Форс-мажор присутствует практически в любом договоре. Но отношение к нему часто самое поверхностное. Иные положения договора подвергаются тщательному разбору, но раздел, посвященный форс-мажору, как правило, обделен вниманием. Кто-то пожмет плечами: так, на всякий случай. А случай этот, вероятнее всего, никогда не наступит. Хорошо, если так, но все же раз в год и палка стреляет. И потому форс-мажор также заслуживает внимания наравне с другими условиями договора.
Положения договора о форс-мажоре требуют внимательного анализа для предотвращения спорных ситуаций между его сторонами.
Нельзя преодолеть
Гражданский кодекс (ГК) Украины и Хозяйственный кодекс (ХК) Украины не используют термин «форс-мажор», а оперируют понятием «непреодолимая сила». В соответствии со статьей 617 ГК Украины лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. Дефиницией непреодолимой силы можно назвать формулировку пункта 1 части 1 статьи 263 ГК Украины, согласно которой непреодолимая сила определена как чрезвычайное или неотвратимое при существующих условиях событие. Как отмечается в Комментарии к гражданскому законодательству Украины под редакцией д.ю.н. Владимира Ротаня, это определение, хотя и содержится в разделе «Исковая давность», может использоваться повсеместно.
Статья 218 ХК Украины характеризует непреодолимую силу как чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.
Обратим внимание: в ХК Украины указывается «чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства» (то есть должны соблюдаться оба условия), в ГК Украины — «чрезвычайные или неотвратимые» (то есть за пределами действия ХК Украины достаточно соблюдения лишь одного из них).
Нормы этих кодексов позволяют выделить некие квалифицирующие признаки непреодолимой силы, а именно:
— чрезвычайность (событие должно носить исключительный характер и находиться за пределами влияния соответствующей стороны);
— неотвратимость (неизбежность, неминуемость определенного события и/или его последствий);
— непредвиденность (событие и/или его последствия невозможно было предвидеть, предугадать на момент заключения соответствующего договора);
— невозможность исполнения стороной договора своих обязательств (прямая причинно-следственная связь).
Что касается разграничения терминов «непреодолимая сила» и «форс-мажор», то единого подхода в этом вопросе нет. Некоторые авторы эти понятия отождествляют, другие, напротив, вкладывают в них различный смысл, относя к непреодолимой силе исключительно явления природы, а к форс-мажору также и действия человека, определяя, по сути, непреодолимую силу как видовое понятие по отношению к родовому — форс-мажору.
В письме от 9 сентября 2001 года № 01-2.2/279 Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) разграничил категории «форс-мажор» и «непреодолимая сила», указав, что последняя воплощает в себе лишь стихийные природные явления, которые вследствие их исключительности, неотвратимости и непредсказуемости предопределяют ограничение ответственности за причинение вреда в случаях, предусмотренных законом. Причем непреодолимая сила, по мнению ВХСУ, как основание для ограничения ответственности может иметь место лишь во внедоговорных (деликтных) правоотношениях и в случаях нарушения договорных обязательств, если это прямо предусмотрено законом. В то же время форс-мажор охватывает лишь исключительные события общественной жизни, которые стороны сами на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от дальнейшего выполнения обязательства по соглашению, если такие события будут происходить в период действия договора.
Перечень не ограничен
Исчерпывающего нормативного перечня форс-мажорных обстоятельств нет и быть не может. Часть 4 статьи 219 ХК Украины зафиксировала, что стороны могут предусмотреть обстоятельства, которые в силу своего чрезвычайного характера являются основанием для освобождения от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства, а также порядок доказывания факта наступления данных обстоятельств. Это полностью корреспондируется с принципом свободы договора, закрепленным в статьях 3 и 627 ГК Украины. Таким образом, конкретный перечень форс-мажорных обстоятельств (исчерпывающий или неисчерпывающий) стороны определяют на свое усмотрение, с учетом критериев чрезвычайности и/или неотвратимости. Он часто включает обстоятельства естественного происхождения (наводнение, землетрясение и т.п.), техногенного происхождения (аварии и т.п.), общественной жизни (забастовки, военные действия и т.п.), ограничительные или запретительные действия органов государственной власти (введение международных санкций и пр.).
