Об освобождении от уплаты НДС за заход или выход судна в/из порта «в балласте»

20 Июл

Заход судна в порт и выход из него в целях выполнения договора перевозки является составляющей одной операции, а потому заход или выход судна в/из порта «в балласте» (без груза) не может оцениваться как операция, на которую не распространяются льготы, определенные пунктом 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»

10 марта 2011 года Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия «Д» на постановление от 23 декабря 2011 года Одесского апелляционного хозяйственного суда по делу № 6/108/10 по иску государственного предприятия «Д» (ГП «Д») к обществу с ограниченной ответственностью «П» (ООО «П»), о взыскании задолженности по лоцманскому сбору в сумме 59 366,01 дол. США, канального сбора в сумме 151 565,77 дол. США и 14 228,7 грн, заслушав судью-докладчика, пояснения представителей сторон и проверив материалы дела, установил следующее.

В августе 2010 года ГП «Д» обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением и уточнениями к нему к ООО «П» о взыскании задолженности по лоцманскому и канальному сборам на общую сумму 210 931,78 дол. США (в том числе пеня — 8769,31 дол. США, штраф — 12 754,19 дол. США) и 14 228,7 грн (в том числе пеня — 573,4 грн, штраф — 1466,74 грн).

Исковые требования обоснованы тем, что ответчиком как агентом судов не уплачен в полном объеме лоцманский сбор, а также налог на добавленную стоимость по канальному сбору и не предоставлены доказательства о наличии у порта документов, которые подтверждали бы осуществление судами международных перевозок, освобожденных от уплаты НДС при уплате портовых сборов.

Решением Хозяйственного суда Николаевской области от 10 ноября 2010 года, оставленным без изменений постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 23 декабря 2010 года, в удовлетворении исковых требований отказано, учитывая следующее.

25 декабря 2007 года между ГП «Д» (Предприятие) и обществом с ограниченной ответственностью компанией «П» (Агент) заключен договор № *, по условиям которого Предприятие обязуется по заявкам Агента предоставлять услуги по линейной и портовой лоцманской проводке, услуги по перешвартовке, перетяжке (перемещению) судов в акватории порта, предоставлять услуги Службы регулирования движения судов (СРДС) в зонах действия центров и постов регулирования движения судов (ЦРДС, ПРДС) и предоставлять право прохождения по Бугско-Днепровскому лиманскому, Херсонскому морским каналам и глубоководному судовому ходу река Дунай — Черное море (БДЛК, ХМК и ГСХ), а также предоставлять информационные услуги судну при прохождении судном ГСХ, а Агент обязуется принять и оплатить предоставленные услуги.

В соответствии с пунктом 2.1.2 договора Предприятие обязано предоставлять Агенту счета для уплаты сборов и платежей за пользование указанными услугами, которые оформлены на основании установленных цен и государственных тарифов, расценок Предприятия и требований договора.

Согласно пункту 2.2.4, ответчик должен оплачивать счета истца в сроки, определенные этим договором.

По условиям пункта 8.8 договора, срок его действия — до 31 декабря 2008 года.

Во исполнение условий договора с апреля по июнь 2010 года истец предоставил услуги по лоцманской проводке, услуги СРДС на право прохождения по Бугско-Днепровскому лиманскому каналу судов «G» (Гонконг), «H» (Либерия), «M» (Мальта), «A» (Багамы), «S» (Панама), «I» (Греция), «B» (Либерия) и других судов, которые находились под агентированием ответчика.

Для оплаты предоставленных услуг ответчику были выставлены счета, которые ООО «П» оплачены частично.

Задолженность по расчетам истца составляет:

— по канальному сбору — 151 565,77 дол. США, в том числе 136 164,42 дол. США основного долга, 6190,12 дол. США пени, 9211,23 дол. США штрафа;

— по канальному сбору —14 228,7 грн, в том числе 12 761,96 грн основного долга, 573,4 грн пени, 1466,74 грн штрафа;

— по лоцманскому сбору — 59 366,01 дол. США, в том числе 53 243,86 дол. США основного долга, 2579,19 дол. США пени, 3542,96 дол. США штрафа.

При этом:

— сумма основного долга в размере 136 164,42 дол. США и 12 761,96 грн является суммой налога на добавленную стоимость, начисленного истцом на суммы канального сбора за прохождение БДЛК агентируемыми судами;

— сумма основного долга в размере 53 243,85 дол. США является суммой, не предоставленной истцом двадцатипроцентной скидки на лоцманский сбор.

Истец ссылается на то, что поскольку агентируемые суда заходили или выходили в/из портов (терминалов) Николаевского региона «в балласте» (без груза), т.е. во время захода (выхода) в порт не осуществляли международной перевозки, то за проход по БДЛК в одну сторону в балласте канальный сбор начислялся истцом с налогом на добавленную стоимость, поскольку льгота, предусмотренная пунктом 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», в этом случае не применяется.

Относительно доводов истца о взыскании НДС и соответствующих штрафных санкций суды предыдущих инстанций исходили из следующего.

