15 советов при покупке яхты

2 Авг

Если вы рассматриваете возможность покупки подержанной яхты с дальнейшими планами интенсивно ее использовать для длительных путешествий, посмотрите эти рекомендации, которые наработаны большим практическим опытом, перед тем как подпишете чек и пуститесь во все тяжкие.

В настоящей публикации приводятся рекомендации опытного и вдумчивого моряка, которые будут полезны всем, кто намеревается приобрести яхту и эксплуатировать ее.

При помощи современных си­стем управления парусами даже пожилые яхтсмены со стажем вдвоем могут управлять шестиде­сятифутовой яхтой. Но затраты на эксплуатацию и стоимость обслу­живания таких систем за год мо­гут складываться в шестизначные цифры.

Пройдите на маленькой шлюп­ке по любой из главных марин, в которых базируются крейсерские яхты, и вам станет понятно, что не существует такого понятия, как «идеальная круизная яхта».

Когда вы становитесь покупате­лем подержанной парусной яхты, основные правила при покупке одинаковы для каждого яхтсмена: вам необходима яхта, которую вы сможете легко содержать, вклю­чая возможные затраты на пере­вооружение и ремонт, ваша лодка должна отвечать вашим специфи­ческим потребностям (в зависи­мости от состава экипажа и пред­полагаемого района плавания) и, в конце концов, эта яхта должна быть в таком состоянии, что ее можно продать еще раз другому владельцу. Действительно, яхта, построенная в единственном эк­земпляре, может быть значи­тельно лучше, чем «классическая пластиковая лодка», созданная в условиях массового производства, но это не означает, что ваш опыт путешествий на эксклюзивной лодке будет лучше, чем на продук­ции для широкого потребления.

Ниже изложены мои советы, на­копленные за несколько десяти­летий и более 100000 миль, прой­денных в разных морях на самых разных лодках от высокотехноло­гичных океанских гоночных яхт до простых деревянных шлюпок с разрезным парусом.

Совет 1. Помните о правиле 30:70. Производитель яхты тра­тит 30 процентов на постройку, и оставшиеся 70 процентов стоимо­сти приходятся на комплектацию от других поставщиков, практи­чески все это требуется время от времени менять, и очень часто по более высоким ценам. Это прави­ло 30:70 хорошо помогает понять, почему лодки так падают в цене, обычно — 50 процентов за первое десятилетие и на 75 процентов по­сле второго десятилетия эксплуа­тации.

Совет 2. Сфокусируйтесь на полной стоимости покупки яхты: это стоимость при покупке плюс затраты на самое необходимое оснащение и ремонт. Опыт под­сказывает, что обычно стоимость покупки лодки это 50 % и еще 50 % надо потратить на дополнительные комплектующие. Очень рас­пространенная ошибка при покуп­ке лодки — это нерезервирование необходимой суммы в размере полной стоимости лодки на допол­нительный ремонт и оснащение. Вам также необходимо перед по­купкой подготовить реалистичный бюджет на год эксплуатации яхты и ее содержание в марине. Яхта, которая застряла на берегу, не приносит радости владельцу.

Совет 3. Не стоит обманываться длинным списком дополнительно­го оборудования и предпродаж­ным косметическим ремонтом. Факт состоит в том, что большин­ство этого оборудования, скорее всего, требует замены или ремон­та. Также важно понимать то, что брокер и продавец, приукрасив лодку перед продажей, могут ее выгоднее продать, но она не станет лучше ходить после этого. Также стоит скептически рассматривать все заверения и счета продавца по поводу недавних вложений в лодку. Неужели новые паруса и якорная цепь так сильно отлича­ются от тех, что были с момента постройки яхты? На самом деле новые паруса могут быть значи­тельно лучше, чем оригинальные с постройки, но это очень редкий случай, вряд ли вы его встретите в реальной жизни.

Совет 4. Основные затраты — на перевооружение и ремонт, скорее всего, будут отнесены на парусное вооружение, рангоут и двигатель. 15 или 20 лет эксплуа­тации как раз подходящее время для того, чтобы выдернуть мачту и проверить весь стоячий такелаж и точки крепления. Необходимо внимательно все разобрать, осмо­треть и проверить на наличие тре­щин и коррозии, заменить блоки, проверить шкивы на топе мачты и степс, заменить изношенные ком­поненты при необходимости. Если вы планируете интенсивно экс­плуатировать яхту вдали от бере­га, было бы хорошо заменить все основные компоненты такелажа, в которых вы сомневаетесь. У вас будет действительно очень плохой день, если вы в открытом море потеряете мачту. Свежая краска делает мачту более красивой, но часто под ней не видно коррозию.

