Тарифы на ледокольное обслуживание в портах Азова нуждаются в корректировке: Готовь сани летом

3 Июл

Мариупольский филиал Администрации морских портов Украины инициирует пересмотр тарифа на ледокольное обслуживание в портах Азова. Это необходимо для поддержания в рабочем состоянии единственного в Украине ледокола “Капитан Белоусов”, без которого в зимнее время проводки судов в украинские порты Азовского моря могут оказаться под угрозой остановки.

О том как соблюсти интересы ледокола и бизнеса с начальником Администрации
Мариупольского морского порта Игорем Барским беседовала Юлия Медведская. Анализ экономической эффективности ледокольного флота Мариупольского филиала ГП “АМПУ” на протяжении 5 лет доказал, что принцип и уровень ставок на проведение ледокольных работ требуют пересмотра. Для уменьшения финансовой нагрузки на судовладельцев, чьи суда следуют в порт Мариуполь в зимний период, предлагается пересмотреть принцип взимания тарифа, а также решить проблему путем взимания платы в течение года в обоих портах Азовского моря — Мариуполе и
Бердянске.

“Капитанский” стаж ледокола в 2018 г. перевалил за 62 года. для того, чтобы на 100% быть уверенным, что в случае появления на Азове льда он пробьется к очередному каравану судов и доведет их в порт, необходимо ежегодно вкладывать средства в его содержание и ремонты. только в прошлом году администрация порта Мариуполь вложила в доковый ремонт уникального судна около 20 млн. грн. в противном случае он мог лишиться разрешения регистра судоходства и права выходить в море.
Естественно, допустить такого развития событий нельзя ни при каких обстоятельствах. Сейчас порты Мариуполь и Бердянск имеют не только огромное
стратегическое, экономическое и социальное значение для экономики Востока Украины, но и являются залогом присутствия Украины как морской державы в
акватории Азовского моря.
Не секрет, что Азовское море имеет ряд особенностей: наименьшую глубину, низкий объем соли, является самым отдаленным от океана в мире. Его средняя глубина — около 8 м, самые глубокие участки достигают 14 м. При низких температурных режимах воздуха (-3—-12°C) море быстро покрывается ледяным покровом, при этом влияние течений, приливов-отливов вызывает опасное сжатие судов, а торошение
льдов делает передвижение судов в таких условиях опасным. Поэтому без помощи ледокола передвижение транспортных судов становится невозможным, и в этот период вопрос обеспечения безопасности мореплавания стоит крайне остро.
Действующие сейчас тарифы на ледокольное обслуживание уже не покрывают затрат на содержание ледокола. В то же время повышать их нужно крайне осторожно, чтобы не создавать предпосылок для существенного удорожания логистики грузов через Мариуполь и Бердянск, и без того переживающие не
лучшие времена из-за действий РФ.
О том, как соблюсти интересы ледокола и бизнеса, мы пообщались с начальником Администрации Мариупольского морского порта Игорем Николаевичем Барским.
“АМПУ постоянно следит за состоянием ледового флота, поскольку обеспечение безопасности судоходства — одна из главных функций предприятия. Требуют этого и интересы индустриального региона, — рассказывает Игорь Николаевич. — Главный герой в борьбе со льдом на Азове — ледокол “Капитан Белоусов”.
Только для получения ежегодного разрешения регистра судоходства Украины на возможность эксплуатации ледокола каждый год требуется проведение доковых ремонтных работ, стоимость которых составляет от 20 до 30 млн. грн. так, в 2018 г. в ходе ремонта в доке на судне проведено более 100 ремонтных операций. в их числе — дефектация корпуса судна, палуб, набора танков, замена металлоконструкций (около 40 т), ремонт котла, насосов, прожекторов, главных электродвигателей, работы по очистке и окраске корпуса, мачт, палуб, прокладка кабелей, а также трубопроводные работы судовых систем.
