Недавно созданная Морская палата Украины среди своих первоочередных задач одной из важнейших обозначила создание Украинского международного реестра судов. Удастся ли в этот раз довести дело до конца?
Таким вопросом задается автор публикации К. Ильницкий. Он приводит статистику морского торгового флота Украины, рассматривает его историю, причины бегства флота от родного флага, а также анализирует уроки РФ. На 1 января 1993 года совокупный дедвейт торгового флота Украины насчитывал 6,177 млн тонн, а на начало 2017 года упал до 384 тыс. тонн. Под флагом иностранных государств работают суда общим дедвейтом около 3 млн тонн, принадлежащие украинским судовладельцам. Все это создает объективные фундаментальные предпосылки для возрождения морского торгового флота под украинским флагом. А без такого флота все разговоры о морской державе применительно к нашей стране – просто пустой звук. Таково мнение автора по существу проблемы.
Настоящая публикация сопровождается следующими комментариями экспертов:
- В. Черниевский, коммерческий директор СК «Укрферри»: Наша компания принимала участие в разработке первого проекта международного реестра в 2001 году. И очень жаль, что проект тогда положили «под сукно». Традиционно всегда возражали министерства экономического блока, желавшие получить максимально возможные средства. Но такой подход, когда делят «шкуру неубитого медведя», как показала жизнь, приводит к тому, что не получают вообще ничего или даже теряют то, что имели.
- А. Волик, заместитель гендиректора СП «Нибулон» по флоту: Если всерьез думать о помощи украинским судовладельцам и украинскому флагу, не правильнее ли в принципе предоставить льготы судам под украинским флагом? Хочу отметить, что в проекте закона о внутреннем водном транспорте, в разработке которого мы принимали участие, определена упрощенная процедура регистрации судов в очень сжатые сроки – буквально за несколько суток.
- А. БОГОМАЗОВ, исполнительный директор СК «Вернал», капитан дальнего плавания: Не уверен, что удастся должным образом прописать законодательную базу для международного реестра. Государство у нас слишком любит все контролировать. А если и удастся, то увидим, как рассядутся в новые кресла очень опытные наши чиновники, с которыми не захочется общаться судовладельцам.
Источник: Порты Украины. – 2018. – № 6. – С. 26 -29.