Совет 5. Как правило, через двад­цать лет наступает время оплатить все счета, которые относятся к двигателю, или позже купить но­вый двигатель. Существуют два варианта: сделать капитальный ремонт двигателю, который уже установлен (это сэкономит полови­ну стоимости мотора), или купить новый двигатель. Как правило, затраты на то, чтобы снять, отре­монтировать и поставить существующий двигатель, сопостави­мы с затратами на то, чтобы снять старый и заменить его на новый двигатель. Меняя бренд мотора, вы значительно увеличиваете ваши затраты на эту операцию. Важно помнить о том, что опытные пу­тешественники под мотором про­ходят почти половину всех миль, особенно если они часто ходят по внутренним водным путям и ка­налам. Надежный двигатель очень важен и необходим на яхте. Я еще ни разу не слышал жалоб на то, что двигатель всякий раз заводится тогда, когда он необходим! Также необходимо иметь на борту мини­мальный набор запасных частей для двигателя, может быть, что будет очень сложно купить самые обычные фильтры где-то в другой стране или удаленной местности.

Совет 6. Ничто так сильно не влияет на комфорт яхты, как ее размер. В пределах разумного на яхте можно поменять почти все, кроме ее размера. Но размер, это палка о двух концах, потому что затраты на содержание чуть боль­шей яхты могут возрастать много­кратно. С ростом длины корпуса растет его полезный объем. Лодка длиной 40 футов имеет объем в два раза больший, чем лодка длиной 30 футов. Когда вы обсуждае­те размер лодки, сфокусируйтесь на длине ватерлинии. Длина имеет значение, потому что она влияет на пространство для хранения ве­щей и размещения команды. Как правило, более длинная лодка хо­дит быстрее и более мягко ведет себя на воде. Большая яхта позво­ляет взять больше людей и запа­сов для длинных переходов.

Совет 7. Правильно оснащенная яхта длиной 60 футов, на которой установлены электрические ле­бедки, включая лебедки для фалов и закрутки парусов грота и стакселя, может управляться пожи­лой семейной парой на переходе в открытом океане. Но стоимость затрат на содержание и обслужи­вание такой яхты за год может составить шестизначную цифру. Большинство путешествий совер­шается на более скромных лодках длиной до 40 футов, где вся работа выполняется при помощи тради­ционных средств и оборудования, которое не требует таких затрат. Вся эта индустрия создавалась в 1960-х и 1970-х годах, в то время стеклопластиковая лодка длиной 25 футов считалась достаточно большой и комфортной для плава­ний в открытом море.

Совет 8. Как упоминалось выше, не существует такого понятия, как со­вершенная круизная яхта, не имеет значения даже размер бюджета на покупку. Более того, представление об идеальной круизной яхте ме­няется с опытом, предполагаемым видом использования и возрастом. Лодки всегда прогрессируют в сво­ем развитии. Кокпит, расположен­ный по центру с двумя рубками, носовой и кормовой, прекрасен для использования, когда яхта в основ­ном стоит в порту. Однако, с другой стороны, для плавания в открытом море больше подходит кормовой от­крытый кокпит. Закрутки стакселя и электрические лебедки облегча­ют жизнь на борту, но они тянут за собой увеличение затрат на экс­плуатацию яхты. Практически все склонны недооценивать ежегодные затраты на содержание.

Совет 9: Остерегайтесь обилия столярных изделий и слишком сво­бодного применения тика на палу­бе. Это выглядит роскошно, но ни­как не добавляет ходовых качеств. Обилие дерева на палубе стоит очень дорого при покупке и его трудно поддерживать в опрятном виде круглый год. Если только день­ги не вываливаются у вас из карма­нов, старайтесь избегать тиковых палуб, кроме того, что тик сложно содержать, он еще сильно нагре­вается в тропиках. Независимо от того, как хорошо тик приклеили или прикрутили к палубе, через 15 лет он практически готов к замене. В наше время стоимость работы и материала для замены тиковой па­лубы такая, что за эти деньги мож­но купить хорошую яхту.

