Через морские порты и терминалы Грузии в 2013 году перевезено 21,9 млн тонн грузов, что на 0,4 % больше по сравнению с прошлым годом, сообщает Министерство экономики и устойчивого развития Грузии. Как и в прошлом году, большая часть перевалки пришлась на наливные грузы. Из указанного выше объема они составляют приблизительно 58 %, или 12,6 млн тонн в абсолютных цифрах.
Лидером среди портов Грузии является порт Батуми — 8,3 млн тонн. Через Поти прошло приблизительно 7,4 млн тонн.
В Поти контейнерная переработка в прошлом году составила 331324 ТЕU. В 2012 году здесь перегрузили 284600 ТЕU. Таким образом, прирост контейнерооборота в порту составил 14,1 %. Впрочем, рост в основном произошел за счет обработки порожних контейнеров. Если сравнить перегрузку контейнеризированных грузов в тоннах, то окажется, что рост составил всего лишь 6,6 %, что следует из приведенной ниже таблицы (таблица не приводится по техническим причинам).
Наиболее динамично растущей категорией грузов оказались ро-ро грузы: 475 тыс. тонн в 2013 году против 287 тыс. тонн в 2012 году — почти 40-процентный прирост. Выросла перегрузка и прочих генеральных грузов — с 632 тыс. тонн в позапрошлом году до 889 тыс. тонн в 2013 году (плюс 29 %). На 26 % сократилась переработка навалочных грузов (с 2,853 млн тонн в 2012 году до 2,12 млн тонн в прошлом году), но несколько вырос налив, составляющий в структуре гру-зопереработки Поти непривычные для грузинских портов 12,7 %: с 856 тыс. тонн до 943 тыс. тонн.
Вообще же из всех грузинских портов больше всего налива переваливают в Батуми. В прошлом году эта цифра составила 5,9 млн тонн. Львиная доля налива приходится на нефтепродукты (примерно 5,7 млн тонн) казахстанского происхождения (напомним, что с февраля 2008 года компания АО «КазТранс-Ойл» стала обладателем права эксклюзивного управления Батумским морским портом сроком на 49 лет и владельцем Батумского нефтяного терминала после приобретения 100-процентного пакета акций компании «Batumi Industrial Holdings Ltd», которая управляла этим терминалом).
Помимо «нефтянки», в Батуми перегружают также растительные и технические масла, в прошлом году в Батуми переработали 146591 тонну масел.
Что касается контейнеризированных грузов, то в прошлом году наблюдалось некоторое снижение переработки: с 73095 TEU в 2012 году до 72123 TEU в 2013 году, или на 2,3 %.
Батумский морской порт, как сообщает пресс-служба порта, в 2013 году перегрузил 1 млн 717 тыс. 303 тонны сухих грузов, что на 9 % выше грузооборота 2012 года, но на 5 % ниже запланированного на 2013 год.
Если говорить о структуре перевалки сухих грузов, то лидирующее место занимают сахар-сырец — 528064 тонны, что составляет 31 % всех сухих грузов в 2013 году, рудные навалочные грузы — 505276 тонн (29 %) и нитрат аммония — 268813 тонн (16 %). Данные результаты означают перевыполнение плана на 26 % по сахару-сырцу и отставание от плана на 8 % и 23 % по руде и нитрату аммония соответственно.
Опережение плана произошло и по цементу на (33 %) — до 66455 тыс. тонн. План по перевалке зерновых был выполнен на 100 %. Большинство импортируемых грузов доставляется из Украины, основной тип сухих грузов — рудные навалочные, а также некоторые непродовольственные товары.
Объем сухого транзита, формирующего основную часть грузопотока БМП, увеличился на 6 % и составил 731683 тонн. Доли импортных и экспортных грузов уменьшились на 2 % и 4 % и составили 35 % и 22 % соответственно. Лидерство среди стран-получателей транзитных грузов, переваленных через БМП, прочно удерживает Азербайджан. На эту страну приходится 80 % всего транзитного потока за 2013 год. Главным получателем экспортных грузов по-прежнему остаются США, куда было направлено 53 % всего экспортного грузопотока порта. За 2013 год портом было обработано 714 судов.
Что касается Супсы, то в этом грузинском порту «царит» азербайджанская компания SOCAR. В течение 2013 года SOCAR экспортировала по трубопроводу Баку—Супса 2,726 млн тонн нефти — примерно столько же, сколько в позапрошлом году. В 2013 году экспорт SOCAR составлял 24,225 млн тонн, в том числе 1,75 млн тонн по трубопроводу Баку—Новороссийск, 2,72 млн тонн по нефтепроводу Баку— Супса и 19,74 млн тонн по трубопроводу Баку—Тбилиси—Джейхан.
Всего же через Супсу прошло приблизительно 4 млн тонн налива в 2013 году, что на 100000 тонн больше, чем годом ранее.
Явно «недогружены» терминальные мощности Кулеви: из 10 млн тонн пропускной способности терминала использовались в 2013 году лишь чуть более четверти. Точнее говоря, через терминал прошло приблизительно 2,7 млн тонн азербайджанской и казахстанской нефти. В 2012 году через терминал перекачали на 200000 тонн меньше. Владельцем ООО «Терминал Черного моря» (Black Sea Oil Terminal) в Кулеви является все та же SOCAR. Кроме нефти и нефтепродуктов, здесь с августа 2012 года переваливают жидкие хим-продукты (полипропилен), но объемы перевалки пока не влияют на общий объем грузооборота.
Автор: М. Шевченко
Источник: Порты Украины. – 2014. – № 3. – С. 80 – 81.