Спецуслуги «припортовали»

16 Сен

Статья посвящена юридическим и экономическим аспектам специальных услуг, которые оказывают морские порты Украины. В частности, автор анализирует понятие “морской порт” и рассматривает классификацию его функций. Особенное внимание уделяется автором государственному регулированию рынков специальных услуг, предоставляемых морскими портами. Автором отмечаются многие проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием этих рынков, причем делается вывод о необходимости новации нормативной базы, регулирующей деятельность в сфере портового хозяйства.

По содержанию статьи было высказано несколько мнений:

“Монополия на буксире”, – автор обращает внимание на высокую вероятность нарушения антимонопольного законодательства при оказании специальных услуг и приводит случай такого нарушения из практики;

“Портовые особенности”, – автор говорит о недостатках правового регулирования в сфере специальных услуг, высказывает предположение о перечне таких услуг и выражает уверенность в том, что неприемлемо подходить к регулированию деятельности морских портов с единой мерой.

Согласно Кодексу торгового мореплавания (КТМ) Украины, морской порт является государственным транспортным предприятием. В систему морского портового хозяйства Украины входят 18 морских торговых портов и 4 морских рыбных порта. Вследствие катастрофического состояния морской рыбной отрасли основным видом хозяйственной деятельности рыбных портов являются погрузочно-разгрузочные работы.

Таким образом, разделение морских портов согласно их специализации на сегодняшний день нивелировано — рыбные порты, хотя и подчиняются Министерству аграрной политики и продовольствия Украины, все же, по существу предоставляемых услуг, являются торговыми.

В силу специфики правового статуса функционирование морского порта условно разделяется на так называемые «административные» функции по обеспечению безопасности мореплавания (обеспечение безопасного движения судов в акватории порта, безопасной стоянки, содержание в надлежащем состоянии гидротехнических сооружений, средств связи, контроль и поддержание заявленных глубин в акватории и т.д.) и хозяйственную деятельность (погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание пассажиров, багажа и т.д.). Само понятие «морского порта», изложенное в статье 73 КТМ Украины, содержит четкое функциональное назначение порта — обслуживание судов, пассажиров и грузов. Иными словами, морской порт осуществляет свою деятельность посредством предоставления услуг.

С детализацией услуг, предоставляемых морским портом, можно ознакомиться в Государственном классификаторе продукции и услуг (ДК 016-97). В частности, услуги по транспортной обработке грузов включают погрузочно-разгрузочные операции с контейнерными и неконтейнерными грузами, перегрузку (перевалку) грузов; услуги по эксплуатации портов и водных путей включают услуги, связанные с эксплуатацией портовых сооружений, сооружений на водных путях.

Кроме того, в портах предоставляются лоцманские услуги, услуги по буксированию и причаливанию судов, услуги средств навигационного ориентирования, услуги по спасению и подъему затонувших судов, услуги по чистке, дезинфекции судов, ледокольные услуги, экспедиторские услуги и т.д. Несмотря на то что на Украине уже много лет существуют частные портовые операторы (стивидоры), частные экспедиторские компании и даже частный буксировочный флот, львиную долю из вышеперечисленных услуг оказывают непосредственно государственные предприятия — морские порты.

Оплата по счетчику

Все основные услуги, оказываемые в морских портах, подлежат оплате согласно установленным государством тарифам, платам и сборам. Так, оплата погрузочно-разгрузочных работ в портах осуществляется на основе Сборника тарифов на комплекс работ, связанных с обработкой грузов в портах Украины, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 31 октября 1995 года № 392. За обслуживание судов, поддержание акватории и гидротехнических сооружений взимаются портовые сборы согласно Положению о портовых сборах, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 года № 1544. Лоцманские услуги, услуги службы регулирования судов, швартовочные и буксировочные услуги оплачиваются в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 27 июня 1996 года № 214.

Таким образом, функционирование морских портов подлежит тотальному государственному регулированию. Очевидно, что такое положение дел должно быть связано с особым статусом морских портов на определенных рынках услуг. На вопросы, каков этот статус, и что это за рынки, отчасти отвечает Закон Украины «О естественных монополиях» (Закон). Так, статья 5 упомянутого Закона определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию. В частности, морские порты признаются субъектами естественной монополии в сфере специализированных услуг, согласно перечню, утвержденному правительством Украины. Данный Закон был принят в 2000 году, а перечня до сих пор не существует.

