Кому плавать под Государственным флагом Украины

11 Ноя

В середине сентября 2013 года в Верховной Раде Украины был зареги­стрирован законопроект № 3294, которым предлагается внести измене­ния в статью 32 Кодекса торгового мореплавания Украины. Изменения предполагают существенную либерализацию правил предоставления судам права плавания под государственным флагом Украины.

Законопроект № 3294 был внесен на рассмотрение Верховной Рады народным депутатом Геннадием ТРУХАНОВЫМ, избранным в парла­мент по 136-му избирательному округу Одессы.

Геннадий Леонидович согласился прокомментировать основные по­ложения поданного им законопроекта для журнала «Порты Украины».

—  С чем связана необходимость внесения предлагаемых Вами изме­нений?

—  Кодекс торгового мореплавания (КТМ) был принят еще в 1995 году. За прошедшие почти 20 лет реалии экономического развития в целом и развития морской отрасли в частно­сти претерпели существенные изме­нения, в связи с чем ряд норм КТМ устарели и являются неэффектив­ными (а иногда и просто вредными, т.е. препятствующими развитию от­расли) на практике. Международный опыт уже давно пошел другим, более либеральным и эффективным путем, устранив ряд ограничений на право плавания под тем или иным нацио­нальным флагом.

Как известно, действующая редак­ция статьи 32 Кодекса торгового море­плавания Украины предусматривает, что право плавания под государствен­ным флагом Украины может быть пре­доставлено исключительно тем судам, которые являются государственной соб­ственностью или находятся в собствен­ности или в эксплуатации на условиях договора бербоут-чартера физических лиц-граждан Украины, а также юри­дических лиц, зарегистрированных в Украине, учрежденных исключитель­но украинскими владельцами.

То есть в соответствии с действую­щей редакцией указанной нормы суда, принадлежащие юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины, но в устав­ном капитале которых присутствует хотя бы минимальная доля иностран­ного капитала (в составе учредителей присутствуют физические или юридиче­ские лица — нерезиденты Украины — ред.), не могут быть наделены правом плавания под государственным фла­гом Украины.

Очевидно, что существующее огра­ничение служит серьезным барьером для привлечения иностранного инве­стирования в развитие отечественного судоходства и способствует его тене-зации, поскольку судовладельцы вы­нуждены выбирать для своих судов более лояльные флаги.

Кроме того, действующей редак­цией КТМ Украины не предусмотре­на возможность предоставления права плавания под государственным фла­гом Украины судам, принадлежа­щим физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности. Хотя необходимость урегулирования этого вопроса продиктована тем, что физические лица-предприниматели являются полноценными (наряду с юридическими лицами) субъектами хозяйствования, наделенными пра­вом осуществления хозяйственной деятельности, в том числе связанной с судоходством.

Обсуждение необходимости внедре­ния более либерального и современно­го подхода к вопросу о предоставлении права плавания под государственным флагом Украины велось уже давно. И каждый, кто сталкивается с этим во­просом на практике, понимает, что из­менения назрели. Но изменить нормы законодательства можно только пу­тем подачи соответствующего зако­нопроекта.

Для подготовки такого законопро­екта и систематизации всех предложе­ний в единый документ мы обратились к юристам известной одесской юриди­ческой фирмы «АНК», специализи­рующейся в том числе на морском и транспортном праве. Совместно с юри­дической фирмой «АНК» и был разра­ботан этот законопроект.

— В чем суть предлагаемого зако­нопроекта?

— Законопроект предлагает внести в статью 32 КТМ Украины изменения, призванные устранить указанные не­достатки. Речь идет о предоставлении права плавания под государственным флагом Украины судам, принадлежа­щим любым юридическим лицам, соз­данным в соответствии с законодатель­ством Украины (независимо от состава учредителей), а также физическим лицам-предпринимателям.

— Какие положительные послед­ствия, по вашему мнению, повлечет принятие законопроекта парламентом?

— Если законопроект будет поддер­жан Верховной Радой Украины, мор­скую отрасль Украины может ожидать существенное оживление. Владельцы и эксплуатанты судов, которые в на­стоящее время не имеют возможности получить право плавания под государ­ственным флагом Украины и вынуж­дены искать другие, более либераль­ные и удобные юрисдикции, смогут беспрепятственно такое право полу­чить. Это позволит существенным об­разом поддержать отечественных су­довладельцев, позволив им выйти из тени и плавать под флагом Украины.

Кроме того, иностранные инвесто­ры, которые в данный момент, в силу существующих ограничений, не заин­тересованы в инвестировании в судо­ходство Украины, получат стимул для реализации своих инвестиционных про­ектов. Это, безусловно, принесет поль­зу экономике государства.

Кроме того, право плавания под го­сударственным флагом Украины может дать толчок к развитию судостроитель­ной отрасли.

Положительным моментом в дан­ном случае является и то, что реа­лизация законопроекта не потребует каких-либо бюджетных затрат. Задача только в том, чтобы одобрить правиль­ное решение давно назревшего вопро­са, а это сегодня в силах парламента и Президента Украины.

Источник: Порты Украины. – 2013. – № 8. – С. 18 – 19.