“Единое окно”: в многообразии единство

10 Июн

Развитие “единого окна” (ЕО), как правило, это масштабное мероприятие, связанное с созданием взаимосвязей и обменом информацией между таможенными органами и другими государственными ведомствами, ответственными за торговлю, а также торговым сообществом. Поэтому обычно осуществляется на основе поэтапного подхода.
Успешная реализация “единого окна” в целом больше сосредоточивается на упрощении и управлении изменениями, а не на технических решениях.

В настоящей публикации рассматривается концепция ЕО применительно к таможенному делу, Информационной системе портового сообщества, а также морскому ЕО.

Модели “единого окна” в значительной степени варьируются в разных странах в зависимости от степени готовности и приоритетов. Они включают такие
системы, как е-Таможня, e-Freight, системы Портового сообщества и правительственные системы “единого окна”, которые связывают учреждения на национальном и региональном уровнях.
Развитие среды национального “единого окна” требует сильной политической воли, участия и лидерства государственных органов в управлении процессом создания благоприятных условий для функционирования “единого окна” и платформ заинтересованных сторон, в том числе разработки политики, законодательства, стандартов, управления изменениями и взаимодействием с существующими системами.
Многие развитые страны не реализовали национальную концепцию “единого окна”. Но наоборот развивали разновидности сетей “единого окна”, в частности систем портовых сообществ и таможенных “единых окон”, морских, которые в настоящее время успешно используются для поддержания эффективной работы логистического сектора.
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой “единое окно” имеет успешную историю. Многие из этих стран внедряют государственные
“единые окна”, которые обеспечивают пользователям доступ к таможенным и другим государственным учреждениям для упрощения процедур экспорта и
импорта.
В этом контексте нашим главным отличием от развитых стран можно считать то, что у нас внедрение “единого окна” является толчком для более фундаментальной работы — работы по упорядочению и стандартизации процедур, тогда как в ведущих странах мира это уже достигнуто эволюционным путем.
Влияние состояния организационной, технической состоятельности государственных институтов при выполнении контрольных функций, деятельности субъектов, участвующих в различных технологических процессах обработки грузов в морских портах Украины, особенностей и специфики инфраструктуры портов является естественным, обусловленным объективными факторами, присущими международным портам разных стран мира.
В условиях Украины сегодня — это три модели, которые направлены на упрощение процедур торговли в транспорте, торговле и логистике.
ТАМОЖЕННОЕ “ЕДИНОЕ ОКНО” (ПКМУ 364)
В соответствии со ст. 33 Таможенного кодекса Украины постановлением КМУ от 25.05.2016 г. № 364 “Некоторые вопросы реализации принципа “единого окна” при осуществлении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов государственного контроля” утвержден Порядок информационного обмена между органами доходов и сборов, другими государственными органами и предприятиями по принципу “единого окна” с использованием электронных средств передачи информации.
Действие ПКМУ 364 распространяется на операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, подлежащих таможенному и другим видам
государственного контроля, и по вывозу таких товаров за пределы таможенной территории Украины.
В то же время действие не распространяется на каботажные перевозки товаров в свободном обращении и товаров, ввозимых/вывозимых в/из портов под таможенным контролем, а внедренная Информационная система предназначена исключительно для взаимодействия органов доходов и сборов, государственных контролирующих органов и не предусматривает обмен информацией между субъектами хозяйствования, а указанный порядок применяется только в некоторых морских портах.
То есть, внедренная Информационная система не позволяет осуществлять обмен информацией между морским агентом, портовым оператором,
