Страхование каско — необходимость доказывания убытков от потери фрахта

29 Ноя

В статье детально рассматриваются вопросы, связанные с доказыванием убытков от потери фрахта при страховании судов каско. Дело в том, что при страховании каско возмещаются не только расходы, связанные с ремонтом судна и другие сопутствующие расходы, как то: по заходу в порт-убежище, на содержание экипажа и судна, но и убытки судовладельцев, менеджеров и операторов судов от потери фрахта.

По договорам страхования потери фрахта обычно компенсируются потери судовладельцев в договорах тайм-чартера в связи с тем, что зафрахтованное судно было выведено из эксплуатации (Loss of Charter Hire). Предъявление претензий фрахтователями возможно, исходя из 2 концепций:

— страхователь производит умножение количества дней нахождения судна в ремонте на согласованную в договоре фрахтования суточную ставку;

— страхователь пытается доказать факт понесенных убытков в общем порядке, то есть к расчету суммы претензии добавляются различные документы: договор фрахтования судна, акты выведения судна из чартера и приемки в чартер, фрахтовые инвойсы, переписку и т.п.

Разумеется, позиция страховщиков, сюрвейров, диспашеров и др. профессионалов — участников рынка морского страхования должна базироваться на правовых основаниях, в частности, на положениях Правил страхования.

Судовладельцы, особенно из стран СНГ, не особенно охотно заключают договора страхования каско на российских условиях, а предпочитают английские или скандинавские правила с английской юрисдикцией и применимым правом.

Американская проформа Loss of Charter Hire Form, SP-40B от 1961 г. также не пользуется популярностью.

Таким образом, автор сосредоточил внимание на российском и английском законодательстве: Гражданском кодексе, Гражданском процессуальном кодексе и Кодексе торгового мореплавания РФ, а также на Законе о морском страховании 1906 г. (MIA 1906). Рассматривается также практика скандинавских страховщиков по оформлению обстоятельств, ведущих к потере фрахта, в частности, исследуется рекомендация о составлении двустороннего акта, в котором отражаются все обстоятельства устранения повреждений от застрахованных рисков, что, по мнению автора, должно, как минимум, избежать споров между страхователем и страховщиком по поводу базовых фактов, которые ложатся в основание решения о выплате и о размере страхового возмещения..

В результате первой концепции действует «механистический подход» — страховщик должен возмещать убытки от потери фрахта просто по договору страхования, что противоречит принципу, в соответствии с которым договор морского страхования имеет компенсационный характер, то есть компенсации подлежат только фактически понесенные, а не только предполагаемые в соответствии с договором страхования убытки.

В заключение автор призывает участников рынка морского страхования и профессиональных морских юристов высказать свои соображения на поднятую ним тему.

Автор: А. Федоров

Источник: Морское страхование. — 2011. — № 4. — С. 52 — 62