Таможенный кодекс создаст благоприятные условия для развития предпринимательства

11 Ноя
Верховная Рада Украины приняла Таможенный кодекс. Председатель Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник рассказал порталу ubr.ua о положительных аспектах новой редакции Таможенного кодекса для субъектов ВЭД.

— Игорь Григорьевич, какие основные аспекты нового Таможенного кодекса Вы бы отметили как наиболее значимые с точки зрения позитива для бизнеса? Как изменится процесс таможенного оформления?

— Очень большое внимание уделено использованию современных электронных систем и технологий, позволяющих сократить время прохождения товаров через таможню, минимизировать субъективное влияние на принятие решений и уменьшить количество бюрократических процедур. Новый Кодекс позволяет использовать электронное декларирование всем желающим предпринимателям без всяких ограничений и во всех таможенных режимах. На сегодня возможность использовать процедуру электронного декларирования имеет каждый желающий, поскольку процедура включения в Реестр предприятий, допущенных к электронному декларированию, является простой и прозрачной. Количество субъектов, допущенных к электронному декларированию, увеличилось почти в 20 раз. То есть, если в начале 2011 г. в Реестре насчитывалось 58 предприятий, то на конец октября их уже 1229. В настоящее время всеми без исключения таможнями осуществляется таможенное оформление товаров по электронной ГТД в таможенных режимах импорта, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и транзита, а его участниками являются 292 предприятия Украины. С начала 2011 г. таможнями уже оформлено почти 75 тыс. электронных документов, в том числе 53,5 тыс. электронных предварительных уведомлений, 15 тыс. электронных предварительных таможенных деклараций и 6,5 тыс. электронных грузовых таможенных деклараций. Для полноценного функционирования “Электронной таможни” Президентом Украины было поручено центральным органам исполнительной власти ввести выдачу разрешительных документов, необходимых для осуществления таможенных процедур, в электронном виде. Однако, к сожалению, в настоящее время ни один из 22-х органов государственной власти не предоставляет ГТСУ разрешительные документы в электронном виде. И исчерпывающего перечня определенных новым Кодексом документов, необходимых таможне для таможенного оформления. По предложению ГТСУ в Кодексе предусмотрено представление вместе с таможенной декларацией только счета или другого документа, который определяет стоимость товара, и декларации таможенной стоимости. Другие документы, необходимые для осуществления таможенного контроля и оформления товаров, декларантом не подаются. Сведения о таких документах указаны в ГТД. Декларант обязан будет сохранять такие документы в течение не менее 3 лет и предоставить их таможенному органу по его запросу. В связи с этим предлагается установить необходимость страхования таможенными брокерами собственной деятельности.  Страховая сумма по соответствующему договору страхования не может быть меньше, чем общая сумма налогов, подлежащих уплате по таможенной декларации. Таможенным органам также предоставлено право до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Украины принимать отдельные предварительные решения, в частности по классификации страны происхождения товаров, размещению товаров в определенные таможенные режимы. Декларант имеет право на внесение изменений в таможенную декларацию по увеличению количества товаров, если после завершения таможенного оформления им самостоятельно обнаружены незадекларированные вследствие допущенной ошибки товары. Декларант также может подать неполную декларацию для оформления товаров, если он не обладает точными сведениями о товаре. Условием использования такого права является предоставление декларантом обязательства таможенному органу о представлении дополнительной декларации и необходимых документов в срок не более 30 дней с даты оформления таких товаров.

Время таможенного оформления одной импортно-экспортной операции сокращается с 24 часов до 4 часов. Предприниматели смогут самостоятельно фиксировать в электронных системах таможни дату и время подачи ими таможенной декларации. Должностные лица таможенных органов будут нести персональную ответственность за нарушение срока таможенного оформления. Еще один современный и общепризнанный мировой путь к упрощению таможенного оформления — право таможни осуществлять таможенный контроль после окончания экспортно-импортной операции предпринимателя. То есть пост-аудит контроль. Имея возможность проверить операцию предпринимателя после ее осуществления, товары не задерживаются на таможне в ожидании окончания проверки, а быстро пропускаются. Внедрение системы управления рисками также позволяет сократить время таможенного оформления товаров, повысить эффективность таможенного контроля и избежать безосновательных вмешательств таможенников в экспортно-импортные операции предпринимателей. Это та ситуация, когда компьютер фактически определяет необходимость проведения таможенного досмотра, детального анализа груза или отсутствие такой необходимости. То есть значительно уменьшается человеческий фактор, и таможенник уже не может принимать субъективное решение по собственному усмотрению. Это — переход от тотального к концентрированному и акцентированному контролю.