экспедитором, перевозчиком и т.п.
Суть такого обмена значительно шире, чем таможенный контроль и оформление, и регулируется целым рядом других нормативно-правовых актов.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОРТОВОГО СООБЩЕСТВА (ИСПС, ИЛИ ПОРТОВОЕ “ЕДИНОЕ ОКНО”)
Постановлением КМУ от 3.07.2013 г. № 553 внесены изменения в постановление КМУ от 21.05.2012 г. № 451 “Вопросы пропуска через государственную границу лиц, автомобильных, водных, железнодорожных и воздушных транспортных средств перевозчиков и товаров, перемещаемых ими” и определено понятие Информационной системы портового сообщества.
Построение Информационной системы портового сообщества происходит с учетом международного опыта ведущих морских портов, в которых уже действуют аналогичные системы, и рекомендаций Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций № 33 (2005 г.), № 34 (2011 г.), № 35 (2010 г.).
Проект ИСПС в Украине координируется Межведомственной рабочей группой, в состав которой вошли представители власти и бизнеса. Экспертную помощь по проекту оказывает Европейская экономическая комиссия ООН.
Целью ИСПС является минимизация бумажного документооборота при выполнении всех операционных процедур в порту, связанных с обработкой судов, оформлением грузов, контролем безопасности за перемещением товаров и транспортных средств запределы порта, ускорением и упрощением процедур
контроля без ущерба их формам, размерам, установленным законодательством, и качеству.
Обеспечивается выполнение процессов, операций и формальностей, необходимых для обработки транспортных средств и грузов в морских международных пунктах пропуска.
Практический опыт оформления документов с использованием ИСПС подтверждает, что субъекты хозяйствования и государственные органы при применении только одного из модулей системы — электронного наряда, получили мощный механизм для последовательного внедрения упрощений транспортных операций и контрольных процедур на различных технологических этапах обработки внешнеэкономических грузов в порту, что обусловливает актуальность и необходимость ее внедрения в портах Украины, с максимальным распространением на процессы прохождения формальностей.
МОРСКОЕ “ЕДИНОЕ ОКНО”
В то же время Администрация морских портов Украины принимает меры для внедрения информационной системы “Морское единое окно” государственной формы собственности на основе Директив ЕС 2010/65, 2002/59 и Поправки 2016 г. к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г.
Целью Морского “единого окна” является упрощение и гармонизация административных процедур путем рационализации формальностей по предоставлению сведений и передачи информации в электронном виде при перевозке с использованием объектов морского транспорта (морской сегмент цепи поставок).
Изменения, произошедшие в национальном законодательстве в сфере электронного обмена информацией и электронного документооборота, наличие правовых оснований для электронной цифровой подписи, электронного декларирования товаров, приобретение практического опыта в прохождении таких формальностей субъектами внешнеэкономической деятельности в свое время объективно обусловили необходимость внедрения эффективной Информационной системы портового сообщества, которой и является ИСПС для портов Украины.
Как указано в документе ЕЭК ООН “Объединяя международную торговлю: единые окна и цепи поставок в следующем десятилетии”, системы портовых сообществ признаны наиболее передовым методом для обмена информацией в рамках единой или национальной инфраструктуры портового сообщества. СПС нацелены на обеспечение однократного предоставления данных, а также на развитие инфраструктуры и взаимосвязи, деятельности в областях нормативно-правовой базы, стандартизации и гармонизации в международной торговле. СПС обеспечивают синергию портового сообщества с плотно интегрированной
системой, которая включает в себя экспорт, импорт, транзитные перевозки, консолидацию, опасные грузы и морскую статистическую отчетность.