Последующее изучение «рынка» несуществующих в природе «специализированных услуг морских портов» подтверждает практически полное отсутствие его регулирования. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется национальными комиссиями по регулированию естественных монополий. Известно, что на сегодняшний день вопрос о создании независимого регулятора — национальной комиссии регулирования транспорта — только обсуждается. Пока его не существует, функцию регулирования в автоматическом режиме продолжают выполнять Министерство инфраструктуры и Кабинет Министров Украины.

Часть 2 статьи 4 Закона устанавливает, что государственный контроль над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сферах естественных монополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. Казалось бы, если нет перечня специализированных услуг морских портов, то морские порты либо не должны относиться к субъектам естественных монополий, либо у Министерства инфраструктуры и Кабинета Министров не должно быть оснований для осуществления государственного регулирования, в частности, ­регулирования цен на услуги порта по ­перевалке. Но на практике все морские порты, за исключением, почему-то, рыбных, признаны Антимонопольным комитетом Украины субъектами естественных монополий на региональных рынках.

Кроме того, как было отмечено, Ми­нистерство инфраструктуры и Кабинет Министров Украины полностью держат под контролем ценовую политику в отношении всех основных услуг, предоставляемых в портах. В свою очередь, аналогичный вопрос по специализированным услугам аэропортов был урегулирован. Правда, через 10 лет после принятия Закона, постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 2010 года № 590. Возможно, государственные органы власти исходят из того, что морские порты «по умолчанию» занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке. Но тогда возникают вопросы — на каких именно рынках, кто и когда формально определил морские порты монополистами?

К сожалению, это не единственные проблемы, связанные с нормативным регулированием деятельности морских портов или, скорее, с его отсутствием. Функционирование огромной отрасли осуществляется на основе небольшого раздела КТМ Украины, который был принят в далеком 1995-м году на базе еще советского законодательства. Отрасль нуждается в скорейшем принятии специального закона, в «реконструкции» КТМ и замене практически всей подзаконной нормативной базы, регламентирующей портовую отрасль.

ПОЛОВИНСКИЙ Андрей — юрист ЮФ Agreca, г. Киев

Монополия на буксире

Артем ВОЛКОВ,
старший юрист, адвокат ЮФ «АНК»

Специализиро­­­ван­ные ­услуги транспортных тер­­миналов, портов и аэропортов изначально были включены в сферу деятельности субъектов естественных монополий. При этом предполагалось, что перечень таких «специализированных услуг» в течение двух месяцев со дня вступления в силу Закона Украины «О естественных монополиях» утвердит Кабинет Министров Украины, однако этого не произошло до сих пор.

Что касается возможных нарушений антимонопольного законодательства по причине отсутствия перечня «специализированных услуг», то в качестве примера может служить судебный спор Судоходно-буксирной компании «Н» и Морского торгового порта «Ю» о буксирных услугах в акватории порта. По данному делу частная буксирная компания пыталась доказать, что оказание буксирных услуг судовладельцам не является монопольным правом портов, в отличие, скажем, от услуг по лоцманской проводке. Несмотря на то, что суды первой и апелляционной инстанций полностью удовлетворили требования СБК «Н», ВХСУ отменил оба решения и отправил дело на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Одесской области.

Портовые особенности

Алена ЛОСЕВСКАЯ,
партнер ЮФ «Международная юридическая служба»

Утвержден­ный правительством на основании указа Президента Ук­раины от 17 ­но­ября 1998 года №125/98 «О вве­дении лицензирования деятельности хозяйствующих су­бъектов в сфере естественных монополий» перечень специализированных услуг портов ограничивался услугами «по техническому обслуживанию судов», то есть деятельностью, которой всегда занимались судоремонтные, а теперь занимаются и бывшие судостроительные предприятия. Учитывая, что снабжение судов (бункеровка) и сбор отходов не относятся к техническому обслуживанию, следует предположить, что специализированные услуги украинских портов до сих пор никак не регулировались.

Можно надеяться, что в отношении морских портов правительство не будет предпринимать каких-то необ­думанных решений, чего нельзя сказать о речных портах, которые по смыслу подпункта 4.3.18 пункта 4 Положения о Министерстве инфраструктуры Ук­раины, по всей видимости, обречены на то, что к их специализированным услугам будут отнесены причальные, корабельные, якорные и административные.

Несомненно, регулировать деятельность морских портов необходимо, однако подходить к ним с одной меркой, как это, вероятно, допустимо по отношению к аэропортам, представляется неприемлемым. Почти каждый украинский морской порт имеет свои особенности, которые следует учитывать.

Источник: http://yurpractika.com/article.php?id=100102455