— Новый Кодекс вводит в Украине специальные упрощенные таможенные процедуры для добросовестных предпринимателей?

— Украинские предприниматели, которые длительное время работают на рынке, не имеют задолженностей и не допускают существенных правонарушений, а также имеют квалифицированный персонал, смогут получить статус уполномоченного оператора экономической деятельности. В настоящее время функционирует ограниченный по форме и процедуре применения механизм применения “режима наибольшего благоприятствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности”. Лица же, которые получили этот статус, будут иметь одно из разрешений на упрощение таможенных процедур: упрощеие таможенного контроля в отношении надежности и безопасности или упрощение таможенных процедур и таможенного контроля в отношении надежности и безопасности. Кодекс также позволяет предпринимателям самостоятельно выбирать таможню, в которой они будут декларировать товары. Такой шаг, с одной стороны, позволит предпринимателям снизить затраты на перевозку: после пересечения границы эти товары можно сразу везти в адрес конечного потребителя, “по дороге” заехав в ближайшую таможню для их таможенного оформления. А с другой — создаст “конкуренцию” между разными таможнями. Мы ожидаем, что такая “конкуренция” будет способствовать повышению уровня квалификации должностных лиц таможен и росту показателей качества предоставляемых ими услуг. А еще предприниматели смогут не тратить время на проведение классификации большого количества различных наименований товаров, как,  например, автомобильных запчастей. Предприниматель по своему желанию может задекларировать все эти запчасти под одним товарным кодом, которому будет соответствовать наибольшая ставка пошлины.

— В новом Кодексе особое внимание уделено и вопросу определения таможенной стоимости.

— Да. Определен исчерпывающий перечень документов, которые таможня имеет право получить от предпринимателя. Предусмотрено максимальное использование основного метода определения таможенной стоимости — по цене сделки. Переход на другие методы четко регламентирован. Новый Кодекс устанавливает жесткие временные ограничения на изучение должностными лицами таможен представленных документов и принятия соответствующих решений.

— И касательно борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил…

— Новый Кодекс освобождает предпринимателей от ответственности за допущенные ими непреднамеренные ошибки, введено урегулирование вопросов нарушений таможенных правил на основе компромисса. Новое понятие “Компромисс в таможенном деле”. Это установление случаев, когда при выявлении нарушения таможенных правил товары могут быть пропущены через таможенную границу Украины до завершения рассмотрения дела об этом нарушении. Но это при условии, что такие товары не подлежат конфискации и не потребуются в дальнейшем в процессе производства по делу или в случае, когда декларант уплачивает все налоги или представляет гарантию их оплаты. Кроме того, декриминализирована товарная контрабанда, то есть, переведена из разряда уголовных преступлений в состав административных правонарушений. Сокращен перечень видов нарушений таможенных правил и изменено взыскание, применяемое за их совершение. Установлено 18 видов правонарушений, за совершение 5 из которых предусмотрено взыскание в виде конфискации (для сравнения: старым Таможенным кодексом было предусмотрено 27 видов правонарушений, за 11 из которых предусмотрено взыскание в виде конфискации). Изменены правила изъятия транспортных средств в связи с нарушениями таможенных правил. Сохранилось только 3 случая, когда такие транспортные средства могут быть конфискованы. Это может произойти, только когда на них перевозились запрещенные к ввозу в Украину товары, когда эти транспортные средства перемещались между пунктами пропуска, и когда в транспортных средствах специально изготовлены хранилища. В других случаях транспортные средства коммерческого назначения изъятию не подлежат. Кроме этого, в целях недопущения необоснованных задержек транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, владельцам транспортных средств предоставляется право выгружать товары на склады временного хранения в зоне деятельности таможен назначения без согласия импортера. В настоящее время владельцы транспортных средств и водители являются заложниками импортеров, использующих транспортные средства как “склады на колесах”.

— Отдельный вопрос — ответственность должностных лиц таможни.

— Новый Таможенный кодекс существенно расширяет права предпринимателей в части обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Новеллой Кодекса является определение правил, по которым ущерб, причиненный предприятию неправомерными действиями должностных лиц таможенного органа при проведении проверки, возмещается за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном законом.

По материалам UBR.ua

Источник: Транспорт. – 2011. – № 45. – С. 64 – 66.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *