На форс-мажорной ноте

23 Янв

Форс-мажор при­сутствует практически в любом договоре. Но отношение к нему часто самое поверхностное. Иные положения договора подвергаются тщательному раз­бору, но раздел, пос­вященный форс-мажору, как правило, обделен вниманием. Кто-то пожмет плечами: так, на всякий случай. А случай этот, вероятнее всего, никогда не наступит. Хорошо, если так, но все же раз в год и палка стреляет. И потому форс-мажор также заслуживает внимания наравне с другими условиями договора.

Положения договора о форс-мажоре требуют внимательного анализа для предотвращения спорных ситуаций между его сторонами.

Нельзя преодолеть

Гражданский кодекс (ГК) Украины и Хозяйственный кодекс (ХК) Украины не используют термин «форс-мажор», а оперируют понятием «непреодолимая сила». В соответствии со статьей 617 ГК Украины ли­цо, нарушившее обязательство, осво­бождается от ответственности, если докажет, что нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. Дефиницией непреодолимой силы можно назвать формулировку пункта 1 части 1 статьи 263 ГК Украины, согласно которой непреодолимая сила определена как чрезвычайное или неотвратимое при существующих условиях событие. Как отмечается в Комментарии к гражданскому законодательству Украины под редакцией д.ю.н. Владимира Ротаня, это определение, ­хотя и содержится в разделе «Ис­ковая давность», может использоваться пов­семестно.

Статья 218 ХК Украины характеризует непреодолимую силу как чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности.

Обратим внимание: в ХК Украины указывается «чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства» (то есть должны соблюдаться оба условия), в ГК Украины — «чрезвычайные или неотвратимые» (то есть за пределами действия ХК Украины достаточно соблюдения лишь одного из них).

Нормы этих кодексов позволяют выделить некие квалифицирующие признаки непреодолимой силы, а именно:

— чрезвычайность (событие должно носить исключительный характер и находиться за пределами влияния соответствующей стороны);

— неотвратимость (неизбежность, неминуемость определенного события и/или его последствий);

— непредвиденность (событие и/или его последствия невозможно было предвидеть, предугадать на момент заключения соответствующего договора);

— невозможность исполнения стороной договора своих обязательств (прямая причинно-следственная связь).

Что касается разграничения терминов «непреодолимая сила» и «форс-мажор», то единого подхода в этом вопросе нет. Некоторые авторы эти понятия отождествляют, другие, напротив, вкладывают в них различный смысл, относя к непреодолимой силе исключительно явления природы, а к форс-мажору также и действия человека, определяя, по сути, непреодолимую силу как видовое понятие по отношению к родовому — форс-мажору.

В письме от 9 сентября 2001 года № 01-2.2/279 Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) разграничил категории «форс-мажор» и «непреодолимая сила», указав, что последняя воплощает в себе лишь стихийные природные явления, которые вследствие их исключительности, неотвратимости и непредсказуемости предопределяют ограничение ответственности за причинение вреда в случаях, предусмотренных законом. Причем непреодолимая сила, по мнению ВХСУ, как основание для ограничения ответственности может иметь место лишь во внедоговорных (деликтных) правоотношениях и в случаях нарушения договорных обязательств, если это прямо предусмотрено законом. В то же время форс-мажор охватывает лишь исключительные события общественной жизни, которые стороны сами на диспозитивных основаниях определяют в договоре как право на освобождение от дальнейшего выполнения обязательства по соглашению, если такие события будут происходить в период действия договора.

Перечень не ограничен

Исчерпывающего нормативного перечня форс-мажорных обстоятельств нет и быть не может. Часть 4 статьи 219 ХК Украины зафиксировала, что стороны могут предусмотреть обстоятельства, ­которые в силу своего чрезвычайного характера являются основанием для освобождения от хозяйственной ответственности в случае нарушения обязательства, а также порядок доказывания факта наступления данных обстоятельств. Это полностью корреспондируется с принципом свободы договора, закрепленным в статьях 3 и 627 ГК Украины. Таким образом, конкретный перечень форс-мажорных обстоятельств (исчерпывающий или неисчерпывающий) стороны определяют на свое усмотрение, с учетом критериев чрезвычайности и/или неотвратимости. Он часто включает обстоятельства естественного происхождения (наводнение, землетрясение и т.п.), техногенного происхождения (аварии и т.п.), общественной жизни (забастовки, военные действия и т.п.), ограничительные или запретительные действия органов государственной власти (введение международных санкций и пр.).

