Состояние и перспективы развития мультимодальных (комбинированных) перевозок в Украине

15 Фев
Глобализация в предшествующие 25—30 лет вызвала бурное развитие мировой международной торговли, что обусловило процессы расширения географии экспортно-импортных поставок, в том числе транзитом через территорию Украины.
Статья посвящена современному положению в деле развития комбинированных перевозок в Украине. Автор уделяет особое внимание факторам, сдерживающим такое развитие, а также намечает пути решения проблем в сфере мультимодальных перевозок, в особенности, в актуальный период времени, до 2020 г.
Признаком наивысшего качества транспортного обслуживания стала доставка товаров (грузов) покупателю (получателю) по принципу “от двери до двери” точно в назначенное время по технологии мультимодальных (комбинированных) перевозок. Развитию таких перевозок способствует расширение географии экспортно-импортных поставок через морские порты Украины.

Для решения проблем, связанных с функционированием интермодальных перевозок, 14.04.2011 создана Ассоциация контейнерных линий Украины. Однако современное состояние развития контейнерных и контрейлерных перевозок в Украине не отвечает стандарту, характерному для мировой торговли.

Среди факторов, сдерживающих развитие мультимодальных перевозок, выделяются:

– недостатки правового регулирования,

– несовершенство тарифной политики,

– экономические и технические перекосы и несоответствия, например, между железной дорогой и морским портом,

– отсутствие развитой сети транспортно-логистических центров и соответствующего института логистических операторов,

– низкий уровень развития объектов инфраструктуры.

Решению проблем в развитии комбинированных перевозок будут способствовать:

– разработка правовой основы для развития смешанных перевозок и реализация положений нормативных актов, в частности, Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения (УМВШ/agn) от 19.01.1996;

– привлечение инвестиций в основной капитал контейнерных (ро-ро) терминалов и модернизация железнодорожно-морских транспортных узлов;

– внедрение автоматизированных систем управления, логистических модулей, развитие сети логистических центров, а также комплексная модернизация всей транспортной инфраструктуры;

– развитие контейнеризации перевозок, в том числе, зерновых грузов и металла, а также совершенствование института операторов смешанной перевозки грузов;

– распространение опыта обработки крупнотоннажного флота в украинских портах и активизация работы украинских судоходных компаний, в частности, с использованием внутренних водных путей, в особенности, рек Днепр, Десна, Буг;

– гармонизация транспортной политики стран-участниц смешанного автомобильно-паромного и железнодорожно-паромного сообщения на территории Черноморско-Азовско-Касписко-Балтийского регионов.

Особое значение имеет Черноморский регион и порт Одессы. При надлежащих усилиях контейнерооборот может составить 3,4 – 3,5 млн. TEU/год.

Автор:  Емельянова О.Ю., старший консультант отдела секторной экономики Национального института стратегических исследований

Источник: Транспорт. – 2012. – № 7. – С. 63 – 68.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *