В первом квартале 2015 года судоходные линии и операторы терминалов Одесского порта столкнулись с увеличением числа случаев, когда лоцманская проводка судов задерживалась. Одесские лоцманы возлагали вину за это на неблагоприятные погодные условия и не только. Винили ограниченную видимость, сильный ветер, волнение на море, большую осадку или большие размеры судов в сочетании с небольшим пространством для маневра. Лоцманы оправдывали свои действия существующими Постановлениями по порту и действующими навигационными ограничениями в Одессе.
Одесский порт способен обеспечивать безопасное судоходство даже при неблагоприятных навигационных условиях.
Такие противоречивые обстоятельства определили предмет исследования и метод, которым воспользовался автор для анализа проблем, существующих в порту Одессы. Он сравнил условия доступа в такие европейские порты, как: Одесский, Гамбургский и Зебрюгге. Выводы, сделанные автором, позволили дать рекомендации, следование которым в Одесском порту позволит достичь результатов, сходных с выбранными для сравнения портами Европы, что стало бы важным шагом для завоевания хорошей репутации в портовом сообществе.
Сравнительный анализ
Одесский порт имеет в своем распоряжении такие современные технические системы, как, например, РЛС и Система управления движением судов, которые обеспечивают безопасность судоходства в порту даже в туман или при других неблагоприятных навигационных и штормовых условиях. Рост же описанных выше случаев негативно влияет на общую производительность порта, а также на его имидж.
Для того чтобы выяснить, как решить задачу упрощения доступа судов в Одесский порт, наша компания провела исследование. в котором Одесский порт сравнивался с двумя другими европейскими портами – Гамбургом и Зебрюгге. Два порта для сравнения были выбраны, исходя из значительного числа заходящих судов, на движение которых могут негативно повлиять погодные условия, а также исходя из ограничений, связанных с размерами акваторий портов, каналов и фарватеров. Также учитывалось требование, чтобы в обоих портах, выбранных для сравнения, были в наличии РЛС и Системы управления движением судов.
Для сравнения во всех трех портах были изучены следующие факторы: структура обслуживания для лоцманской проводки. технология и системы поддержки навигации и судоходства, наличие портового буксирного сервиса, действующие регулирующие документы, официальные ограничения и структура контролирующих и надзорных властей.
Делаем выводы
Сравнив условия лоцманской проводки в трех портах, можно сделать следующие основные выводы. Общие положения, применяемые в Одесском порту, вероятно были разработаны до того, как порт получил современные средства организации движения и оборудование для радиолокационной проводки. В одесских нормативно-правовых актах нет положения, которое требует от лоцманов в обязательном порядке использовать доступные технические системы для компенсации плохой видимости. Таким образом, отсутствует интеграция между нормативными актами и использованием технических средств.
В нормативных актах Одесского порта нет четкой структуры служебных инстанций и цепочки распоряжений. Например, в двух других портах лоцманская проводка находится под контролем и управлением капитана соответствующего порта, в то время как в Одессе лоцманская проводка находится под ответственностью «Дельта- Лоцман» – филиала госпредприятия АМПУ. который неподотчетен капитану Одесского порта. В Гамбурге или Зебрюгге служба капитана порта определяет степень видимости. силу ветра и уровень воды, а затем вводят меры по снижению воздействия для обеспечения безопасности судоходства. В Одессе такой процедуры нет.
В отличие от двух других портов, в Одесском нет заранее детально установленных требований или ограничений для нестандартных судов или нештатных условий судоходства – их нет ни в разбивке на классы и типы судов, ни для индивидуальных случаев.
В отличие от двух других портов нет особых и детальных ограничений и мер для минимизации воздействия, определенных для отдельных судов или условий судоходства, как. например, обязательное задействование нескольких лоцманов и привлечение буксиров сопровождения или дополнительных буксиров для швартовки в зависимости от погодных условий. При этом судоходство в Зебрюгге и Гамбурге остается безопасным при практически любых условиях и обстоятельствах.
В целях максимальной безопасности одесские лоцманы должны быть экипированы переносными лоцманскими терминалами (ПЛТ), для того чтобы постоянно получать свежую навигационную информацию и не зависеть от судового оборудования и навигационных карт, которые могли устареть.
Гамбург и Зебрюгге регулируют количество буксиров,задействованных на судне в зависимости от погодных условий, размеров и типа судна. Оба порта четко определяют. требуется ли буксирам при особых условиях одиночное или сдвоенное тяговое усилие на швартовах. В Одессе такого правила пока нет.
Минимальное требование по видимости в Одессе вдвое превышает такие же лимиты, применяемые в Гамбурге или Зебрюгге, несмотря на имеющиеся абсолютно функциональные системы РЛС и Систему управления движением судов. Сходным образом среди сравниваемых портов Одесса применяет самый низкий лимит по скорости ветра – 6 баллов по Бофорту, несмотря на то, что имеет адекватные условиям портовые буксирные мощности.
В Гамбурге и Зебрюгге применяются относительно простые правила для определения минимальной ширины маневровых коридоров и безопасных расстояний между движущимся судном и портовыми сооружениями или пришвартованными судами. На данный момент в Одесском порту введено только ограничение скорости в акватории, но нет правил для определения безопасных расстояний и ширины маневровых коридоров.
Следовать рекомендациям
В Гамбурге и Зебрюгге цель портовых властей состоит не только в обеспечении безопасности судоходства в акватории, но также и в поддержании нормального режима судоходства при практически любых обстоятельствах и условиях. По этой причине они используют на максимум все доступные погодные данные и технические системы поддержки, а также заблаговременно принимают меры по снижению неблагоприятного воздействия. Таким образом, предварительно определяется и предусматривается, сколько дополнительных буксиров и какое тяговое усилие на швартовах понадобится для компенсации встречного течения и ветровых условий или какие специальные меры следует принять при слабой видимости. Сходным образом власти используют информацию о приливах, которую они получают от систем технического мониторинга для предварительного определения характеристик приливов и установления приливных окон, в пределах которых должны быть пришвартованы или отшвартованы крупнотоннажные суда или суда с большой осадкой.
Поскольку Одесский порт имеет в своем распоряжении соответствующие технические системы, рекомендуется снизить предел видимости с 1000 м до 500 м, как и в других портах. Ввиду того, что в Одесском порту имеется достаточно буксиров, рекомендуется скорректировать максимальный предел постоянной скорости ветра во время маневрирования с 6 до 7 баллов по шкале Бофорта.
Портовые власти Гамбурга и Зебрюгге тщательно следят за прогнозом погоды, чтобы подготовить и поддерживать судоходство в нормальном рабочем режиме так долго, как это возможно, или установить связь с судовыми операторами или агентами для адаптации графика судов ко времени, когда условия позволят движение судов. В результате такого заблаговременного планирования фактические задержки судов сводятся к минимуму.
Если вышеуказанные принципы применить в Одессе, то можно было бы ожидать, что порт сможет достичь результатов, сходных с теми, что достигнуты в выбранных для сравнения портах. Это был бы важный шаг для завоевания хорошей репутации в портовом сообществе.
Автор: Клаус ШМЕКЕР
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 7. – С. 40 – 41.