В АМПУ озвучили планы на 2017 г.

10 Апр

16.03.2017 г. и.о. главы Администрации морских портов Украины (АМПУ) Райвис
Вецкаганс представил широкой отраслевой общественности план приоритетных
действий АМПУ на 2017 г.
По словам и.о. главы АМПУ, приоритетными направлениями ведомства в
2017 г. станут: модернизация и развитие портовой инфраструктуры, создание
условий и механизмов для привлечения инвестиций, обеспечение равных и конкурентных условий для бизнеса в морпортах Украины, работа по усовершенствованию отраслевого законодательства и систем управления предприятием.

Модернизация и развитие портовой инфраструктуры
По данным Р. Вецкаганса, в 2017 г. запланированный Ассоциацией морских портов Украины объем капитальных инвестиций составляет почти 3,51 млрд грн. В т.ч. запланированы капинвестиции в 6 причалов (929,8 млн грн.) и в 4 проекта дноуглубления в двух морпортах — “Черноморск” и МТП “Южный”. При этом, как отметил глава АМПУ, в 2016 г. АМПУ было реализовано всего 650 млн грн. капитальных инвестиций — 25% от плана.
Р. Вецкаганс отметил, что дноуглубление морпорта “Черноморск” связано в т.ч. с энергетической независимостью Украины — рассматривается возможное направление в порт грузопотока импортного угля для поддержания энергетической отрасли государства. Выполнение данной задачи (планируемый
объем перевалки импорта угля на 2017 г. — 4,8 млн т) связано с определенными сложностями: существующие перегрузочные портовые мощности энергетических грузов ориентированы на осуществление экспортных отправок. “Когда меняется геополитическая ситуация, нам нужно пересматривать технологические возможности”, — отметил руководитель АМПУ.
При этом Р. Вецкаганс подчеркнул, что современная логистика по насыпным грузам более экономична, когда используются большие судна типа Panamax или большегрузные суда типа “кейпсайз” и выше. “К сожалению, сегодня МТП “Южный” не может принять такие суда. Но в ближайшей перспективе мы сможем дноуглубить и МТП “Южный”, и порт “Черноморск”, и можно будет решить эту задачу”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Р. Вецкаганс добавил, что АМПУ поставила перед дноуглубителями задачу предоставить варианты развития собственного флота. Цель — доведение до паспортных и поддержание глубин в морпортах собственными силами. “Думаю, это будет более эффективно с точки зрения себестоимости и снимет вопрос, связанный с проведением тендеров”, — убежден Р. Вецкаганс.
Отвечая на вопрос о том, планируются ли какие-либо работы в Николаевском морском порту, заместитель главы АМПУ Николай Полторацкий сообщил, что в т.г. запланировано доведение глубин порта до паспортных, на что предусмотрены инвестиции в объеме 130 млн грн.
Отдельным объектом рассмотрения стал процесс строительства причалов в украинских портах. Р. Вецкаганс охарактеризовал его как неудовлетворительный.
“Как я вижу решение задачи — расширение рынка именно по привлечению строительных компаний… Поэтому мы с командой планируем 4 апреля т.г. на
площадке ACC провести презентацию по проектам развития и реконструкции всех гидротехнических сооружений”, — отметил Р. Вецкаганс.
И.о. главы АМПУ отметил наличие серьезных проблем и в области модернизации портовой инфраструктуры. В частности, он упомянул о болезненной ситуации, связанной с обязательствами АМПУ перед инвесторами по строительству волнореза в рамках реализации проекта контейнерного терминала на
Карантинном молу Одесского морпорта.
Для решения данной проблемы АМПУ проведены переговоры с государственным секретарем Министерства транспорта ФРГ и руководством KfW (Немецкий государственный банк развития) о возможности привлечения кредита: для строительства волнореза Карантинного мола и дноуглубления на Ланжероновской гавани до 15 м необходимо привлечь кредит в размере EUR50 млн. “Думаю, что мы успешно наметили план действий для решения этой задачи”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Создание условий и механизмов для привлечения инвестиций
Говоря об условиях привлечения инвестиций, Р. Вецкаганс сообщил, что в 2017 г. АМПУ запланировала применение международных стандартов контроля в процессе строительства объектов портовой инфраструктуры (FIDIC), что позволит иностранным дноуглубительным компаниям заходить на украинский рынок, а компаниям-инвесторам — быть уверенными в прозрачности процессов тендерных закупок.
