Число нападений на судна в 2014 году удалось значительно уменьшить, но выросло число людей, взятых в заложники, и количество похищений судов.
В 2005-2012 гг. экономический вред, нанесенный пиратством только в районе побережья Сомали, составил более $18 млрд. Морское пиратство подрывает транспортные и торговые потоки, негативно влияет также и на другие виды экономической деятельности, например рыболовство и производство энергии, утверждают авторы доклада UNCTAD «Морское пиратство», опубликованного в середине прошлого года. Атакам подвергаются все типы кораблей, однако в связи с высокой стоимостью перевозимого судами груза основными целями пиратов остаются танкеры, контейнерные суда и сухогрузы.
Растущая тенденция нападений на небольшие танкеры у побережья стран Юго-Восточной Азии стала причиной того, что статистика морского пиратства за 2014 год в части, касающейся похищения, угона судов заметно ухудшилась. Всего пираты похитили в прошлом году 21 судно (в 2013 году -12). В целом же. по данным отчетов International Chamber of Commerce (ICC) и International Maritime Bureau (IMB), количество пиратских нападений на суда торговых морских флотов уменьшилось в прошлом году до рекордного за последние восемь лет уровня. Но при этом количество взятых в заложники моряков увеличилось – 442 члена экипажей судов в 2014 году против 304 годом ранее.
В отчете ІМВ перечислены 245 инцидентов с участием пиратов в мировом океане с января по декабрь 2014-го, что на 44% меньше, чем в 2011 году, когда наиболее опасным местом для судоходства считались воды Африканского рога.
Из 245 пиратских нападений года более половины пришлось на воды Юго-Восточной Азии – 141. В регионе Африканского рога и Гвинейского залива пираты совершили 55 нападений, в территориальных водах Индии и Бангладеш произошло 34 инцидента, восемь случаев нападения зафиксированы на Дальнем Востоке, пять раз пираты испытывали удачу в регионе Латинской Америки, и наконец, два случая зарегистрированы неподалеку от Гибралтара.
183 раза пираты поднимались на борт атакуемых судов, еще 23 судна были обстреляны, 21 судно захвачено с целью получения выкупа. В 28 случаях пиратам изменила удача – попытка нападения сорвалась.
Заметно, что ощутимый удар нанесен сомалийскому пиратству – международное военно-морское патрулирование в этом регионе Индийского океана принесло желаемые плоды. В 2014 году на счету сомалийских пиратов всего лишь 11 нападений, причем ни одно из них не было успешным. Из сказанного вовсе не следует, однако, что угрозы пиратских нападений у побережья Сомали и в Аравийском море более не существует, и IMB напоминает судовладельцам и капитанам судов о необходимости следовать соответствующим рекомендациям.
«Рост количества похищений судов в глобальном масштабе в первую очередь вызван ростом пиратской активности этого типа против каботажных нефтеналивных судов в Юго-Восточной Азии», – комментирует Поттенгал Мукундан, директор Международного морского бюро, в рамках которого с 1991 года функционирует Центр сообщений о пиратской активности (Piracy Reporting Centre). Как сообщил Поттенгал Мукундан, банды вооруженных разбойников атаковали несколько маленьких судов в регионе, их добычей стали перевозимые грузы. Для некоторых целью было, помимо груза, собственное бункерное топливо танкера – морской дизель и газойль, похищенные для последующей продажи. В Юго-Восточной Азии морские разбойники убили в 2014 году четырех членов экипажей, тяжело ранили 13 человек, похитили девятерых.
IMB особо отмечает усилия, предпринимаемые Индонезийской морской полицией, по предотвращению пиратских нападений в гаванях, признанных особо опасными с этой точки зрения (это именно индонезийские порты). Вне пределов портовых акваторий пираты особенно активны в водах вокруг о. Пулау Бинтана и в Южнокитайском море, где в прошлом году было похищено 11 судов. Усилия, предпринятые компетентными органами Малайзии (Malaysian Maritime Enforcement Agency), властями Индонезии и береговыми службами других стран региона, сыграли важную, но пока что явно недостаточную роль в борьбе с азиатским пиратством. «Важно, чтобы члены этих банд были схвачены и предстали перед судом – до того, как пиратские атаки станут еще более дерзкими и жестокими», – говорит г-н Мукундан.