В то же время не относятся к непреодолимой силе нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке необходимых товаров, отсутствие у должника необходимых средств (часть 2 статьи 218 ХК Украины). Как свидетельствует судебная практика, не признаются форс-мажором изменение цен на рынке тех или иных товаров и услуг, изменение курса валют (в случае определения цены обязательства в валюте или валютном эквиваленте).
Кроме того, суды обращают внимание на то, что в силу статьи 229 ХК Украины и статьи 625 ГК Украины за невыполнение денежного обязательства должник отвечает даже в том случае, если выполнение стало невозможным в результате непреодолимой силы (например, постановление ВХСУ от 26 октября 2011 года № 48/156).
Категории непреодолимой силы и форс-мажора используются и в частноправовых, и в публичных правоотношениях. Так, действие указанных обстоятельств является основанием для:
— освобождения от ответственности за невыполнение договорных обязательств (статьи 617 ГК Украины, 218, 219 ХК Украины);
— приостановления течения сроков исковой давности (статья 263 ГК Украины);
— приостановления течения сроков зачисления выручки или поступления импортируемой продукции по внешнеэкономическим контрактам (статья 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»);
— отсрочки выполнения денежных обязательств или налогового долга (пункт 100.5 статьи 100 Налогового кодекса (НК) Украины);
— списания безнадежного налогового долга (подпункт 101.2.4 пункта 101.1 статьи 101 НК Украины);
— освобождения от уплаты таможенных платежей в ряде случаев (например, часть 3 статьи 103 Таможенного кодекса (ТК) Украины), увеличения сроков декларирования товаров (статья 263 ТК Украины), прекращения обязанности по оплате таможенных платежей (статья 290 ТК Украины) и пр.
Привести доказательства
Наступление форс-мажора должно подтверждаться надлежащими доказательствами в порядке, который стороны могут определить самостоятельно.
Согласно уже упомянутому выше Закону «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», в сфере его регулирования подтверждением форс-мажора является справка Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины или иной уполномоченной организации страны расположения стороны договора или третьей страны согласно условиям договора.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1235 «Об утверждении перечня обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств» в контексте возникновения налогового долга доказательствами непреодолимой силы являются заключение ТПП либо решение Президента Украины об объявлении отдельных регионов зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденное Верховным Советом Украины.
Органом, официально уполномоченным подтверждать наступление форс-мажорных обстоятельств, является ТПП Украины. В силу статьи 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах Украины» ТПП Украины подтверждает обстоятельства форс-мажора согласно условиям внешнеэкономических соглашений и международных договоров Украины, а также договоров по обращениям субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих строительство жилья (заказчики, застройщики).
На первый взгляд создается впечатление, что компетенция ТПП Украины в данном вопросе ограничена двумя сферами — внешнеэкономической деятельностью и строительством жилья. Однако это не так. Воспользовавшись принципом свободы договора, его стороны могут и при отсутствии внешнеэкономической составляющей предусмотреть, что наступление форс-мажора подтверждается заключением ТПП Украины. Получить его не составит труда. Хотя и здесь есть нюанс. В качестве доказательства форс-мажора суды признают только заключения, выданные ТПП Украины. Заключения, выданные региональными ТПП, по мнению судей, доказательной силы не имеют (пример, постановление ВХСУ от 27 сентября 2011 года № 2/54, постановление ВСУ от 19 января 2010 года № 3-6031к09).
Для проведения экспертизы на предмет установления форс-мажорных обстоятельств и выдачи подтверждающего их документа заявитель обращается в ТПП Украины с письменным заявлением, копией договора и доказательствами, подтверждающими наступление форс-мажора (справки гидрометеоцентра о погодных условиях, акты об авариях и пр.).
Автор: С. ЧАПЛЯН
Источник: http://yurpractika.com/article.php?id=100106080