Доступ в порт можно ускорить: Как улучшить стандарты лоцманской проводки в Одесском порту

28 Окт

В первом квартале 2015 года судо­ходные линии и операторы терминалов Одесского порта столкнулись с увеличе­нием числа случаев, когда лоцманская проводка судов задерживалась. Одесские лоцманы возлагали вину за это на небла­гоприятные погодные условия и не только. Винили ограниченную видимость, сильный ветер, волнение на море, большую осадку или большие размеры судов в сочетании с небольшим пространством для маневра. Лоцманы оправдывали свои действия су­ществующими Постановлениями по порту и действующими навигационными ограни­чениями в Одессе.

Одесский порт способен обеспечивать безопасное судоходство даже при неблагоприятных навигационных условиях.

Такие противоречивые обстоятельства определили предмет исследования и метод, которым воспользовался автор для анализа проблем, существующих в порту Одессы. Он сравнил условия доступа в такие европейские порты, как: Одесский, Гамбургский и Зебрюгге. Выводы, сделанные автором, позволили дать рекомендации, следование которым в Одесском порту позволит достичь результатов, сходных с выбранными для сравнения портами Европы, что стало бы важным шагом для завоевания хорошей репутации в портовом сообществе.

Сравнительный анализ

Одесский порт имеет в своем распо­ряжении такие современные технические системы, как, например, РЛС и Система управления движением судов, которые обеспечивают безопасность судоходства в порту даже в туман или при других небла­гоприятных навигационных и штормовых условиях. Рост же описанных выше случа­ев негативно влияет на общую производи­тельность порта, а также на его имидж.

Для того чтобы выяснить, как решить задачу упрощения доступа судов в Одесский порт, наша компания провела исследова­ние. в котором Одесский порт сравнивался с двумя другими европейскими портами – Гамбургом и Зебрюгге. Два порта для срав­нения были выбраны, исходя из значитель­ного числа заходящих судов, на движение которых могут негативно повлиять погод­ные условия, а также исходя из ограничений, связанных с размерами акваторий портов, каналов и фарватеров. Также учитывалось требование, чтобы в обоих портах, выбран­ных для сравнения, были в наличии РЛС и Системы управления движением судов.

Для сравнения во всех трех портах были изучены следующие факторы: струк­тура обслуживания для лоцманской про­водки. технология и системы поддержки навигации и судоходства, наличие пор­тового буксирного сервиса, действующие регулирующие документы, официальные ограничения и структура контролирующих и надзорных властей.

Делаем выводы

Сравнив условия лоцманской про­водки в трех портах, можно сделать сле­дующие основные выводы. Общие поло­жения, применяемые в Одесском порту, вероятно были разработаны до того, как порт получил современные средства ор­ганизации движения и оборудование для радиолокационной проводки. В одесских нормативно-правовых актах нет положе­ния, которое требует от лоцманов в обяза­тельном порядке использовать доступные технические системы для компенсации плохой видимости. Таким образом, от­сутствует интеграция между норматив­ными актами и использованием техни­ческих средств.

В нормативных актах Одесского порта нет четкой структуры служебных инстан­ций и цепочки распоряжений. Например, в двух других портах лоцманская провод­ка находится под контролем и управлени­ем капитана соответствующего порта, в то время как в Одессе лоцманская проводка находится под ответственностью «Дельта- Лоцман» – филиала госпредприятия АМПУ. который неподотчетен капитану Одесского порта. В Гамбурге или Зебрюгге служба капитана порта определяет степень види­мости. силу ветра и уровень воды, а затем вводят меры по снижению воздействия для обеспечения безопасности судоходства. В Одессе такой процедуры нет.

В отличие от двух других портов, в Одесском нет заранее детально уста­новленных требований или ограничений для нестандартных судов или нештатных условий судоходства – их нет ни в разбив­ке на классы и типы судов, ни для индиви­дуальных случаев.