На счету сомалийских пиратов в 2014 году всего лишь 11 нападений, причем ни одно из них не было успешным
В прибрежных водах Западной Африки в минувшем году произошел 41 инцидент (Нигерия, Гана, Того, Бенин, Кот д’Ивуар), причем, как отмечает ІМВ, о многих случаях пиратских нападений попросту не было сообщено. Бюро полагает, что не менее двух третей из общего количества нападений в отчеты не попали: береговая охрана недостаточно профессиональна и абсолютно коррумпирована. Не говоря уже о случаях, когда судовладельцы предпочли замолчать инцидент, опасаясь, вероятно, увеличения страховых премий.
В этом регионе было похищено пять судов, из них три – нефтеналивные суда, один «снабженец» и один рыболовный траулер.
Одним из наиболее опасных мировых регионов, с точки зрения пиратства, оказались территориальные воды Нигерии в Гвинейском заливе, где пираты осуществили 18 нападений. Из этого числа 14 инцидентов были связаны с нападениями на танкеры и суда, обслуживающие нефтяную индустрию. Ничего удивительного, если вспомнить, что «нефтянка» – одна из основных отраслей промышленности небогатой Нигерии, и жители дельты реки Нигер зачастую ощущают себя лишенными «справедливой», по их мнению, доли нефтяного пирога. Кстати, довольно своеобразный способ сообщить властям о материальных затруднениях, но факт остается фактом: «Мы нападаем на моряков и избиваем их, чтобы те пожаловались правительству», – сообщил один из пиратов интервьюеру из ВВС. Стоит добавить, что многие пираты – бывшие члены военизированных группировок, сражающихся, в частности, именно за доходы от нефтедобычи.
В Гвинейском заливе процветает три типа пиратских нападений. Как рассказал ВВС Свен Хенсон, офицер, некогда служивший в частях британского спецназа, а теперь работающий в частной компании, занимающейся обеспечением морской безопасности в Западной Африке, в регионе в первую очередь имеет место традиционное пиратство, когда суда берутся на абордаж с целью ограбить экипаж, отобрать деньги, часы, мобильные телефоны, прочие ценные предметы.
Следующий тип пиратских нападений, доминирующий в Западной Африке, это похищение нефтеналивного судна ради груза. Наконец, захват заложников с целью получения выкупа. Последний тип здесь встречается редко, поскольку груз пиратам обычно представляется более соблазнительным – это «быстрые деньги».
Большинство пострадавших судов – продуктовозы, которые были похищены ради груза, позже перекаченного в маленькие нефтеналивные суда, принадлежавшие нападавшим. Кроме того, пираты нападают на рыболовные траулеры. Стоит отметить, что в водах Гвинейского залива хозяйничают одни из самых жестоких пиратов: только за 9 месяцев прошлого года здесь было убито и ранено больше моряков, чем за весь 2013 год.
Связано это именно с тем. что жизнь членов экипажа не представляет для пиратов ценности, которую можно продать. В особенности, если члены экипажа – африканцы. Для сравнения, сомалийские морские разбойники обычно оставляют моряков в живых, чтобы получить выкуп.
«Нападения невероятно жестоки». – говорит бывшая председатель Ассоциации нигерийских владельцев рыболовных траулеров Маргарет Ониема-Ораквузи. «На одном из судов пираты бросили капитана и старшего механика в холодильник для хранения рыбы. Они замерзли насмерть». По ее утверждению, пиратство попросту прикончило рыболовную индустрию страны: потеряно 100 тыс. рабочих мест, 80% рыбы Нигерия сегодня вынуждена импортировать.
Наконец, еще одним излюбленным местом промысла морских разбойников стало побережье Индийского субконтинента, причем, если у побережья собственно Индии с пиратами удается справляться, то статистика пиратских нападений в территориальных водах Бангладеш и в портах страны оставляет желать лучшего. В 2013 году здесь было зарегистрировано 12 инцидентов, а в 2014 году-уже 21. Из этого количества 17 судов стояли на якоре, три шли в открытом море (во всех перечисленных случаях пиратам удалось подняться на борт). Одна попытка нападения сорвалась. Большинство инцидентов были сопряжены с мелким воровством, впрочем, в одном случае пираты взяли в заложники трех членов экипажа. В двух других случаях два члена экипажа соответственно были ранены при нападении пиратов. Отмечается, что береговая охрана страны (Bangladesh Coast Guard) делает что может, активно реагируя на призывы о помощи капитанов, но страна – одна из беднейших в Азии, и искус «срубить деньжат по-легкому», очевидно, слишком силен для некоторых ее граждан.
Автор: Марк ШЕВЧЕНКО
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 1. – С. 42 – 43.