В соответствии со статьей 84 Кодекса торгового мореходства (КТМ) Украины в морском порту взыскиваются следующие целевые портовые сборы: корабельный, причальный, якорный, канальный, маячный, грузовой, административный и санитарный. Другие виды сборов могут устанавливаться законодательными актами Украины.

Размер портовых сборов и порядок их взыскания установлен Положением «О портовых сборах», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 года № 1544.

Согласно пункту 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», освобождаются от обложения этим налогом операции по предоставлению услуг, которые включаются в состав портовых сборов в соответствии с законодательством, в пользу лиц, осуществляющих международные перевозки пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений от пункта пересечения государственной границы Украины до пункта (места) таможенного оформления на территории Украины при их прибытии (получении) на таможенную территорию Украины, а также от пункта (места) таможенного оформления на территории Украины до пункта пересечения государственной границы Украины.

Согласно предписаниям пункта 1.19 статьи 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» услуга по международной перевозке — услуга по перевозке пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений любым транспортным средством, если такая перевозка осуществляется по территории двух или более стран и при этом пункт отправления или пункт назначения либо и тот, и другой находятся на территории Украины. При этом в целях налогообложения резидентский статус сторон договора о таких перевозках не берется во внимание.

Следовательно, основанием для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость канального сбора являются подтвержденный надлежащими доказательствами факт осуществления судном международной перевозки пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений, пересечение государственной границы Украины и соответствующее таможенное оформление.

Подтверждением таможенного офор­мления груза, который перевозился судами, и пребывания судна и груза под таможенным контролем являются соответствующие отметки таможни на грузовых манифестах, грузовых таможенных декларациях и других прилагающихся документах и оформление их в режиме «экспорт» или «импорт».

Согласно статьям 85, 91 КТМ Украины, во время пребывания в морском порту судно обязано соблюдать законы Украины относительно портовых сборов, а капитан порта должен отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта в случае неуплаты установленного сбора.

В соответствии с пунктом 2 Положения уплата портовых сборов в портах осуществляется до выхода судна из порта.

Согласно письму ­Государственной налоговой администрации Украины № 6497/7/16-1517 от 31 марта 2010 года, включаемая в состав портовых сборов стоимость услуг, которые предоставляются во время следования судна до пункта (места) таможенного оформления для нагрузки (догрузки) грузов (посадки пассажиров) или из пункта (места) таможенного оформления после разгрузки (частичной разгрузки) грузов (высадки пассажиров), является неотъемлемой составляющей услуг по международной перевозке груза (пассажиров).

Исходя из содержания изложенных положений, проход судов по каналу «в балласте» (без груза) в/из порта назначения является составляющей и неотъемлемым элементом операции (договора) по международной перевозке, ведь без этой составляющей перевозка груза невозможна.

Таким образом, наличие в материалах дела доказательств осуществления судами международной перевозки груза, таможенного оформления и пересечения границы Украины свидетельствует о том, что канальный сбор, взимаемый с этих судов, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании пункта 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Относительно ссылок ГП «Д» на задолженность ООО «П» по лоцманскому сбору суды указали следующее.

По предписаниям пунктов 15, 18 Сборов и платы за услуги, которые предоставляются судам зарубежного плавания в морских портах Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 27 июня 1996 года № 214, лоцманский сбор взыскивается со всех судов, которые заходят в порты (причалы) Украины или направляются транзитом по судоходным водным путям. За проведение по подходным к порту каналам и фарватерам, за проведение за пределами акватории порта (внешнепортовая проводка), а также за перестановки между внешним рейдом и причалами порта при отсутствии подходных каналов и фарватеров или на акватории порта (внутрипортовая проводка) лоцманский сбор взыскивается по объему судна в кубомет­рах по определенным ставкам.

В соответствии с пунктом 21 Сборов и платы для грузовых судов, которые работают на линиях зарубежного плавания, открытых в установленном порядке, а также для судов группы Б предоставляется скидка в размере 20 % ставок сборов, которые взыскивались за внешнепортовую и внутрипортовую лоцманскую проводку.

Порядок регистрации и функционирования линии зарубежного плавания определяется Инструкцией о порядке регистрации линий зарубежного плавания, утвержденной приказом Министерства транспорта и связи Украины от 31 мая 2000 года № 276.

Согласно пункту 1.3 Инструкции, основными признаками линии зарубежного плавания являются: определение обязательных и факультативных иностранных и украинских портов захода; закрепление для работы на линии определенных судов (субститутов); установление периодичности захода закрепленных судов в украинские порты; регистрация линии Государственной администрацией морского и речного транспорта по представлению начальника украинского обязательного порта захода (морского порта).

Судами, выполняющими линейное расписание, считаются суда, которые пришли в порт в сроки, объявленные в расписании, или в промежуток времени, который заранее обусловлен в договоре между портом и оператором линейных перевозок о работе линии зарубежного плавания. Линейное расписание согласовывается с начальниками портов захода, утверждается оператором линейных перевозок и доводится до сведения всех заинтересованных лиц (пункт 2.3 Инструкции).

Согласно пункту 2.4 Инструкции, каждый оператор линейных перевозок обязан обнародовать в средствах массовой информации и/или сети Интернет расписание линии зарубежного плавания и правила линейных перевозок между портами.

