Грузооборот грузинских портов в 2013 году

15 Май

Через морские порты и термина­лы Грузии в 2013 году перевезе­но 21,9 млн тонн грузов, что на 0,4 % больше по сравнению с прошлым годом, сообщает Министерство эконо­мики и устойчивого развития Грузии. Как и в прошлом году, большая часть перевалки пришлась на наливные гру­зы. Из указанного выше объема они составляют приблизительно 58 %, или 12,6 млн тонн в абсолютных цифрах.

Лидером среди портов Грузии яв­ляется порт Батуми — 8,3 млн тонн. Через Поти прошло приблизительно 7,4 млн тонн.

В Поти контейнерная перера­ботка в прошлом году составила 331324 ТЕU. В 2012 году здесь пере­грузили 284600 ТЕU. Таким образом, прирост контейнерооборота в порту со­ставил 14,1 %. Впрочем, рост в основ­ном произошел за счет обработки по­рожних контейнеров. Если сравнить перегрузку контейнеризированных грузов в тоннах, то окажется, что рост составил всего лишь 6,6 %, что сле­дует из приведенной ниже таблицы (таблица не приводится по техническим причинам).

Наиболее динамично растущей ка­тегорией грузов оказались ро-ро гру­зы: 475 тыс. тонн в 2013 году против 287 тыс. тонн в 2012 году — почти 40-процентный прирост. Выросла пе­регрузка и прочих генеральных гру­зов — с 632 тыс. тонн в позапрошлом году до 889 тыс. тонн в 2013 году (плюс 29 %). На 26 % сократилась перера­ботка навалочных грузов (с 2,853 млн тонн в 2012 году до 2,12 млн тонн в прошлом году), но несколько вырос на­лив, составляющий в структуре гру-зопереработки Поти непривычные для грузинских портов 12,7 %: с 856 тыс. тонн до 943 тыс. тонн.

Вообще же из всех грузинских пор­тов больше всего налива перевалива­ют в Батуми. В прошлом году эта циф­ра составила 5,9 млн тонн. Львиная доля налива приходится на нефтепро­дукты (примерно 5,7 млн тонн) казах­станского происхождения (напомним, что с февраля 2008 года компания АО «КазТранс-Ойл» стала обладате­лем права эксклюзивного управления Батумским морским портом сроком на 49 лет и владельцем Батумского нефтя­ного терминала после приобретения 100-процентного пакета акций компа­нии «Batumi Industrial Holdings Ltd», которая управляла этим терминалом).

Помимо «нефтянки», в Батуми пере­гружают также растительные и техни­ческие масла, в прошлом году в Батуми переработали 146591 тонну масел.

Что касается контейнеризирован­ных грузов, то в прошлом году на­блюдалось некоторое снижение пере­работки: с 73095 TEU в 2012 году до 72123 TEU в 2013 году, или на 2,3 %.

Батумский морской порт, как сооб­щает пресс-служба порта, в 2013 году перегрузил 1 млн 717 тыс. 303 тонны сухих грузов, что на 9 % выше гру­зооборота 2012 года, но на 5 % ниже запланированного на 2013 год.

Если говорить о структуре перевал­ки сухих грузов, то лидирующее ме­сто занимают сахар-сырец — 528064 тонны, что составляет 31 % всех су­хих грузов в 2013 году, рудные нава­лочные грузы — 505276 тонн (29 %) и нитрат аммония — 268813 тонн (16 %). Данные результаты означают перевы­полнение плана на 26 % по сахару-сырцу и отставание от плана на 8 % и 23 % по руде и нитрату аммония со­ответственно.

Опережение плана произошло и по цементу на (33 %) — до 66455 тыс. тонн. План по перевалке зерновых был выполнен на 100 %. Большинство им­портируемых грузов доставляется из Украины, основной тип сухих грузов — рудные навалочные, а также некоторые непродовольственные товары.

Объем сухого транзита, форми­рующего основную часть грузопото­ка БМП, увеличился на 6 % и соста­вил 731683 тонн. Доли импортных и экспортных грузов уменьшились на 2 % и 4 % и составили 35 % и 22 % соответственно. Лидерство сре­ди стран-получателей транзитных гру­зов, переваленных через БМП, проч­но удерживает Азербайджан. На эту страну приходится 80 % всего тран­зитного потока за 2013 год. Главным получателем экспортных грузов по-прежнему остаются США, куда было направлено 53 % всего экспортного грузопотока порта. За 2013 год пор­том было обработано 714 судов.

Что касается Супсы, то в этом гру­зинском порту «царит» азербайджан­ская компания SOCAR. В течение 2013 года SOCAR экспортировала по трубо­проводу Баку—Супса 2,726 млн тонн нефти — примерно столько же, сколько в позапрошлом году. В 2013 году экспорт SOCAR составлял 24,225 млн тонн, в том числе 1,75 млн тонн по трубопроводу Баку—Новороссийск, 2,72 млн тонн по нефтепроводу Баку— Супса и 19,74 млн тонн по трубопрово­ду Баку—Тбилиси—Джейхан.

Всего же через Супсу прошло при­близительно 4 млн тонн налива в 2013 году, что на 100000 тонн больше, чем годом ранее.

Явно «недогружены» терминальные мощности Кулеви: из 10 млн тонн про­пускной способности терминала исполь­зовались в 2013 году лишь чуть более четверти. Точнее говоря, через терми­нал прошло приблизительно 2,7 млн тонн азербайджанской и казахстан­ской нефти. В 2012 году через терми­нал перекачали на 200000 тонн меньше. Владельцем ООО «Терминал Черного моря» (Black Sea Oil Terminal) в Кулеви является все та же SOCAR. Кроме неф­ти и нефтепродуктов, здесь с августа 2012 года переваливают жидкие хим-продукты (полипропилен), но объемы перевалки пока не влияют на общий объем грузооборота.

Автор: М. Шевченко

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 3. – С. 80 – 81.