Слот-чартер в таможенном деле

28 Окт
Статья освещает причины появления, понятие и особенности нового вида договора морской перевозки груза, получившего название слот-чартер. Также в статье анализируются основные положения проформы слот-чартера под кодовым названием “SLOTHIRE”, используемой в международном торговом судоходстве.
Перевозка генеральных грузов морем в современных условиях немыслима без использования контейнеров. Однако контейнерная революция принесла не только выгоды, но и создала некоторые проблемы, в частности, с возвратом порожних контейнеров, который достигает в объеме грузопотока величины порядка 15%. В настоящее время контейнерные перевозки распространяются и на сыпучие, жидкие и др. грузы. Техническая революция создает новые формы договоров, в частности, слот-чартер.  Слот-чартер — это договор, по которому одна сторона (заказчик), за плату арендует определенное количество контейнеровместимости (слотов) на контейнеровозе, а другая сторона (перевозчик) обязана предоставить для перевозки грузов в контейнерах место на судне. Правовая природа слот-чартера представляет собой некую смесь тайм-чартера и рейсового чартера. Кроме судовладельца и грузовладельца в отношениях по поводу фрахтования участвует также фрахтователь слотов. Первая проформа слот-чартера была разработана и рекомендована БИМКО
в 1993 г. и носит кодовое название “SLOTHIRE”. Эта проформа разработана специально для линейного судоходства. Проформы слот-чартеров разрабатываются также крупными перевозчиками и экспедиторами, например: Maersk Line/HLAG, CMA CGM, CP Ships. Суда, используемые для перевозок по слот-чартеру, должны иметь полное страховое покрытие КАСКО и Р&I клуба. Только с предварительного разрешения судовладельца в слот-чартерной перевозке могут участвовать неконтейнерные грузы, контейнеры нестандартных размеров, опасные, в том числе радиоактивные, грузы. Одним из самых сложных условий слот-чартера является распределение ответственности между судовладельцем и фрахтователем при предъявлении претензий грузовладельцев по несохранной перевозке груза. Дискуссионным является вопрос о возможности ограничения ответственности
слот-чартерного фрахтователя перед грузовладельцами. В результате детального исследования правовой природы слот-чартера автор приходит к выводу о том, что слот чартер нельзя свести ник тайм-чартеру, ни к рейсовому чартеру.
Автор: Л.И. Пашковская, к.ю.н., ассистент кафедры морского и таможенного права НУ ОЮА
Источник: Митна справа. – 2011. – № 4. – С. 10 – 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *