О страховании ответственности оператора мультимодальной перевозки грузов

24 Фев

Развитие сферы мультимодальных перевозок даст значительный импульс для развития логистической отрасли Украины. В настоящее время наша страна не может реализовать свой транзитный потенциал, в т.ч. из-за отсутствия законодательного регулирования деятельности мультимодальных перевозчиков. Один из основных аспектов, которые должны быть урегулированы, — вопрос ответственности оператора смешанной перевозки перед владельцем груза за его сохранность и своевременную доставку до места назначения.
От наличия четкого и действенного механизма урегулирования этого вопроса зависят не только финансовое благополучие оператора смешанной перевозки, но и, порой, его существование и возможность дальнейшего ведения бизнеса вообще. С другой стороны, у владельцев грузов будет больше доверия к украинским транспортным компаниям, если они будут уверены, что в случае чего им будет полностью возмещен причиненный ущерб.

Автор настоящей публикации рассматривает отдельные положения законопроекта “О мультимодальных перевозках”, а также вносит свои предложения к нему относительно страхования в сфере мультимодальных перевозок, в частности и особенности, страхования ответственности оператора смешанной перевозки грузов.

В конце 2018 г. был обнародован проект Закона Украины “О мультимодальных перевозках”. Вопрос ответственности оператора смешанной перевозки прописан в статьях 17 и 19 законопроекта. В частости, устанавливается, что оператор смешанной перевозки должен нести ответственность как за свои действия (включая последствия решений и указаний своих сотрудников), так и за действия, ошибки или халатность привлеченных к смешанной перевозке контрагентов. Такое решение вполне очевидно и разумно, ведь грузовладелец заключает договор на осуществление перевозки с конкретным оператором перевозок, и не должен нести убытки от непрофессиональных действий или ошибок перевозчика, складского оператора или таможенного брокера, которых он не выбирал и о существовании которых может
даже не догадываться.
Одним из способов минимизации рисков в транспортно-логистической сфере является страхование. Понятно, что транспортному оператору проще заплатить небольшой страховой платеж, чем иметь риск получить миллионные убытки. Впрочем, ст. 16 законопроекта отнюдь не вносит ясность в отношении процедуры осуществления такого страхования.
“Страхование грузов и профессиональной ответственности при смешанной перевозке грузов осуществляется в соответствии с законом”, — именно так выписано требование к страхованию в законопроекте. Даже если принять во внимание, что имеется в виду соответствие действующему законодательству в целом — это никоим образом не проясняет картины, так как в настоящее время нет обязательного страхования, которое бы четко регламентировало условия, тарифы и
лимиты ответственности страховой компании.

Практика показывает, что без дополнительной детализации параметров договора страхования оно превратится в фикцию. Есть множество примеров из других сфер деятельности, когда страхование осуществляется либо на небольшие суммы, или от рисков, которые в принципе не могут произойти.
Несмотря на это, мы считаем, что ст. 16 законопроекта должна быть сформулирована следующим образом:
“СТАТЬЯ 16. СТРАХОВАНИЕ ПРИ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Страхование ответственности оператора перевозки и страхование грузов осуществляются в соответствии с законодательством. Договор страхования ответственности оператора перевозки в обязательном порядке должен покрывать ответственность за причинение вреда грузу. При этом страховая сумма по такому договору страхования устанавливается в размере не меньшем, чем указанный в статье 19 настоящего Закона предельный размер ответственности оператора смешанной перевозки.
Дополнительно, но не исключительно, договором страхования могут покрываться:
— ответственность за ошибки и упущения оператора смешанной перевозки, его штатных сотрудников или субподрядчиков;
— ответственность перед таможенными органами;

— ответственность перед третьими лицами;
— расходы, связанные со спасением груза.
Ответственность оператора перевозки и грузы подлежат страхованию в случае, если обязательность такого страхования установлена законом, договором на осуществление перевозки, базисом поставки INСOTERMS или требованиями международных объединений в транспортной области (серификаты FIATA т.п.)”.
В то же время, считаем необходимым дополнить статью 9 законопроекта (существенные условия договора ММП) строкой:
“страхование ответственности оператора перевозки и страхование грузов”.
Т.о., у недобросовестного страховщика не возникнет соблазна предложить дешевое страховое покрытие на символическую страховую сумму. Недаром в народе говорят: “С дешевой рыбки — плохая юшка”.
В то же время, такая формулировка заставит страховые компании работать над расширением сервисных возможностей, заключением договоров о сотрудничестве с сюрвейерами и аджастерами, которые будут помогать операторам мультимодальных перевозок в других странах, в первую очередь, на этапе урегулирования страховых событий.

Автор: В. ШЕВЧИШИНА

Источник: Транспорт. – 2019. – № 1. – С. 12 – 13.