Агентирование судна в порту

22 Мар

Публикация посвящена отношениям по поводу агентирования судов. В частности, рассматриваются вопросы, связанные с назначением (номинированием) морского агента, особенностями линейного агентирования, а также исследуется некоторые аспекты договора морского агентирования.

В настоящей публикации морское агентирование рассматривается как институт коммерческого представительства.

В зависимости от формы организации судоходства агент может назначаться как судовладельцем — в линейном судоходстве, так и фрахтователем — в трамповом. В последнем случае возникает обязанность судовладельца оплатить услуги агента, как и в первом случае, впрочем, то есть принципиальной разницы в правовом статусе агента судовладельца и агента фрахтователя нет, за исключением агента тайм-чартерного фрахтователя, при назначении которого может быть одновременно номинирован протектинг-агент. В любом случае агентирование судна начинается еще до захода судна в порт и продолжается после отхода.

Основные контрольные функции линейного агента можно подразделить на операции с судном и операции с грузом. В отношении услуг судну можно выделить контроль применяемых тарифов, а в отношении грузов агент должен обращать особое внимание на степень опасности груза, его упаковку, соответствие условиям международных договоров и т.д.. При контейнерных перевозках линейный агент должен контролировать сохранность контейнеров, их техническое состояние и надлежащее использование. Таким образом, контрольные функции агента имеют важнейшее значение. Кроме агентского вознаграждения он может получать и агентскую комиссию, если выступает в качестве фрахтового брокера.

В настоящее время имеется проформа Стандартного генерального агентского соглашения линейного сервиса — Standard Liner and General Agency Agreement, разработанная ФОНАСБА и рекомендованная БИМКО в 2001 году. Эта проформа достаточно хороша с точки зрения баланса интересов судовладельца и фрахтоваителя. Все функции агента можно свести к 2 основным группам: взаимодействие с властями и с контрагентами принципала. Агентский договор возмездный, двухсторонний, консенсуальный, но может быть и реальным. Особое внимание следует обращать на доказательства заключения договора. «Международной юридической службой» (Interlegal) разработаны Правила портового агентирования.

Авторы: Мирошниченко Н., Чеботаренко А.

Источник: Порты Украины. — 2012. — № 2. — С. 64 — 65.