В отличие от двух других портов нет особых и детальных ограничений и мер для минимизации воздействия, определенных для отдельных судов или условий судоход­ства, как. например, обязательное задей­ствование нескольких лоцманов и при­влечение буксиров сопровождения или дополнительных буксиров для швартовки в зависимости от погодных условий. При этом судоходство в Зебрюгге и Гамбурге остается безопасным при практически лю­бых условиях и обстоятельствах.

В целях максимальной безопасности одесские лоцманы должны быть экипиро­ваны переносными лоцманскими терми­налами (ПЛТ), для того чтобы постоянно получать свежую навигационную инфор­мацию и не зависеть от судового обору­дования и навигационных карт, которые могли устареть.

Гамбург и Зебрюгге регулируют коли­чество буксиров,задействованных на судне в зависимости от погодных условий, раз­меров и типа судна. Оба порта четко опре­деляют. требуется ли буксирам при особых условиях одиночное или сдвоенное тяго­вое усилие на швартовах. В Одессе такого правила пока нет.

Минимальное требование по види­мости в Одессе вдвое превышает такие же лимиты, применяемые в Гамбурге или Зебрюгге, несмотря на имеющиеся аб­солютно функциональные системы РЛС и Систему управления движением судов. Сходным образом среди сравниваемых портов Одесса применяет самый низ­кий лимит по скорости ветра – 6 баллов по Бофорту, несмотря на то, что имеет адекватные условиям портовые буксир­ные мощности.

В Гамбурге и Зебрюгге применяются относительно простые правила для опре­деления минимальной ширины маневро­вых коридоров и безопасных расстояний между движущимся судном и портовыми сооружениями или пришвартованными су­дами. На данный момент в Одесском пор­ту введено только ограничение скорости в акватории, но нет правил для определе­ния безопасных расстояний и ширины ма­невровых коридоров.

Следовать рекомендациям

В Гамбурге и Зебрюгге цель портовых властей состоит не только в обеспечении безопасности судоходства в акватории, но также и в поддержании нормального режима судоходства при практически лю­бых обстоятельствах и условиях. По этой причине они используют на максимум все доступные погодные данные и техниче­ские системы поддержки, а также забла­говременно принимают меры по сниже­нию неблагоприятного воздействия. Таким образом, предварительно определяется и предусматривается, сколько дополни­тельных буксиров и какое тяговое усилие на швартовах понадобится для компенса­ции встречного течения и ветровых усло­вий или какие специальные меры следует принять при слабой видимости. Сходным образом власти используют информацию о приливах, которую они получают от си­стем технического мониторинга для пред­варительного определения характеристик приливов и установления приливных окон, в пределах которых должны быть пришвар­тованы или отшвартованы крупнотоннаж­ные суда или суда с большой осадкой.

Поскольку Одесский порт имеет в сво­ем распоряжении соответствующие тех­нические системы, рекомендуется сни­зить предел видимости с 1000 м до 500 м, как и в других портах. Ввиду того, что в Одесском порту имеется достаточно буксиров, рекомендуется скорректиро­вать максимальный предел постоянной скорости ветра во время маневрирова­ния с 6 до 7 баллов по шкале Бофорта.

Портовые власти Гамбурга и Зебрюгге тщательно следят за прогнозом погоды, чтобы подготовить и поддерживать судо­ходство в нормальном рабочем режиме так долго, как это возможно, или устано­вить связь с судовыми операторами или агентами для адаптации графика судов ко времени, когда условия позволят движе­ние судов. В результате такого заблаго­временного планирования фактические задержки судов сводятся к минимуму.

Если вышеуказанные принципы при­менить в Одессе, то можно было бы ожи­дать, что порт сможет достичь резуль­татов, сходных с теми, что достигнуты в выбранных для сравнения портах. Это был бы важный шаг для завоевания хоро­шей репутации в портовом сообществе.

Автор: Клаус ШМЕКЕР

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 7. – С. 40 – 41.