, чтобы они не нарушались.
– Насколько прибыльной для компании ТИС будет деятельность по перегрузке СПГ?
– Не такой уж это сладкий пирог. Самой эффективной сегодня является перевалка зерновых. Там можно заработать больше денег, чем в этом проекте.
Разумеется, как любая коммерческая структура мы думаем о прибыли, но учитывая все трудности, которые нужно преодолеть, и риски, с которыми мы сталкиваемся, можно считать, что этот проект мы реализуем, в том числе из чувства патриотизма. Мы понимаем, что он может быть реализован только в Южном – из-за глубин. Мы понимаем, что как частники мы готовы реализовать его лучше и быстрее, чем государство. Кстати, сегодня нас поддерживают и Министерство инфраструктуры, и НАК «Нафтогаз», зная, что у ТИС, который на рынке уже 20 лет, и который построил в украинской портовой отрасли больше, чем кто либо, есть достаточно ресурсов, ноу-хау, есть хорошая команда, чтобы действительно сдержать свои обещания. Как вы знаете, последние три года все обещали, но никто ничего не сделал. Просто распиливали консалтинговые бюджеты вокруг этой темы, прямо скажем.
– Нет ли опасности, что подобный проект попытается осуществить кто-нибудь другой?
– Сейчас я не вижу серьезных конкурентных инициатив, которые могли бы быть реализованы где-то в другом месте, не в акватории Южного. Есть несколько бизнес-групп, которые были не прочь заняться перевалкой СПГ, но у них нет ни возможностей, ни ноу-хау, ни активов для реализации подобного проекта.
– Есть ли возможность получить кредиты ЕБРР для реализации проекта?
– Что касается зарубежных кредитов, то мы обсуждаем этот вопрос и с ЕБРР, и с IFC (International Finance Corporation). Скорее всего, одна из этих структур выступит гарантом торгового финансирования, предоставит нам либо аккредитив, либо банковскую гарантию на год вперед, чтобы мы смогли оплатить аренду регазификатора. Средства на задействование этого финансового инструмента также ложатся в наши операционные затраты.
Беседовал М. Шевченко
Источник: Порты Украины. – 2014. – № 9. – С. 8 – 11.