Линейное расписание движения судов на второй квартал 2010 года обнародовано ответчиком в сети Интернет на собственном веб-сайте.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 Инструкции для регистрации линии зарубежного плавания оператор линейных перевозок подает в Укрморречфлот, в частности, ­согласование предприятия, взимающего лоцманский сбор.

Соответствующее согласование предоставлено ГП «Д» 14 августа 2009 года под № 41-54.

Согласно пункту 3.3 Инструкции, если предоставленные документы подтверждают все признаки линии зарубежного плавания, Укрморречфлот выдает каждому украинскому обязательному порту захода подтверждение о регистрации линии зарубежного плавания.

Как свидетельствует имеющееся в материалах дела подтверждение Государственной администрации морского и речного транспорта от 1 сентября 2009 года № 9/20, линия Atlantic Bauxite Line соответствует основным признакам судоходной линии зарубежного плавания и перерегистрирована Укрморречфлотом 1 сентября 2009 года под № 9/20.

В соответствии с пунктом 3.10 Инструкции действие подтверждения распространяется на суда, выполняющие рейсы на линии по расписанию движения, или заявленные оператором линейных перевозок суда-субституты, выполняющие перевозки по линейному расписанию.

Материалы дела также содержат документы под названием «Информация для выставления счета», содержащие сведения о принадлежности судов линии Atlantic Bauxite Line. Данные документы предоставлялись ГП «Д» для выставления соответствующего счета, ведь истцу было известно, что суда являются линейными и имеют право на получение скидки.

Обращаясь в суд с кассационной жалобой, ГП «Д» ссылается на неправильное применение норм права судами предыдущих инстанций при принятии обжалованных решений. Жалобщик просит решение и постановление по делу отменить, и удовлетворить исковые требования.

9 марта 2011 года в Высший хозяйственный суд Украины поступило заявление ГП «Д» о частичном отказе от кассационной жалобы. Рассмотрев указанное заявление, коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины пришла к выводу о его отклонении на основании части 2 статьи 1116 ХПК Украины.

Проверяя юридическую оценку установленных судом фактических обстоятельств дела и их полноту, Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается исходя из следующего.

Спор между сторонами возник относительно освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость операций по предоставлению услуг, которые включаются в состав канальных (разновидность портовых) сборов в пользу лиц, осуществляющих международные перевозки пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений от пункта пересечения государственной границы Украины до пункта (места) таможенного оформления на территории Украины при их прибытии (получении) на таможенную территорию Украины, а также от пункта (места) таможенного оформления на территории Украины до пункта пересечения государственной границы Украины (пункт 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

Так как канальный сбор уплачивается дважды: по операциям по предоставлению услуг от пункта пересечения государственной границы Украины до пунк­та (места) таможенного оформления на территории Украины при прибытии судна и отдельно за обратный путь, то, по мнению истца, заход или выход судна в/из порта «в балласте» (без груза) не является операцией по международной перевозке и на такие операции не распространяется льгота по освобождению от уплаты НДС.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины поддерживает правовую позицию хозяйственных судов преды­дущих инстанций относительно того, что заход судна в порт и выход из него в целях выполнения договора перевозки является составляющей одной операции, а потому заход или выход судна в\из порта «в балласте» (без груза) не может оцениваться как операция, на которую не распространяются льготы, определенные пунктом 5.16 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость».

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины поддерживает также правовую позицию хозяйственных судов предыдущих инстанций относительно наличия у ответчика права на скидку в размере 20 % ставок сборов, которые взимаются за внешнепортовую и внутрипортовую лоцманскую проводку, учитывая то, что в соответствии с пунктом 21 Сборов и платы за услуги, которые предоставляются судам зарубежного плавания в морских портах Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 27 июня 1996 года под № 214 (в редакции приказа от 15 декабря 2000 года под № 711), такая скидка предоставляется для грузовых судов, работающих на линиях зарубежного плавания, открытых в установленном порядке, а также для судов группы Б.

Не опровергая регистрацию линии зарубежного плавания Atlantic Bauxite Line и того обстоятельства, что все агентируемые суда в апреле—июне 2010 года работали на линии зарубежного плавания, жалобщик ссылается на то, что в нарушение «Информации о выставлении счета», которая является приложением к договору, ответчиком не предоставлено в момент осуществления хозяйственной операции линейное расписание судна как необходимый элемент, подтверждающий, что судно работает на линии зарубежного плавания и имеет право на скидку ставки сбора за лоцманскую проводку.

Однако, согласовывая «Информацию о выставлении счета», стороны как раз понимали, что судно агента работает на линии зарубежного плавания, а следовательно, имеет право на скидку.

Руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119 — 11112 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Высший хозяйственный суд Украины постановил:

— кассационную жалобу государственного предприятия «Д» оставить без удовлетворения;

— постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 23 декабря 2010 года оставить без изменений.

Источник:

Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 10 марта 2011 г. ( Дело № 6/108/10. Председательствующий — Могил С.К. Судьи — Борденюк Е.Н., Вовк И.В.)