«Добро пожаловать» в новый Таможенный кодекс

31 Окт

Сегодня владение яхтой уже не представляет собой недостижимую мечту, а скорее рассматривается как привилегированная возможность. Ныне яхта — один из самых популярных атрибутов и символов успешности. Таможенному правовому режиму яхты по законодательству Украины посвящена настоящая публикация.

Из года в год яхтенный бизнес стре­мительно развивается во всех направлениях. Растет производ­ственное предложение, совершенствуются технические и технологические составляю­щие конструкций, появляются новые дизай­нерские решения; увеличивается количество регионов, предлагающих свой флаг и выгод­ные условия регистрации. Вместе с тем экс­плуатация яхты по прежнему остаётся зави­симой от законодательных требовании конкретной страны пребывания.

В рамках данной статьи мы хотим осветить некоторые новшества таможенного законо­дательства Украины в связи со вступлением в сипу нового Таможенного кодекса (ТК).

Яхта – транспортное средство?

Следует отметить, что одно из нововведений нового ТК заключается в расширении понятия «транспортного средства». Если согласно старому ТК транспортными признавались средства, используемые исключительно для перевозки пассажиров и товаров, то положения нового ТК устанавливают возможность частного использования транспортного средства.

Посему логично предположить, что яхта при пересечении таможенной границы Украины должна быть задекларирована как”транспортное средство коммерческого назначения» либо «транспортное средство личного пользования».

Но не всё так просто. Для того, чтобы разобраться, какой же именно статус приобретает яхта во время процедуры таможенного декларирования, следует обратиться к положениям нового ТК, который раскрывает понятия указанных нами терминов.

Так. п. 59 с т. 4 ТК определяет: «транс­портные средства коммерческого назначения – любое судно (в том числе самоход ные и несамоходные лихтеры и баржи, а также суда на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (моторные транспортные средства, прицепы, полуприцепы) или подвижной состав железной дороги, используемые в международных перевозках для платной транспортировки лиц или для платной или бесплатной промышленной или коммерческой транспортировки товаров, вместе с обычными запасными частями, принадлежностями и оборудованием, а также маслами и топливом, содержащимися в их обычных баках на протяжении их транспортировки вместе с  транспортными средствами коммерческого назначения».

В свою очередь, п.60 ст.4 ТК раскрывает понятие «транспортных средств личного пользования», а именно: «транспортные средства личного пользования – наземные транспортные средства по товарным позициям 8702, 8703, 8704 (общей массой до 3,5 тонны), 8711 согласно УКТ ЗЭД, и прицепы к ним согласно товарной позиции 8716УКТ ЗЭД плавучие средства и воздушные суда зарегистрированные на территории соответствующей страны, находящиеся в собственности или временном пользовании соответствующего гражданина ввозятся или вывозятся этим гражданином в количестве не более одной единицы на каждую товарную позицию исключительно для личного пользования, а не для промышленной или коммерче­ской транспортировки товаров или пассажиров за плату или бесплатно».

Таким образом, независимо от избранного таможенного режима и субъектного состава таможенной операции, под характеристики «транспортого средства коммерческою назначения» яхта точно не подпадает, но именно как транспортное средство монет быть задекларирована только физически­ми лицами для последующего личного пользования. Так. при перемещении яхт юридическими липами яхты имеют ста­тус «товара».

Временный ввоз – «за» или «против»

Одно из главных изменений в таможен­ном законодательстве — это, безуслов­но, увеличение срока временного вво­за яхт на территорию Украины. В целях гармонизации норм ТК с нормами Кон­венции о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.) максимальный срок нахожде­ния товаров и транспортных средств в рассматриваемом режиме увеличен до 3-х лет (напомним, что по старому ТК срок временного ввоза не превышал одного года).

Внимание! Новый ТК смягчил ответствечность по статье 481 (Превышение срока временного ввоза или временно­го вывоза товаров). Новый ТК отменил конфискацию как возможную санкцию за данное нарушение таможенных пра­вил. Кроме того, настоящее положение ТК имеет обратную силу во времени, то есть эти нормы распространяются на все правонарушения, совершенные до принятия нового ТК.

Теперь согласно ч.З ст.481 ТК максимальная санкция, которая ожидает правонарушителя – это наложение штрафа в размере одной тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. То есть, в соответствии с п.5 подраздела 1 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, максимальный размер штрафа, подлежащего оплате, будет составлять 17 000 (семнадцать тысяч) гривен.

Строительство яхты на таможенной территории Украины

В соответствии со старым ТК нерезиденты могли ввозить в режиме временного ввоза оборудование и материалоы, предназначенные для строительства  и ремонта морских и речных судов, с условным полным освобождением от налогообложения. В то же время, если материалы  и оборудование для ремонта либо строительства ввозились на таможенную территорию Украины резидентом (стро­ителем), то они помещались в режим переработки на таможенной территории Украины при условии вывоза за пределы таможенной территории Украины продуктов переработки в соответствии  с таможенным режимом экспорта.

В новом ТК ситуация поменялась. Положение старого ТК, прямо предусматривающее помещение материалов либо оборудования в режим временного ввоза с полным освобождением от налогообложения    таможенными платежами и мерами нетарифного регулирования, исключили. Точнее сказать, в новом ТК это положение не появилось. Однако теперь,   по новому ТК, материалы и оборудование для строительства яхт могут ввозиться только в режиме переработки, без применения к ним нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности — при условии, что в дальнейшем продукты такой переработки будут реэкспортированы.

Дорогие читатели, мы уверены, что вы найдете наши комментарии полезными. И даже таможенные формальности не смогут лишить вас удовольствия от прогулок на ваших яхтах.

Авторы: Николай Мельников, партнер; Надежда Маланчий, ст. юрист – Международная юридическая служба (Interlegal) www.interlegal.com.ua

Источник: Фарватер. – 2012. – № 5. – С. 82 – 84.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *