Компенсация частных инвестиций в стратегические портовые объекты

3 Апр

В статье рассматривается порядок компенсации частных инвестиций в портовую инфраструктуру, а именно: в стратегические объекты портовой инфраструктуры. Статья интересна глубоким анализом  проекта постановления Кабинета Министров о порядке заключения до­говоров компенсации инвестиций, вне­сенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой ин­фраструктуры.

Закон «О морских портах Украины» предусматривает возможность компенсации частным инвесто­рам инвестиций в стратегические объ­екты портовой инфраструктуры (аква­тория, подходные и подъездные пути, коммуникации общего пользования, гидротехнические сооружения и т. д.), которые по определению при­надлежат государству.

Сама по себе норма закона необхо­димая и логичная. Причем заинтере­сованы в этом как частный инвестор, так и государство. Частный инвестор — поскольку нередко для развития част­ного терминала необходимо произвести дноуглубление акватории или рекон­струкцию государственного прича­ла, а у порта нет для этого свободных средств. А государство — поскольку, используя деньги частного инвестора, по сути, получает бесплатное кредитование на создание или реконструк­цию стратегических объектов порто­вой инфраструктуры.

Но эта норма Закона о компенсации инвестиций не может работать без пра­воприменительного механизма — по­нятного порядка ее реализации. Такой порядок предложен Министерством инфраструктуры, которое подготови­ло проект постановления Кабинета Министров о порядке заключения договоров компенсации инвестиций, вне­сенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой ин­фраструктуры.

Порядок будет регулировать только те инвестиции, которые проведены по­сле вступления Закона в силу. То есть компенсировать уже проведенные на данный момент инвестиции в рамках этого порядка не удастся.

Порядок определяет механизм и условия заключения договоров о ком­пенсации, которые будут заключаться между инвесторами и Администрацией морских портов. При этом договор ком­пенсации является вторичным или производным от основного инвести­ционного договора (аренды, концес­сии, совместной деятельности и т.д.) и заключается во исполнение инве­стиционного договора и тех условий о компенсации, которые закреплены в договоре. Тем не менее, для заклю­чения такого производного договора о компенсации необходимо будет по­лучить согласие Минэкономразвития, Минфина, Фонда госимущества и, на­конец, Кабинета Министров Украины. Разумеется, такой механизм значитель­но усложнит задачу инвестору, наме­ренному инвестировать в стратегиче­ские объекты.

Министерства инфраструктуры Ук­раины предлагает несколько источни­ков компенсации инвестиций частным инвесторам:

■     Портовые сборы (кроме админи­стративного), взимаемые в связи с эксплуатацией объекта инвестиро­вания.

■     Зачет в счет концессионной или арендной платы.

■     Зачет в счет оплаты за услуги Администрации морских портов.

При этом Мининфраструктуры оставляет определенное «поле для ма­невра» — возможны также иные ис­точники, не запрещенные законода­тельством, если это будет установлено решением органа управления (Мин­инфраструктуры).

Порядок устанавливает, что срок компенсации не может быть ранее введения объекта инвестиции в экс­плуатацию. С этим условием трудно не согласиться, это разумная гаран­тия интересов государства.

Не совсем понятен механизм зачета концессионных платежей и арендной платы в рамках данного порядка, по которому компенсация производится на основании договора между инве­стором и администрацией портов в то время, как концессиодателем (и соот­ветственно, получателем концессион­ных платежей) является Министерство инфраструктуры. Арендодателем же часто выступает Фонд госимущест­ва, а распределение арендных пла­тежей четко регламентируется зако­нодательством. Таким образом, хотя сам принцип зачета инвестированных сумм в счет арендной и концессионной платы является логичным и правиль­ным, механизм такого зачета еще тре­бует доработки.

Предложенный Министерством инфраструктуры Украины проект до­статочно детально регулирует поря­док заключения договора компенса­ции инвестиций между инвестором и Администрацией морских портов, Установлен комплект документов, который должен подготовить и подать ин­вестор. В него, кроме прочего, входят экспертная оценка объекта инвести­рования, данные сметы, финансовые отчеты инвестора, характеризующие его платежеспособность, данные о кредитах, справка об отсутствии про­сроченной задолженности инвестора, бизнес-план.

Перечислены все необходимые су­щественные условия договора о компенсации, которые обязательно должны включать защиту интересов и обеспечение прав собственности государства, запрет отчуждения госимущества, источники компенсации и график компенсации, технический и финансовый контроль за ходом инвестирования со стороны Администрации морских портов.

Помимо этого, договор должен включать размер подлежащих компенса­ции инвестиций и порядок определения размера подлежащих компенсации шнвестиций. Из этого следует, что подлежащая компенсации сумма, за­крепленная в договоре, не является фиксированной, а может быть перерассчитана согласно определенному в договоре алгоритму. Такой подход ви­дится логичным и справедливым, од­нако опасения инвесторов может вы­звать другое положение предложенного министерством порядка.

Размер внесенных инвестиций, под­лежащих компенсации согласно этому порядку, определяется в пределах объема, определенного решением орга­на управления (Мининфраструктуры) с учетом фактически понесенных ин­вестором расходов, подтвержденных соответствующей документацией, составленной согласно законодатель­ству, но не более суммы, согласован­ной Администрацией морских портов по результатам технического и финансового контроля.

Таким образом, можно предполо­жить, что сумма компенсации, изна­чально утвержденная министерством, закрепленная в договоре, подтверж­денная документами о фактических расходах, может быть уменьшена Администрацией морских портов по результатам технического и финансо­вого контроля. При этом порядок не предусматривает каких-либо четких оснований, прозрачных и ясных кри­териев и правил для такого уменьше­ния компенсации (в каких случаях, на основании каких оценок и расчетов и т.д.). Такая неопределенность несет риски для инвесторов.

Не совсем понятно, на каком этапе будет заключаться договор о компенса­ции. Логично было бы предположить, что стороны заключают такой договор после заключения основного инвести­ционного договора, но до начала фак­тических инвестиций. Это понятный и справедливый подход. В этом случае уместно такое обязательное условие до­говора о компенсации, как обязатель­ство Администрации морских портов относительно финансового и техниче­ского контроля за ходом инвестирова­ния, как того требует предложенный Мининфраструктуры порядок.

С другой стороны, этот же порядок обязывает до и для заключения дого­вора о компенсации подать документы о фактически внесенных инвестором средствах и подтверждающих их до­кументах. Это положение противоре­чит общей концепции: если инвести­ции уже осуществлены до заключения договора, то как может быть выпол­нено обязательное условие договора о компенсации — финансовый и техни­ческий контроль Администрации мор­ских портов за ходом инвестирования?!

Думается, что редакция данного порядка еще будет доработана и не раз изменена, это неизбежный про­цесс на пути к портовой реформе. Но само появления данного порядка, уста­новление практических механизмов компенсации частных инвестиций в государственные стратегические объ­екты — еще один значительный шаг на этом пути.

Автор:

Алена ЛОСЕВСКАЯ, партнер, адвокат Международной юридической службы (Interlegal)

Источник:

Порты Украины. – 2013. – № 2. – С. 60 – 61.