Монстры на горизонте

29 Апр

Ведущие классификационные об­щества мира не видят техниче­ских барьеров для дальнейшего роста контейнеровместимости судов, полагая, что ограничения наклады­вает исключительно экономическая целесообразность строительства су­пергигантов. «Containerisation International» за­дает аналитикам из мировых КО мно­гочисленные вопросы.

В 1999 году Дельфтским универси­тетом была опубликована маленькая красная книжица, в которой три ее ав­тора — Нико Вийнолст, Марко Шолтенс и Франс Ваале — просчитывали сценарий появления на рынке 18-ты-сячников. Они давали подробный тех­нический анализ такого контейнерово­за, названного ими «малакка-максом», что указывало на ограничения по осад­ке Малаккского пролива.

В то время крупнейшими из эксплу­атируемых контейнерных судов были принадлежавшие Maersk контейнеро­возы S-класса, которые брали на борт немногим более 6600 TEU. При этом флоты большинства контейнерных пе­ревозчиков состояли из судов, не пре­вышавших контейнеровместимостью 5000 TEU. Рассуждать о контейнеро­возах, втрое превышающих обычную мощность тогдашних судов, пятнадцать лет назад было чистым визионерством.

Но такие суда появились в прошлом году. Первый контейнеровоз класса Tripple-Е, введенный в эксплуатацию Maersk Line, был заказан еще в нача­ле 2011 года. За второе полугодие 2013 года еще несколько операторов приняли решение последовать примеру Maersk Line, а именно China Shipping United,

Arab Shipping Co. и MSC, либо зака­зав строительство гигантов непосред­ственно на судоверфях, либо сообщив о намерении взять их по окончании строительства у лизинговых компаний.

Всего, как сообщают аналитики, знакомые с портфолио мировых судо­строительных заводов, к концу 2015 года на рынке будет 35 контейнерово­зов этого класса. Впрочем, перегово­ры продолжаются, и названная циф­ра вполне может оказаться неверна, принимая во внимание большую эко­номичность супергигантов в сравнении даже с 14-тысячниками, уже ставшими «рабочими лошадками» на азиатско-европейских направлениях.

Как бы то ни было, аргументы, высказываемые в пользу гигантов, остаются теми же, что и в 1999 году. «Зачем судовладельцам делать инвести­ции в эти монстры, если они не в со­стоянии получить достойные прибыли от инвестиций в существующие суда? Ответ — конкурентные преимущества от экономического эффекта масшта­ба», — писали голландские авторы. В последующие годы изменилось немно­гое в этом отношении. Контейнерные линии по-прежнему пытаются свести концы с концами в ситуации ценово­го прессинга, и низкая стоимость сло­та дает хорошие шансы на увеличение доходов и прибыльности.

Вопрос заключается в следующем: достиг ли бизнес контейнерных пере­возок потолка, говоря о контейнеро­вместимости судов? Многие специали­сты, работающие над проектами новых судов, убеждены, что контейнеровозы будут становиться все больше, и про­цесс этот будет идти с ускорением.

Эксперт регистра Ллойда Дэвид Тозер, занимающийся контейнеровоза­ми, полагает, что нынешний рекорд в 18270 TEU для судов Tripple-E класса будет вскоре побит. Он говорит, что в этих гигантах нет ничего революци­онного, что они появились в результа­те нормальной эволюции размерений. Вероятно, следующий шаг в развитии контейнеровозов потребует привлече­ния большего количества инноваций, причем, главным образом, на берегу, где может понадобиться коренная пе­рестройка перегрузочных технологий и систем. Возможно, контейнерным линиям также потребуется разработка новых форматов сервиса. Это связано с тем, что мегаконтейнеровозы в состо­янии зайти лишь в ограниченное ко­личество крупнейших мировых хабов, где происходит перегрузка контейнеров на более мелкие фидеры, направляю­щиеся в крупные региональные порты и на небольшие терминалы.

Ничто из перечисленного, разуме­ется, не заставит проектировщиков новых судов отказаться от разработ­ки контейнеровозов с вместимостью, превышающей, скажем, 20000 TEU. Насколько эти проекты реализуемы, покажет будущее.