Покрытие расходов, связанных с обеспечением зимней навигации, происходит за счет средств, которые взимаются с судовладельцев в виде тарифа, утвержденного приказом Министерства инфраструктуры Украины от 26.12.2013 г. № 1059. На сегодняшний день ставки данного тарифа составляют: в период объявленной ледовой кампании — $0,5/куб. м, а без объявления ледовой кампании, с 1 февраля в течение 30 суток — $0,29/куб. м.
По словам И. Барского, существующие тарифы на услуги по обеспечению проведения ледокольных работ на Азове вызывают вопросы со стороны грузовладельцев и судоходных компаний, осуществляющих транспортировку грузов через порт “Мариуполь”, и не удовлетворяют ни их, ни администрацию Мариупольского морского порта.
Анализ экономической эффективности ледокольного флота Мариупольского филиала ГП “АМПУ” на протяжении 5 лет доказал, что принцип и уровень ставок на проведение ледокольных работ требуют пересмотра. изучение мирового опыта о взимании ледового сбора свидетельствует, что существует два основных принципа формирования этих тарифов. Первый, который действует, в т.ч. и в Украине, предполагает взимание установленного для каждого порта тарифа на услугу по обеспечению проведения ледокольных работ в период объявленной ледовой кампании. По второму принципу, действующему в некоторых зарубежных странах, плата взимается на протяжении всего года с применением двух уровней ставок в зимний и летний периоды.
“Чтобы приблизить ледовые тарифы к реальному уровню затрат на содержание и эксплуатацию ледокола, требуется их повысить. но это приведет к еще большему увеличению финансовой нагрузки на судовладельцев, повышению фрахтовых ставок, потере конкурентоспособной привлекательности порта и, тем самым, — к падению количества судозаходов в порты Азовского моря в зимний период. Учитывая особенности структуры грузопотоков, высокие ставки уже сейчас становятся неинтересными ни для администрации Мариупольского морского порта, ни для участников рынка, — комментирует сложившуюся ситуацию Игорь Николаевич. — для решения данной проблемы мы предлагаем рассмотреть более подробно второй
вариант. Прежде всего расходы на ледокольные работы необходимо распределить на оба наших порта на Азове (Мариуполь и Бердянск) пропорционально условному объему в течение года (без деления на “лето—зима”). В таком случае дополнительная ставка ледового сбора составит $0,029/куб. м.
Существует и другой принцип взимания платы в течение года в портах, согласно которому устанавливаются ставки на так называемые зимний (январь— март) и летний (апрель—декабрь) периоды. Согласно расчетам, для портов Азовского моря зимняя ставка составит $0,045/куб. м, а летняя — $0,013/куб. м”.
Внедрение предложенного принципа взимания ледового сбора в течение года имеет ряд весомых преимуществ:
— судовладельцы получат стабильную и понятную систему расчета расходов. Это позволит избежать колебаний стоимости фрахта в зависимости от времени года;
— администрация Мариупольского морского порта сможет полноценно обеспечивать заход в порты Азова с помощью ледокола, что повысит уровень безопасности судоходства и доверия клиентов без дополнительных затрат, связанных с объявлением ледовой кампании;
— повышение ставки не окажет критического влияния на стоимость перевалки грузов в Мариуполе и Бердянске, но позволит компенсировать расходы, которые несет администрация на содержание, ремонт и эксплуатацию ледокола.
“Для уменьшения финансовой нагрузки на судовладельцев, чьи суда следуют в порт Мариуполь в зимний период, мы предлагаем пересмотреть принцип взимания тарифа, определенного приказом МИУ, и решить проблему путем взимания платы в течение года в обоих портах азовского моря — Мариуполе и Бердянске. Уверен, что новая концепция взимания ледового сбора приведет к созданию благоприятных
условий для привлечения клиентов и повышению эффективности работы Азовских портов”, — подытожил Игорь Барский.

Автор: Ю. МЕДВЕДСКАЯ

Источник: Транспорт. 2019. № 6. С. 29 – 30.