Морской кластер как инструмент реализации стратегии развития морских портов Украины

29 Май

В статье раскрываются этапы формирования морских кластеров в Украине, схемы создания и функционирования морских кластеров в Европе, а также концептуальная модель морского кластера и перспективы развития портового хозяйства. Особое внимание автор уделяет опыту кластеризации в Европейском Союзе.

Тенденции развития портового хозяйства Украины
Структурные преобразования в портовом хозяйстве Украины ввиду своей актуальности заслуживают особого внимания со стороны отраслевой науки. Сегодня необходимо провести всесторонние комплексные исследования и четко определить формы реализации законодательных инициатив в портовой деятельности Украины с учетом мировых тенденций развития рынка транспортных услуг.
К числу основных тенденций развития портового хозяйства Украины следует отнести:
— ослабление государственного регулирования в портовой деятельности и развитие конкурентных
отношений за счет усиления рыночных механизмов в отрасли;
— активизацию взаимодействия между национальными, региональными и отраслевыми органам власти и “частным капиталом”, развитие государственно-частного партнерства;
— развитие припортовой промышленности, усиление ее влияния на развитие морских портов;
— возрастающую роль региональных факторов при разработке стратегии развития морской
отрасли;
— акцент на использование достижений НТП, взаимодействие предприятий и организаций отрасли с
научными и учебными организациями. В последнее время все большее значение для развития экономики приобретают наука и образование, которые генерируют новые знания и обеспечивают подготовку высококвалифицированных работников. Именно новые знания становятся важной составляющей современного общества [1].
Глобализация мировой экономики, все ускоряющиеся темпы развития информационных технологий, повышение роли научно-технического процесса в развитии человечества поставили перед каждым государством требования создания стратегии будущего развития. Видное место в таких стратегиях занимает эффективная региональная политика, которая базируется на кластерной концепции. Основой кластерной концепции является объединение трех составляющих:
науки, бизнеса и власти.
Концептуальная модель морского кластера
В работе [2] были предложены понятие морского кластера и его концептуальная модель, в которой
представлены его основные составляющие.
Кластер может включать как небольшое количество предприятий (10—15 компаний), так и значительное количество предприятий и организаций (6—7 тыс., как в Индии и Китае). Может объединять как малые, так и крупные предприятия в разных пропорциях. Кластер может быть построен как на основе географической концентрации компаний, так и состоять из участников,
расположенных достаточно далеко друг от друга. Часто ядром кластера является университет либо НИИ. Форма взаимодействия в рамках кластера варьирует от простых сетевого типа ассоциаций до сложных, многоуровневых кооперационно-конгломератных образований. Может создаваться на национальном, региональном или муниципальном уровне [1].
Европейский опыт кластеризации
О значимости развития кластеров для европейской экономики свидетельствует тот факт, что в июле 2006 г. в ЕС был одобрен и принят “Манифест кластеризации в странах ЕС”, а в декабре 2007 г. был одобрен и представлен к утверждению “Европейский кластерный Меморандум”, который был окончательно утвержден 21.01.2008 г. в г. Стокгольм на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. В этих документах среди примеров развития кластеров в Европе приводится и позитивный опыт развития кластеров в ряде регионов Украины, в том числе на Подолье, Полесье, Прикарпатье и г. Севастополе. Свою поддержку процессам кластеризации в странах Европы с переходной экономикой продемонстрировал саммит ЕС “Восточное партнерство”,
состоявшийся в г. Праге 7—10.05.2009 г.
Кластеры эффективно функционируют в экономически развитых странах, а также представлены и в
развивающихся странах. Они возникают как на национальном, так и на региональном уровнях. Очень часто “ядром” кластера являются крупные учебные либо научно-исследовательские организации.
В мировой практике наблюдается большое число самых разнообразных форм и видов кластерных
структур, но, тем не менее, именно кластеры признаны одной из эффективнейших производственных систем эпохи глобализации и Экономика Знаний (Knowledge Economy) подтверждает необходимость их использования и в Украине [3].
Каждая страна вырабатывает удобную для себя политику формирования кластерных объединений.
Наиболее известной мировой кластерной организацией на морском транспорте является Европейская сеть морских кластеров (ЕСМК). Она включает в себя морские кластерные организации таких стран, как Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Испания, Швеция, Великобритания, Болгария.
ЕСМК была основана 4.11.2005 г. в Париже. Ее целью было стремление обмениваться опытом, координировать деятельность, а также развивать и укреплять морские кластеры государств-членов и Европы в целом.
ЕСМК является гибкой организацией, в которой члены на добровольной основе сотрудничают в сфере решения вопросов, связанных с их деятельностью. С помощью ЕСМК повышаются шансы привлечь внимание власти к решению проблем, которые являются общими для морских предприятий всех стран.
В разных странах ЕС в течение последних 20 лет было создано большое количество кластерных организаций на национальном и региональном уровнях.
Обычно в состав европейских морских кластеров входят следующие предприятия: судоходные компании; порты, терминалы; судостроительные и судоремонтные верфи; предприятия судового машиностроения и морского приборостроения, поставщики смежных отраслей промышленности; государственные структуры национального и регионального уровней; проектно-конструкторские компании; научно-исследовательские центры, испытательные бассейны; предприятия малого и среднего бизнеса; образовательные учреждения для морской отрасли; классификационные общества; банки, участвующие в финансировании предприятий морской отрасли; морские
брокерские и страховые компании и др. [4].
Схемы создания и функционирования морских кластеров в Европе
По материалам [5] были выделены особенности создания и функционирования морских кластеров по следующим схемам (рис. 2):
1) top—down (“сверху вниз”), как было сделано в Германии;
2) bottom—up (“снизу вверх”), как, например, в Норвегии;
3) combination play (“объединение усилий”), по этой схеме была построена Голландская морская сеть.
По схеме “объединение усилий” (combination play) морской кластер создается общими усилия-
ми властных структур и частного сектора и предусматривает активное использование разных форм
государственно-частного партнерства. Функционирование этих морских кластеров является наиболее перспективным для морской отрасли Украины.
Особенности кластеризации в Украине
Несмотря на 10-летнюю практику функционирования кластерных объединений в Украине, до сих пор:
— не определены нормативно-правовые основы формирования кластеров;
— отсутствуют научно-обоснованные и апробированные на практике методики оценки целесообразности создания и анализа результатов их деятельности;
— отсутствуют единые организационные формы построения кластеров и т.д. [6].
Опыт кластеризации в Украине свидетельствует, что при отсутствии нормативного регулирования в разных сферах хозяйствования инициаторами выступали органы власти, предприниматели либо
научные и образовательные организации. Это повлияло на выбор организационной формы кластеров. В частности, когда инициаторами кластера выступали предприниматели (строительный кластер), то организационной формой стало ООО, а в случае инициативы со стороны органов власти и предпринимателей (туристический кластер) — общественная организация.
Предприятия и организации, объединяясь в кластер, не теряют своей юридической и экономической
самостоятельности, продолжают функционировать в условиях конкуренции, в то же время получают определенные преимущества, которые выделены для отдельных групп участников кластера и подробно описаны в работе [2].
Часть преимуществ носит “явный” характер, т.е. их результат сразу можно ощутить. Например, активизация инвестиционных процессов, снижение стоимости материалов, услуг и пр. показатели, порождающие рост прибыли.
Вместе с тем большая часть преимуществ носит “неявный” характер, например, совершенствование
процесса обучения персонала, обмен опытом, повышение информированности, результатом чего является распространение знаний среди участников кластера и активизация инновационной деятельности. Опыт показывает, что вторая группа факторов оказывает значительно большее влияние на результаты работы предприятий и организаций-участников кластера, чем “явные” факторы, хотя их влияние не столь заметно.
При создании морского кластера четко определены задачи его участников:
1) бизнес — активизация взаимодействия субъектов хозяйствования в отрасли и регионе;
2) власть — формирование благоприятной среды (в первую очередь, нормативно-правовой) для развития бизнеса и реализации в полном объеме потенциала кластерной концепции;
3) наука — разработка научно-методического обеспечения по созданию и функционированию морского кластера, активизация инновационной деятельности в направлении коммерциализации результатов научных исследований.
Этапы формирования морских кластеров в Украине
Анализ мирового опыта создания кластеров в морской отрасли и изучение особенностей создания кластерных объединений в Украине позволили выделить основные этапы формирования морских кластеров в Украине:
— этап 1. Формирование инициативной группы и обоснование целесообразности создания морского
кластера в определенном регионе на базе оценки наличия необходимых условий для реализации кластерной концепции (наличие крупных предприятий, состояние малого бизнеса, наличие отраслевых НИИ и ВУЗов и т.д.);
— этап 2. Разработка программы действий с учетом потребностей и возможностей всех потенциальных участников морского кластера на базе оценки качества экономической обстановки;
— этап 3. Разработка организационной структуры и формирование системы управления морского
кластера (выбор организационной формы, формирование органа управления морского кластера, разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность морского кластера и т.д.).
Также в рамках этих этапов предполагается оценить перспективность создания морского кластера,
определить вертикальные и горизонтальные связи, сформировать систему управления и т.д. Соответствующие методики уже разработаны, а некоторые прошли апробацию.
В частности, для выявления резервов использования потенциала кластерной концепции в портовом хозяйстве Украины и определения направлений на пути к максимизации использования потенциала морского кластера в регионе Северо-Западного побережья Черного моря было предложено использовать графо-аналитический метод.
Исследование показало, что в Одесском регионе в полной мере присутствуют и на достаточно высоком уровне используются две составляющие морского кластера — наука и бизнес. Также имеются в наличии и властные структуры, обеспечивающие должное функционирование кластера. Однако организация основных составляющих морского кластера значительно снижает эффективность его функционирования. Было выявлено, что уровень использования потенциала отраслевых факторов составляет 67%. Региональные факторы способствуют созданию и развитию
морского кластера только на 42%. В свою очередь макроэкономические факторы имеют самый низкий уровень реализации потенциала — всего 27% [7].
Результаты создания морского кластера
Проведенное исследование показало, что следующим шагом на пути использования кластерной концепции в портовой деятельности Украины должна быть практическая реализация.
К числу основных результатов создания морского кластера можно отнести:
— усиление межфирменных потоков идей и информации;
— обеспечение соответствия стратегий развития отдельных предприятий общей стратегии развития
приморского региона и портового хозяйства Украины;
— активизация инновационной деятельности в отрасли;
— решение ряда социальных проблем в регионе;
— рост благосостояния региона и уровня конкурентоспособности участников кластера.
Реализация кластерной концепции позволит активизировать взаимовыгодное сотрудничество в сфере портовой деятельности, однако следует отметить, что кластер не может решить всех проблем, которые существуют в отрасли и в регионе, но он является современным эффективным инструментом для реализации поставленных целей.
Перечень ссылок
1. Соколенко С. Проблеми і перспективи посилення конкурентоспроможності економіки України на
основі кластерів / С. Соколенко //Економіст. – 2008. – № 10. – С. 31—35.
2. Чекаловец В.И. Предпосылки использования кластерной концепции в портовом хозяйстве Украины /В.И. Чекаловец, Н.Г. Гребенник //Транспорт. – 2009. – № 20 (552). – С. 57—62.
3. О кластерах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ucluster.org/universitet/o-klasterakh/.
4. Александров В.Л. Проблемы и перспективы создания кластера морской индустрии в Санкт-Петербурге /В.Л. Александров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spp.spb.ru/ru/node/3802.
5. The role of Maritime Clusters to enhance the strength and development of maritime sectors. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ec.europa.eu/maritimeaffairs/pdf/clusters/ workshop_presentation_thijssens_en.pdf.
6. Геєць В.М. Кластери і мережеві структури в економіці — тема досить цікава, але на сьогодні ще
не до кінця вивчена /В.М. Геєць //Економіст. – 2008. – № 10. – С. 10—11.
7. Крыжановский С.В. Методические основы оценки перспективности создания морского кластера и
практическая их реализация в Украине /С.В. Крыжановский, Н.Г. Гребенник //Розвиток методів управління та господарювання на транспорті: Зб. наук. праць. – Вип. 28. – Одеса: ОНМУ, 2008. – С. 14—27.
Автор:
Гребенник Наталья, к.э.н., доцент кафедры “Экономики предприятия и предпринимательство на морском транспорте” Одесского национального морского университета
Источник: Транспорт. – 2013. – № 21. – С. 69 – 72.