Исследование проектов таких контейнеровозов было проведено г-м Тозером и Эндрю Пенфолдом из Océan Shipping Consultants. Аналитики не видят, почему бы контейнеровозам следующего поколения не быть длин­нее 400 м, что сегодня многим кажет­ся психологическим барьером.

С какой стати? Суда Tripple-E клас­са имеют длину 399 м и ширину 59 м. Напомним, что уже «Emma Maersk» (15500 TEU) была длиной в 397 м. Тем не менее, нет никакого сомнения, что проектировщики столкнутся с рядом серьезных проблем технического ха­рактера. Кстати, дело не только в са­мом судне. Прочность сегодняшних контейнеров ограничивает возможность их складирования по высоте, не гово­ря уже о том, что контейнерные пере­гружатели сегодня могут обрабатывать лишь 23—24 ряда и также лимитиро­ваны по высоте. Наконец, существую­щие мосты не позволяют уже сегодня входить в ряд гаваней крупнейшим контейнеровозам: что будет, если кон-тейнеровместимость продолжит расти?

Как бы то ни было, уже сегодня разрабатывается проект судна длиной в 487 м и контейнеровместимостью в 22800 TEU.

Тозер полагает, что 450 м — это ре­алистичный максимум длины судна в предсказуемом будущем и при условии конструктивных изменений, которые позволят перевозить на таком контей­неровозе примерно 24000 TEU.

Регистр Ллойда — одно из ведущих классификационных обществ, занима­ющихся контейнеровозами. Из 101 суд­на общей вместимостью 750000 TEU, строящихся сегодня на судоверфях мира на счету LR (Lloyd’s Register) бо­лее 20 % и 29 % судов, заказы на ко­торые размещены в прошлом году (по данным на конец сентября 2013 года).

Именно в LR первыми разработа­ли концепт судна «twin-island» с па­лубной рубкой, передвинутой вперед от машинного отделения. Такая кон­фигурация, видимо, будет характерна для суперконтейнеровозов будущего.

Колоссальный опыт с самого на­чала эры контейнеризации собрали и в другом классификационном обще­стве — ABS. Именно они осуществили конвертацию нефтетанкера «Ideal X» в 1956 по заказу самого Малькольма Маклина, именно на их счету гиган­ты Maersk Line контейнеровместимо­стью 15500 и 18270 TEU.

Кстати, именно это американское классификационное общество проекти­ровало самый быстрый в истории кон­тейнеровоз (еще в 1972 году), скорость которого достигала 33 узлов. Маклин, пионер контейнерного судоходства, строил суда с максимальной скоростью в 18 узлов, что оказалось в те времена ошибкой с точки зрения затрат: упав­шие цены на энергоносители позволи­ли его конкурентам предложить более быстроходную альтернативу.

Разумеется, сегодняшняя ситу­ация скорее подтверждает правоту Маклина. Этот опыт хорошо усвоили судовладельцы, заказывающие суда, которые могут прослужить до 30 лет. Еще несколько лет назад максимальная скорость контейнеровозов равнялась 25—26 узлам, сегодня она составляет 22—23 узла. Что будет завтра? Судо­владельцы, естественно, хотят сохра­нять опцию увеличения/уменьшения скорости хода открытой.

ABS заставляет судовладельцев задуматься о матричной комбинации осадки и скорости проектируемого судна в зависимости от того, на каких линиях это судно предполагается экс­плуатировать, чтобы предложить заказ­чику наиболее эффективное решение.

ABS также полагает, что потенци­ал роста контейнеровозов не исчерпан, но с осторожностью относится к идее безграничного роста. «Предел разме-рений судна — это вопрос не теории кораблестроения, суда могут стать больше. Речь идет о коммерческой проблеме, инспирированной желани­ем экономии за счет увеличения мас­штабов перевозок», — говорит вице-президент ABS Питер Танг-Йенсен.