Внимание также будет уделяться вопросу подготовки к аудиту Международной морской организации (IMO, International Maritime Organization) и обеспечению безопасности мореплавания.
Еще один момент, на котором акцентировали внимание в АМПУ, — это документное закрепление партнерских отношений с потенциальными инвесторами в морских портах и подготовка предложений относительно Порядка компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры.
“Наша задача — запустить задекларированные инфраструктурные и инвестиционные проекты, чтобы эти действия увидел украинский и иностранный бизнес. Мы ставим перед собой цель равномерно развивать порты во всех регионах для сбалансированной работы транспортной системы и меняться в соответствии с требованиями времени. И уже в этом году мы увидим первые результаты стартовавшей работы”, — отметил Р. Вецкаганс.
Более того, АМПУ надеется утвердить финплан на 2017 г. до мая т.г. “В ближайшее время АМПУ подаст в Мининфраструктуры финплан и стоит задача утвердить его до мая т.г.”, — отметил и.о. главы АМПУ.
Обеспечение равных и конкурентных условий для бизнеса в морпортах Украины
Начальник юридической службы АМПУ Светлана Письмак отметила, что на сегодняшний день еще не определены границы портов. “Это самая важная основа законов… На сегодняшний день совместно с Мининфраструктуры начата работа по сбору информации от всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в морском порту, для уточнения границы порта”, — отметила С. Письмак.
Начальник отдела стратегического развития АМПУ Владимир Шемаев рассказал, что часть работы, которая будет выполнена в 2017 г., — это распределение правильного баланса между государственными стивидорами и филиалами АМПУ.
Так, в АМПУ пообещали поддерживать паспортные глубины на подходных каналах и в акваториях морпортов (8,7 млн куб. м в год), а также пересмотреть объекты на балансах АМПУ и государственных стивидорных компаний — морских торговых путей, в том числе с целью определения объектов портовой инфраструктуры, которые могут быть переданы в концессию в составе имущества комплексов.
Усовершенствование отраслевого законодательства и систем управления предприятием
Говоря об усовершенствовании отраслевого законодательства, начальник отдела стратегического развития АМПУ В. Шемаев сообщил, что первая позиция в списке задач (второй квартал т.г.) — инициирование подготовки изменений в закон о Специальной экономической зоне (СЭЗ) Рени в соответствии с положением Закона Украины “О морских портах Украины” и функционалом АМПУ. “Это желание — определение и формирование СЭЗ в порту — по моему опыту имеет огромный приоритет в развитии конкретно порта… Это один из вариантов управления стратегическими активами более быстро”, — отметил В. Шемаев.
Вместе с тем, в третьем квартале 2017 г. АМПУ планирует совместно с Всемирным банком разработать методику формирования ставок портовых сборов.
“Этот вопрос уже в процессе. На основании финплана на 2017 г. и понимания инвестиций на будущие периоды на основании методики, которую выработал Всемирный банк, ведем работу для того, чтобы в ближайшее время предложить отрасли новую политику портового сбора”, — заявил В. Шемаев.
Вдобавок, по данным АМПУ, на первый квартал т.г. запланировано утверждение новой структуры АМПУ, в том числе переезд в Киев. В третьем квартале АМПУ будет внедрять электронный документооборот в системе.
Генеральный директор Ассоциации “Портовое сообщество” Василий Зубков также акцентировал внимание на том факте, что АМПУ будет развивать обмен данными. “Сейчас уже создана и внедрена система, которая работает в портах, — ИСПС… Как вы считаете, эту систему нужно развивать?”, — спросил В. Зубков.
Отвечая на вопрос, Р. Вецкаганс сообщил, что такая система должна быть. “Но мое видение — эта система должна быть в управлении и собственности АМПУ. Мы на сегодняшний день разрабатываем техзадание, разрабатываем варианты, чтобы либо сделать такую систему собственную, либо приобрести ту, которая есть”, — заявил и.о. главы АМПУ.

Автор: И. РОСЛИК

Источник: Транспорт. – 2017. – № 3. – С. 36 – 38.