Совет 10. Если у вас есть выбор, постарайтесь выбрать лодку, ко­торую спроектировал профессио­нальный конструктор яхт с хоро­шим именем и репутацией. Такая лодка однозначно лучше той, ко­торая построена и спроектирова­на одним человеком на маленькой верфи. Я пришел к выводу, что проектировать и строить яхты это не совсем одно и то же, каждый должен делать свою работу, и тог­да получается хороший результат. Лучше сосредоточиться на крей­серских яхтах и не рассматривать вариант спортивных гоночных яхт. Когда вы уже определились с сег­ментом вашего поиска, изучите историю конкретной яхты, которая вам понравилась, поговорите с вла­дельцами подобных яхт и опытными яхтенными инспекторами, если есть такая возможность, свяжитесь с клубом или ассоциацией владельцев этих яхт, эти контакты могут предо­ставить вам много необходимой ин­формации. Что бы вы ни выбрали, помните о том, что лодка, которая живет на островах, имеет однознач­но более трудную судьбу, чем та, которая базируется на материке.

Совет 11. Если вы на самом деле ищете лодку для длительных путе­шествий, внимательно и основа­тельно изучите планировку яхты, которую вы собираетесь купить, с точки зрения удобства использо­вания в море. Двуспальные крова­ти на носу или в корме хороши в порту, как и вращающиеся крес­ла в салоне, но без коек длиной 7 футов с бортами, в которых мож­но удобно закрепиться и спать во время шторма, ваш экипаж будет мучительно пытаться заснуть на полу в салоне и мечтать, когда же закончится этот переход.

Совет 12. Так же, как армии На­полеона, экипаж путешествует на своих желудках. Просторный салон хорошо смотрится в порту на сто­янке, но в море вам нужен камбуз, в котором кок может хорошо упе­реться ногами и не летать по сало­ну вместе с кастрюлями на каждой волне. Если вы планируете хорошо питаться в море, ничто не может сравниться с большим холодиль­ником и экипажем, оснащенным удочками и снастями для рыбалки.

Совет 13. Судовые туалеты могут ломаться и ломаются, как правило, это происходит в самое неподхо­дящее время. Запчасти помогают, но второй туалет намного лучше. Ремонт туалета в море самая пло­хая работа, которую только мож­но себе представить.

Совет 14. Независимо от размера вашего бюджета и вашего судна, уделите самое серьезное внимание вопросам безопасности. Это озна­чает, что ваша лодка должна быть оснащена сертифицированным океанским спасательным плотом, ЕРIRВs, а также спасательными жилетами, оборудованными в со­ответствии с требованиями SОLАS, страховочным концом, у вас долж­но быть VHF радио с АIS, достаточ­но производительный осушитель­ный насос и даже спутниковый телефон для переходов в откры­том море. Перед тем, как сделать закупки различной электроники, купите сначала все то, что обеспе­чит вашу безопасность. Действи­тельно, хорошо иметь на борту SSВ радио, чарт-плоттер с большим экраном, автопилот, телевизор, Wi-Fi роутер и так далее. Но плот вам необходим, прежде всего, если и не для вас, то для вашей команды и тех, кого вы любите (даже если они и не путешествуют с вами).

Совет 15. В случае, если вас муча­ют сомнения, проходите мимо. До тех пор, пока лодка не разжигает вашу страсть, это неправильная лодка. Найдите наиболее компе­тентного и квалифицированного инспектора. Спросите у него, что на лодке необходимо заменить и предполагаемую стоимость ра­боты и материалов. Я никогда не жалел потраченных денег на хо­рошего инспектора, лучше уйти прочь и не купить проблемную лодку, чем потом сожалеть, когда уже поздно. Перед покупкой яхты всегда надо выйти на ней в море и не просто быстро пройтись под мотором и вернуться к причалу, надо поставить все паруса и по­смотреть, как работает вся оснаст­ка в хороший ветер.

Оглядываясь назад и вспоминая все крейсерские яхты, которые у меня были, моей самой люби­мой была 45-футовая двухмачто­вая яхта с кормовым кокпитом, построенная в начале семидеся­тых из стеклопластика, у нее был киль, расположенный по центру корпуса, и два передних паруса. У нее не было ничего из опций, которые считаются обязательны­ми на всех современных яхтах (небольшой переносной генера­тор обеспечивал яхту электро­энергией), и все же мы спокойно пересекали на ней Тихий океан в разных направлениях. Сразу за ней моя любимая яхта — это увешанный блоками и снастями деревянный кеч, построенный в шестидесятых, на котором даже не было лебедок. Большая лодка до сих пор ходит хорошо по Ти­хоокеанским островам, меньшая ходит на Аляске. В заключение я хочу сказать, что можно ходить хорошо, далеко и долго на самых простых яхтах.

Автор: Реtег Веrmаn

Источник: ИНТЕРПАРУС КЛУБ. – 2017. – С. 38- 41.