В то же время не относятся к непреодолимой силе нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке необходимых товаров, отсутствие у должника необходимых средств (часть 2 статьи 218 ХК Украины). Как свидетельствует судебная практика, не признаются форс-мажором изменение цен на рынке тех или иных товаров и услуг, изменение курса валют (в случае определения цены обязательства в валюте или валютном эквиваленте).

Кроме того, суды обращают внимание на то, что в силу статьи 229 ХК Украины и статьи 625 ГК Украины за невыполнение денежного обязательства должник отвечает даже в том случае, если выполнение стало невозможным в результате непреодолимой силы (например, постановление ВХСУ от 26 октября 2011 года № 48/156).

Категории непреодолимой силы и форс-мажора используются и в частноправовых, и в публичных правоотношениях. Так, действие указанных обстоятельств является основанием для:

— освобождения от ответствен­ности за невыполнение договорных обязательств (статьи 617 ГК Украины, 218, 219 ХК Украины);

— приостановления течения сроков исковой давности (статья 263 ГК Ук­раины);

— приостановления течения сроков зачисления выручки или поступления импортируемой продукции по ­внешнеэкономическим контрактам (статья 6 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте»);

— отсрочки выполнения денежных обязательств или налогового долга (пункт 100.5 статьи 100 Налогового кодекса (НК) Украины);

— списания безнадежного налого­во­го дол­га (подпункт 101.2.4 пункта 101.1 статьи 101 НК Украины);

— освобождения от уплаты таможенных платежей в ряде случаев (например, часть 3 статьи 103 Таможенного кодекса (ТК) Украины), увеличения сроков декларирования товаров (статья 263 ТК Украины), прекращения обязанности по оплате таможенных платежей (статья 290 ТК Украины) и пр.

Привести доказательства

Наступление форс-мажора должно подтверждаться надлежащими доказательствами в порядке, который стороны могут определить самостоятельно.

Согласно уже упомянутому выше Закону «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», в сфере его регулирования подтверждением форс-мажора является справка Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины или иной уполномоченной организации страны расположения стороны договора или третьей страны согласно условиям договора.

В соответствии с постановлением Ка­бинета Министров Украины от 27 декабря 2010 года № 1235 «Об утверждении перечня обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств» в контексте возникновения налогового долга доказательствами непреодолимой силы являются заключение ТПП либо решение Президента Украины об объявлении отдельных регионов зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденное Верховным Советом Украины.

Органом, официально уполномочен­ным подтверждать наступление форс-ма­жорных обстоятельств, является ТПП Украины. В силу статьи 14 Закона Украи­ны «О торгово-промышленных палатах Ук­раины» ТПП Украины подтверждает обстоятельства форс-мажора согласно условиям внешнеэкономических соглашений и международных договоров Украины, а также договоров по обращениям субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих строительство жилья (заказчики, застройщики).

На первый взгляд создается впечатление, что компетенция ТПП Украины в данном вопросе ограничена двумя ­сферами — внешнеэкономической ­деятельностью и строительством жилья. Однако это не так. Воспользовавшись принципом свободы договора, его стороны могут и при отсутствии внешнеэкономической составляющей предусмотреть, что наступление форс-мажора подтверждается заключением ТПП Украины. Получить его не составит труда. Хотя и здесь есть нюанс. В качестве доказательства форс-мажора суды признают только заключения, выданные ТПП Украины. Заключения, выданные региональными ТПП, по мнению судей, доказательной силы не имеют (пример, постановление ВХСУ от 27 сентября 2011 года № 2/54, постановление ВСУ от 19 января 2010 года № 3-6031к09).

Для проведения экспертизы на предмет установления форс-мажорных обстоятельств и выдачи подтверждающего их документа заявитель обращается в ТПП Украины с письменным заявлением, копией договора и доказательствами, подтверждающими наступление форс-мажора (справки гидрометеоцентра о погодных условиях, акты об авариях и пр.).

Автор: С. ЧАПЛЯН

Источник:  http://yurpractika.com/article.php?id=100106080

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *