Как потерять транзит: новый рецепт от ГТСУ

7 Мар

Очередная попытка «борьбы с контрабандой» может привести к потере 15 млн. т российских транзитных грузов.

28 февраля 2013 г. Гостаможслужба издала распоряжение №7/4-р, которым предусмотрено «организовать сплошной контроль за операциями по перегрузке грузов, которые осуществляются судами, находящимися на якорной стоянке №471 в Керченском проливе». Эта стоянка расположена в южной части пролива на выходе в Черное море, является зоной таможенного контроля керченских портов и предназначена для операций по перевалке
грузов на рейде.

В связи с этим предписано обеспечить получение от пограничников, Керченского торгового и рыбного портов, лоцманской службы, информации о пересечении госграницы судами, следующими на якорную стоянку №471. При получении такой информации предписано проводить на постоянной основе таможенный контроль всех судов, следующих на якорную стоянку №471 путем создания на таких судах временных зон таможенного контроля или путем проведения мероприятий, предусмотренных ч.5. ст.338 Таможенного кодекса Украины. Этот пункт ТКУ гласит, что осмотр (переосмотр) может проводиться «при наличии достаточных оснований считать, что перемещение этих товаров, транспортных средств через таможенную границу Украины осуществляется вне таможенного контроля или укрывательством от таможенного контроля, в т.ч. в случае получения соответствующей информации от правоохранительных органов».

Распоряжение выглядит абсурдно даже с точки зрения его обоснования принятия – «соблюдение законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела в акватории Керченского пролива».

На рейде в украинской части Керченского пролива ежегодно перерабатывается около 15 млн. т грузов. На 95% это российские грузы, которые доставляются из портов Волги, Дона и Каспия судами «река-море», и затем перегружаются на крупнотоннажные суда. Основная номенклатура – сера, нефтепродукты, зерно.

Причем суда на рейде работают в режиме закрытой границы. Российские суда прошли таможенное оформление в своих портах. То же самое происходит и с украинскими в портах Керчи. Граница закрывается и для буксиров, обслуживающих суда на рейде. Причем, крупнотоннажным судам, прибывшим под погрузку нет необходимости открывать границу. Поэтому, непонятно, на каких основаниях украинские таможенники могут появиться на иностранном судне с закрытой границей.

Существуют и другие нюансы. Так, ТКУ четко определяет, что таможенная граница Украины совпадает с госграницей. При этом, зоны таможенного контроля и любые др. пункты, зоны и т.д. могут находиться исключительно в пределах таможенной границы Украины. Но так как, практически весь транзит, который идет через Керченский пролив имеет российское происхождение, а РФ до сих пор официально не признала линию прохождения госграницы, то могут возникнуть новые нюансы во взаимоотношениях Киева и Москвы. Причем, украинские чиновники сами дают повод для критики.

В связи с этим, непонятно – зачем украинской таможне проверять грузы, которые через Украину не идут? Для этого, как минимум, необходимы дополнительные сотрудники и соответственно финансирование из госбюджета. Да, и само понятие угрозы контрабанды выглядит слишком надуманным. Особенно в отношении потенциальной контрабанды зерна из РФ. Причем на входе судов из Азовского моря в Керченский пролив ГП «Дельта-лоцман» уже имеет информацию о грузе, кто отправитель и получатель, порт назначения и т.п.

Несложно подсчитать какие потери могут понести порты, если таможенники попытаются выполнять это распоряжение. За различные услуги, которые якобы предоставляются на якорных стоянках, порты получают порядка $1,5-2 за тонну. Хотя, фактически, это сложившаяся годами практика оформления платежей за возможность работы на якорных стоянках. А Керченский МТП даже учитывает эти объемы в своих показателях. И благодаря этому является самым крупным транзитным портом страны.

Так в 2012 г. общий объем грузопереработки КМТП составил 5938,6 тыс. т из которых транзит – 4707,2 тыс. т (доля 79,3%). Практически весь этот объем получен за счет российских грузов, переработанных на рейде. Интересный факт по транзиту зерна. Если все торговые порты Украины в прошлом году переработали 2099,7 тыс. т транзитного зерна, то в основном благодаря Керченскому МТП – 1845,8 тыс. т (доля 87,9%).

Однако, эти миллионы тонн можно потерять. Ведь рейдовую перевалку легко перенести на несколько сот метров к востоку на якорные стоянки в российской части пролива или выполнять эти работы за пределами 12-мильной зоны.

Источник: http://www.tbu.com.ua/top/kak_poteriat_tranzit_novyi_retsept_ot_gtsu.html

Как потерять транзит: новый рецепт от ГТСУ