Контейнеровозы класса «ультра» эффективны только при высоком уров­не использования, и на сегодняшний день в мире существует немного ком­паний, которые в состоянии обеспе­чить таким судам полную загрузку. Альянс РЗ (Maersk Line, MSC и СМА CGM) как раз и является методом обе­спечения близкого к максимальному фактора загрузки.

Что касается технических ограни­чений для супергигантов, это не длина или ширина, но скорее осадка, по сло­вам г-на Танг-Йенсена. Оригинальный дизайн «малакка-макса» предполагает осадку в 21 м, в то время как сегод­ня осадка 16 м считается максималь­но допустимой для нормального под­хода к терминалу.

Эмпирическое правило гласит, что длина судна является наиболее «доро­гим» размерением. С осадкой, ограни­ченной 16 метрами, суда должны ста­новиться шире, чтобы брать на борт больше полезного груза. Более широ­кие суда не только лучше приспосо­блены для обработки в южноамерикан­ских и африканских портах, имеющих ограничения по проходной осадке; они более устойчивы и нуждаются в мень­ших объемах балластных вод. В про­шлом девятитысячник имел обычную ширину в 42 м. Сегодня его шири­на составляет 48 м, и он в состоянии пройти Панамским каналом, шлюзы которого лимитируют ширину судна 49 метрами (в теории, впрочем, 51 м).

Что касается вопроса прочности контейнеров, г-н Танг-Йенсен согласен, что над ним нужно работать, если мы хотим увидеть следующее поколение контейнеровозов. Но это еще не все: новые контейнеры должны быть лег­че. Обычный 40-футовый контейнер весит 3,8 тонны. Таким образом, судно контейнеровместимостью в 18000 TEU

Крупнейшие контейнеровозы мира

Год по­стройки Название Длина, m Шири­на, m Вместимость, TEU Грузоподъем­ность, GT Владелец
2013 Maersk Mc-Kinney Moller 398 58 18270 174500 Маегsк (Дания)
2013 Majestic Maersk 398 58 18270 174500 Маегsк (Дания)
2013 Mary Maersk 398 58 18270 174500 Маегsк (Дания)
2013 Marie Maersk 398 58 18270 174500 Маегsк (Дания)
2012 CMA CGM Marko Polo 396 54 16020 175343 СМА СGМ (Франция)
2013 CMA CGM Alexander von Humboldt 396 54 16020 153022 СМА СGМ (Франция)
2013 CMA CGM Jules Verne 396 54 16020 153022 СМА СGМ (Франция)
2006 Emma Maersk 397,7 56,4 15500 151687 Маегsк (Дания)
2006 Estelle Maersk 397,7 56,4 15500 151687 Маегsк (Дания)
2007 Eleonora Maersk 397,7 56,4 15500 151687 Маегsк (Дания)

перевозит теоретически приблизитель­но 40000 тонн «упаковки». Станут кон­тейнеровозы намного больше, или они уже сейчас приближаются к реали­стичному максимуму своих размере-ний, всем вовлеченным в контейнерный бизнес время подумать о том, чтобы суда перевозили максимум полезного груза, при этом без риска разрушения контейнеров. Кстати, и терминальные операторы заинтересованы в том, что­бы эффективнее обрабатывать контей­неры, что, естественно, связано с их собственным весом.

В отличие от ABS, Bureau Veritas не столь осторожно относится к ро­сту размерений контейнеровозов в бу­дущем. Разработчик шестнадцатитысячников для СМА CGM, BV полагает: 20-тысячный рубеж будет взят уже в скором времени. Технический дирек­тор BV Жан-Франсуа Сегретен говорит: «Чем крупнее судно, тем оно более эф­фективно и экологично в пересчете на 1 TEU». Он полагает, что в конце кон­цов 20-тысячник может появиться в результате эволюции 18-тысячника, и событие это не за горами. Уже сегодня, говорит представитель BV, такие суда могут проектироваться и строиться с соблюдением высочайших стандартов безопасности. В BV полагают, что для 18-тысячников и судов большей контейнеровместимостью вполне подойдет дизайн нынешних Tripple-E гигантов с двумя силовыми установками. Возможен вариант, при котором один из двигате­лей будет дополнен дизельными гене­раторами в гибридной электродизель­ной силовой установке.

Отметим, что в BV согласны с теми, кто полагает, что особо скоростные кон­тейнеровозы в будущем отнюдь не бу­дут пользоваться особой популярностью:

«Сейчас акцент делается на эффектив­ности использования топлива, не толь­ко способности двигателя «разогнать» судно до максимальной скорости, но и на оптимальных топливозатратах при скорости от 13 до 20 узлов».

Вице-президент и исполнительный директор ВV Филипп Донш-Гей, всего год тому назад возглавивший дивизи­он французской организации, занима­ющийся морскими судами и оффшор­ными конструкциями, ставит целью экспансию ВV в секторе контейнер­ных судов, что, может поставить под сомнение многолетнее доминирование Германского Ллойда на рынке контей­неровозов.

Г-н Донш-Гей говорит, что в насто­ящий момент существует множество инновационных идей в сфере корабле­строения и в конструкции двигателей. Например, он упоминает использование газа (СПГ) в качестве топлива, разуме­ется, при условии появления достаточ­но развитой бункеровочной сети. 18-тысячники, заказанные арабской UASС, которые сейчас строятся под присмо­тром недавно основанной DNV-GL, бу­дут в состоянии сочетать использование конвенционального топлива и сжижен­ного природного газа. Кстати, подобная опция желанна для США, где развитие газовой индустрии в целом и разработ­ка сланцевых месторождений в част­ности вскоре сделает страну важным мировым экспортером. Три средних размеров контейнеровоза, работающих на СПГ, были заказаны американски­ми судовладельцами за последние не­сколько месяцев.

Г-н Танг-Йенсен уверен, что даже самые крупные контейнеровозы могут работать на газе при условии пред­сказуемости маршрутов перевозок, на которых эти суда будут эксплуа­тироваться. Все просто: нужно точно знать, где есть возможность осуще­ствить бункеровку.

BV утверждает, что одобрила в прин­ципе несколько проектов судов, рабо­тающих на газе. Кроме того, в компа­нии считают, что электродизельные двигатели можно будет устанавливать на самые крупные контейнеровозы, по­скольку это хорошее решение, максими­зирующее эффективность работы дви­гателя при широком выборе скоростей.

Проектировщики также работают над дизайном контейнеровоза, кото­рый не будет нуждаться в балластных водах: экологически оправданные уси­лия, имея в требования международ­ной конвенции по балластным водам, говорят в BV.

Японская ClassNK согласна со сво­ими коллегами в том, что рост разме­рений контейнеровозов будут опреде­лять в будущем не столько технологии, сколько рыночная ситуация. «Растущая контейнеровместимость судна снижает стоимость транспортировки одного кон­тейнера. Однако обработка таких судов представляет собой непростую задачу, проход по ряду морских маршрутов для них невозможен. Не говоря уже о цене проектирования и строительства таких судов и стоимости их эксплуата­ции. Мы полагаем, что судовладельцы должны трезво оценить экономические аспекты: состояние рынка, количество потенциальных портов захода, объем контейнерных грузов, который в бу­дущем придется перевозить, стоимость фрахта — и только потом принимать ре­шение о строительстве супергигантов».

Напомним: «Maersk McKinney Moller», первое контейнерное судно Tripple-E класса в мире, инаугурация которого состоялась в июне 2013 года, сегодня является лидером контейнеровместимо-сти — 18270 TEU. Но, аналитики уве­рены, что в недалеком будущем рекорд будет побит, и мировой океан увидит новых титанов. Кто из судовладельцев первым бросит вызов? И как знать, не будет ли это вызовом здравому смыслу? Как бы то ни было, компании Maersk Line, Mediterranean Shipping Company и СМА CGM в своем заявлении, поданном в Federal Maritime Commission о наме­рении создать Альянс РЗ, упоминали контейнерные суда контейнеровместимостью в 19200 TEU. К чему бы это?

Автор: Марк ШЕВЧЕНКО

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 2. – С. 38 – 40.