Setback for Ukraine reforms

31 Янв

В публикации освещается провал реформы портового хозяйства в Украине. Вето, наложенное Президентом на Закон «О морских портах Украины», консервирует ситуацию отсутствия ясности и определенности в правовом регулировании портового хозяйства, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности украинских портов. Артур Ницевич — эксперт в сфере правового регулирования деятельности портов из «Международной юридической службы», г. Киев, не теряет оптимизма. Он считает, что компромисс будет достигнут, и в законопроекте, который будет вновь внесен в парламент, сохранятся основные идеи реформы. Кроме того, в публикации содержится много актуальной информации о портовом хозяйстве Украины, в том числе, статистические данные.

Проект Закона «О морских портах Украины», принятый парламентом в ноябре 2011 г., был заветирован Президентом Украины Виктором Януковичем в начале декабря 2011 г. по причине противоречия его положений действующему законодательству Украины. Борис Колесников, Министр инфраструктуры Украины, заметил, что постановка вопроса о приватизации портов в Украине не имеет смысла, поскольку они уже приватизированы на 35 — 80% и более. Уже во время первого чтения в парламенте, которое имело место еще в 2007 г., стало ясно, что законопроект имеет целью создать ясный правовой режим для всех лиц, осуществляющих свою деятельность в порту, как частных, так и юридических лиц публичного права. Тем большей неожиданностью стало вето Президента Украины, поскольку отсутствие ясности и определенности в вопросах правового регулирования портового хозяйства, имеющееся в настоящее время, создает значительные проблемы в деятельности частных портовых операторов. Принятие Закона должно было создать условия для привлечения значительных инвестиций, так необходимых для развития портовой инфраструктуры, которые вливались бы в порты большими промышленными и финансовыми группами, занимающимися экспортом зерна, стали и химикатов. Это интегрировало бы порты в качестве транспортных и логистических звеньев в деятельность таких групп. Эксперт в сфере правового регулирования портового хозяйства из «Международной юридической службы», г. Киев, Артур Ницевич считает, что экспортеры поддерживают принятие законопроекта, содержащего такие положения, в том числе экспортеры, имеющие правительственную поддержку. По его мнению компромисс достижим, и в новом законопроекте сохранятся основные идеи портовой реформы.

Несмотря на трудности, портовый сектор экономики Украины продолжает развиваться. Так, в порту Ильичевска при поддержке Европейского банка реконструкции и развития осуществляется программа модернизации, стоимостью EUR 38, 6 млн., что позволяет принимать суда вместимостью 8 000 TEU, которые обслуживают линию, организованную фирмой Maersk, и являются наибольшими контейнеровозами, посещающими порты Украины. Объемы обработки контейнеров вывели торговый порт Ильичевска на второе место среди черноморских контейнерных портов после Констанцы, Румыния. Ильичевский морской рыбный порт также приобретает оборудование для обработки контейнеров. Наконец-то заработал частный контейнерный терминал «ТрансИнвестСервис» (ТИС) в порту Южный, где раньше обрабатывались только навалочные грузы, такие как: зерно, уголь и т.п. Контейнерный сервис на терминал ТИС организован также фирмой Maersk.

Источник: WorldCargoNews. — 2011. — December. — P. 18.