Сегодня СПС — “единое окно” портов. Европейская история отличается от азиатской истории. В Европе портовые системы, “единые окна” развивались в течение последних 30 лет. “Единые окна” разрабатывались не как таможенное “единое окно”, а для управления в портах и цепями поставок. Сегодня настало время для интеграции систем портовых сообществ в Национальное “единое окно”.
Там, где процессы не автоматизированы, СПС идеально подходит для формирования основы, в т.ч. и основы Национального “единого окна”. А при наличии — интеграция может создать оптимальные выгоды для всех заинтересованных сторон. Расходы правительства будут минимальными. К СПС можно подключать аэропорты, морские порты или внутренние водные пути и оформление таможенных деклараций на выезд за пределы пунктов пропуска. В государственном “едином окне” существуют отношения B2G, G2B.
Однако важно не забывать о необходимости взаимоотношений B2B. Государственные учреждения не могут управлять процессами B2B, и это не будет принято частным сектором. Поэтому в государственном “едином окне” нет полной интеграции, а СПС представляет собой и Портовое “единое окно”, и шлюз к правительственному “единому окну”, которое управляет процессами правительственных органов.
ВЫВОДЫ
С целью обеспечения международных обязательств Украины и перехода на современные методы ведения торговли и бизнеса необходима координация
усилий вышеупомянутых инициатив при поддержке правительства, в т.ч. на основе наработок ЕС и таких межправительственных органов, как СЕФАКТ ООН,
при сотрудничестве с ВТО, ВТамО, IМО, ЮНКТАД и бизнес-сообществом.
Сегодня происходит не конкуренция экономик, а конкуренция цепей поставок. И тот, кто показывает лучший результат, — тот показывает лучший рост
экономических показателей.
Лучших результатов без применения инновационных решений (таких, каковыми являются разновидности “единого окна”, которые реализуются в Украине)
достичь сегодня практически невозможно. Разумно и логично в этом плане было бы не продолжать распылять усилия и ресурсы по различным проектам, двигаясь все равно к одной и той же цели — Национальному “единому окну”, а консолидироваться вокруг этой цели, соответствующим образом координируя свои действия.
Центральным элементом в дальнейшей работе должно быть создание дорожной карты для разработки Национального “единого окна” и автоматизация процессов цепей поставок.
Главные стратегические цели — это:
— стать узловой точкой в международной торговле по транспортным коридорам;
— соответствовать стандартам безопасности и упрощения процедур торговли;
— повысить собираемость налогов;
— создать благоприятные условия для экономической конкурентоспособности портовых операторов;
— повысить конкурентоспособность страны (рейтинг в международной торговле и инвестиционном климате).
Ключевые преимущества:
— снижение стоимости и времени на проведение торговых и логистических операций;
— повышение эффективности портовой логистической цепи;
— автоматизация процедуры таможенного оформления товаров;
— повышение прозрачности в отношениях государства и бизнеса.
Для этого необходимо:
— в мероприятиях различных инициатив “единого окна” в таможенных, морских и портовых системах реализовать интероперабельность (взаимодействие) этих систем в рамках цепи поставок от поставщика к получателю через представление и обмен информацией и документами в виде электронной записи на базе существующих стандартов и форматов. (Как нам известно, такое решение было принято на заседании МРГ еще в 2013 г. и почему-то не было выполнено);
Выполнение этого пункта даст толчок реализации инициативы ЕС и стран Восточного партнерства по гармонизации цифровых рынков и развитию цифровых транспортных коридоров, к которым присоединилась Украина. Именно это позволит присоединиться и реализовать систему Track & Trace для бизнеса и
контролирующих органов, начатую в ЕС между СПС разных стран.
— рассмотреть и ввести дополнительные механизмы для упрощения финансирования начинания и внедрения Национального “единого окна”, в т.ч. через международную техническую и финансовую помощь.
Правительство Украины концентрирует усилия для поддержки ведения бизнеса и улучшения бизнес-климата, возрождения украинской промышленности и завоевания новых рынков, что будет способствовать привлечению новых инвестиций.
Премьер-министр отметил: “Мы должны видеть новые рабочие места, новый продукт, заработную плату людям, налоги в государство. И мы активно создаем механизмы для этого. Наша задача как правительства — каждая гривня, которая инвестируется в экономику Украины, каждый доллар или евро, должны быть успешными. Тот, кто хочет вкладывать, должен знать, что это безопасно для него”.
Такой путь является наиболее эффективным методом быстрой модернизации при значительном снижении рисков и очевидном положительном эффекте,
который отражается в росте ключевых показателей работы портов и расширении их технических возможностей и конкурентоспособности.
Автор: А. ФЕДОРОВ

Источник: Транспорт. – 2017. – № 5. – С. 64 – 66.