Как лишить Украину флота

26 Дек

Новому руководству Мининфраструктуры предстоит решить непростую проблему. “Папередники” сделали все, чтобы украинские судовладельцы выводили свои суда под флаги других государств.

В ближайшее время ряд украинских судовладельцев намерены оспаривать в судебном порядке распоряжение КМУ от 01.10.2014 г. №1114 о внесении изменений в распоряжение №172 от 06.03.1996 г. “О техническом надзоре за судами, которые имеют право плавания под флагом Украины”. В этом документе определен перечень классификационных обществ, которые имеют право от имени правительства Украины осуществлять надзор за морскими судами на соответствие их требованиям международных договоров Украины. В этот перечень были включены Регистр судоходства Украины, Американское бюро судоходства (США), Бюро Веритас (Франция), Немецкий Ллойд, Греческий регистр судоходства, Дет Норске Веритас (Норвегия), Российский морской регистр судоходства (РМРС).

1 октября РМРС был исключен из этого перечня. Казалось бы, в этой ситуации это никого не должно удивить, т.к. Украина ограничила доступ еще одной структуре РФ. Но есть нюансы.

Во-первых, даже Грузия, прекратившая дипотношения с РФ в 2008 году почему-то продолжает работать с РМРС. А во-вторых, информация об этом решении появилась только в середине ноября и, по утверждению опрошенных специалистов, оно было принято задним числом.

Кроме того, если рассматривать такое решение как санкцию, то необходимо был соблюсти процедуру. Но, оказывается, претензии к РМРС транспортное ведомство предъявляло еще в прошлом году, а 31.07.2014 г. министр инфраструктуры Максим Бурбак направил в РМРС письмо, в котором сообщил о расторжении договора.

Но, во-первых, Бурбак ссылается на претензии 2013 года. Во-вторых, подобного уровня претензия является неадекватной к компании, входящей в МАКО (Международная ассоциация классификационных обществ). Получается, что вместо политического решения о санкции против структуры РФ, разбирательство перейдет в плоскость претензий между РМРС и Мининфраструктуры. Причем РМРС несложно будет доказать надуманность претензий.

При этом в сложном положении оказались украинские судовладельцы. При таком формате расторжения договора многие были вынуждены срочно переводить свои суда под флаги других государств, имеющих соглашения с РМРС. В частности крупнейшее до недавнего времени судно под флагом Украины Alina (порт приписки Одесса, DWT 35 тыс.т.) переведено под флаг Грузии.

А есть еще и Кодекс торгового мореплавания Украины согласно ст.22 которого технический надзор за морскими судами, независимо от форм собственности судна и его владельца, и их классификация осуществляется классификационным обществом, выбранным судовладельцем.

Но, выбора просто нет. Проблема не только в РМРС. Оказалось, что Украина больше не имеет соглашений ни с одним обществом, входящим в МАКО, которое является главным консультантом Международной морской организации (IMO), а под надзором ее членов находится около 90% тоннажа мирового торгового флота.

Как сообщили “УкрРудПрому” в компании “Трансшип” со ссылкой на ответ на ответ из МИУ: “Мининфраструктуры не подписывало двусторонних соглашений с указанными в Распоряжении (№172 от 06.03.1996 г. — ред.) классификационными обществами.

В отношении Морского Регистра судоходства, Российская Федерация (далее — РМРС).

В связи с систематическими нарушениями РМРС условий двустороннего соглашения от 16.10.96 Мининфраструктуры письмом от 31.07.2014 №8414/27/10-14 проинформировало РМРС о расторжении соглашения. Указанная причина стал основанием для исключения РМРС из Распоряжения.

Соглашения между Мининфраструктуры и членами Международной ассоциации классификационных обществ, указанных в Вашем письме, не подписывались.

В настоящее время действуют соглашения между Регистром судоходства Украины и Немецким Ллойдом”.

Как видим, ни с кем ничего не подписывали, но с Немецким Ллойдом соглашение все-таки есть. Кроме того, ранее были расторгнуты соглашения с Американским бюро судоходства и Бюро Веритас.

А Немецкий Ллойд и Дет Норске Веритас объединились и с 12.09.2013 г. работают под названием DNV GL Group. Т.е. де-юре Немецкого Ллойда прописанного в распоряжении КМУ уже не существует.

При всем уважении к Регистру судоходства Украины эта организация пока не пользуется популярностью у крупных судовладельцев. А есть еще и антимонопольное законодательство, предполагающее максимальную долю рынка в 35%.

Регистр судоходства Украине не входит в МАКО. Многие администрации флагов не регистрируют на постоянной основе суда, технадзор за которыми осуществляют общества, не входящие в МАКО. Без классификационных документов, выданных членами МАКО, судовладелец не может получить банковское финансирование под залог судна на приемлемых условиях. Суда с документами, выданными не членами МАКО, подлежат более строгому контролю со стороны администраций портов.

Украина много лет находилась в так называемом “черном списке” Парижского Меморандума. Три года назад перешла в “серый список” и уже находится на 57 месте в мире в достаточно приличной компании. Ранее нашими соседями по списку были такие страны как Камбоджа, Танзания и Гондурас.

Теперь самые лучшие суда под флагом Украины будут выводиться под другие флаги, прежде всего Грузии. “Старье”, которое останется неизбежно вернет Украину в “черный список”.

И проблема не только в РМРС. Кабмин должен принять решение о подписании соглашений со всеми членами МАКО. Это просто стандарт для любой страны, имеющей выход к морю. А уже сами судовладельцы будут выбирать классификационное общество.

В качестве резюме — почему такое произошло. В ближайние дни мы опубликуем результаты опроса “Транспорт Украины: события и люди 2014”. В номинации “Событие года (достижения и неудачи)” лидирует позиция “Кадровая политика в отрасли, продолжение практики назначения на ключевые должности непрофессионалов”. А в номинации “Антигерой года” — глава “Укрморречинспекции” (УМРИ) Павел Буланович.

На сайте УМРИ в его биографии указано, что он имеет “высшее инженерное и морское образование”. На наш запрос в МИУ в каком ВУЗе, когда и по какой специальности он получил высшее морское образование, мы получили интересный ответ: “Буланович П.Г. в 2013 г. окончил Мореходный колледж технического флота Одесской национальной морской академии по специальности “Эксплуатация судовых энергетических установок и получил квалификацию механика (судового). С учетом вышеизложенного на сайте Укрморречинспекции не упоминалось высказывание “высшее морское образование”.

Автор: А. АРБУЗОВ

Источник: http://ukrrudprom.ua/analytics/Kak_lishit_Ukrainu_flota.html?ref=subscribe