Нерешаемая проблема?

13 Окт

Статья посвящена вопросам, связанным с лоцманской проводкой судов, а также правовым статусом лоцмана и разграничением ответственности лоцмана и капитана судна. Автор детально анализирует правовые проблемы лоцманской проводки с привлечением многочисленных примеров из практики.

По общему мнению специалистов, правовые нормы, регулирующие отношения по поводу лоцманской проводки, нуждаются в серьезном пересмотре. Главная проблема – возмещение ущерба при аварийном морском происшествии во время лоцманской проводки судна. Эта проблема рассматривается в двух основных аспектах: отношения капитана судна и лоцмана после принятия лоцманом судна под проводку и отношения между заинтересованными лицами после аварийного происшествия, в частности, при обязательной лоцманской проводке.

Устоявшееся представление о лоцмане как советчике капитана судна в существующих реалиях морской практики утратило свой смысл. В большинстве портов мира лоцман является не советчиком капитана, а лицом, которое осуществляет судовождение на участках обязательной лоцманской проводки судов. При проводке судов по Кильскому каналу лоцман поднимается на борт даже со своими работниками – рулевыми. Естественно, при маневрировании судна на сложных участках оперативное командование переходит к лоцману. Таким образом, фактически управляя судном, лоцман и должен отвечать за безопасное поведение судна. Это не означает, что капитан судна отстраняется от управления ним. Он лишь делегирует лоцману часть своих полномочий. Нормы Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации не отражают реально существующие на практике отношения, поскольку не учитывается непосредственное управление движением судна путем отдачи лоцманом соответствующих команд, а не рекомендаций. Особые сомнения возникают в связи с правом капитана судна принять на себя управление безопасным движением судна и отказаться от услуг лоцмана на участках, где лоцманская проводка обязательна. Таким образом, можно сделать заключение о том, что судовождение – одна из составляющих управления судном, которая передается капитаном лоцману на период лоцманской проводки. Технологические достижения современности повлекли за собой изменение роли морского лоцмана.

В настоящее время значительно увеличилась интенсивность судоходства и размеры судов. В таких условиях портовые власти должны обеспечить безопасную навигацию и установление правил лоцманской проводки в порту, в том числе условия обязательной лоцманской проводки судов. Вопрос об ответственности при лоцманской проводке осложняется множественностью заинтересованных субъектов. Портовые власти, государство, лоцманская служба, судовладелец, экипаж судна, третьи лица, которым причинен вред, – далеко не полный перечень таких субъектов. Ответственность, которая может быть возложена на лоцмана, не может гарантировать возмещение убытков, которые могут быть причинены его деятельностью. Кроме того, риски лоцманов не подлежат страхованию, например, в Португалии. Английский Закон о лоцманской проводке (1913 г.) налагает ответственность за вину обязательного лоцмана на судовладельца в отношении претензий, заявляемых третьими лицами. Выходит, что государство, навязывая обязательную лоцманскую проводку, не возлагает бремя ответственности на лоцмана за совершенные ним ошибки. Некоторый позитивный сдвиг в осмыслении этой проблемы наметился в деле судна “SEA EMPRESS”. В этом деле судом был наложен штраф в размере USD 6 млн. на порт MILFORD HAVEN, поскольку была установлена вина портового лоцмана в неправильном управлении судном при заходе в порт, что причинило значительный разлив нефти в результате посадки судна на мель. Лицензирование лоцманской деятельности было перенесено с Ассоциации лоцманов (Trinity House) на портовые власти, представляющие собой государственную власть. Руководство лоцманской деятельностью возлагается на Управление порта. Так была признана неприемлемой независимость лоцманов. На порты, ответственные за подготовку лоцманов и выступающие в роли их нанимателей, возлагается ответственность за деятельность лоцмана.   Планируется ввести обязательное страхование лоцманских рисков.

В истории морского права, а именно в Олеронском праве, – источнике, восходящем к ХІІІ в., были положения, которыми предусматривалась ответственность лоцманов. Современное законодательство не всегда придерживается здравого смысла в решении вопросов об ответственности лоцмана, что не может быть признано удовлетворительным положением вещей в этой сфере. Конечно, работа лоцмана связана с повышенным риском, но мизерная ответственность лоцманов становится тормозом в деле правового обеспечения безопасности мореплавания. Стремительное развитие современных морских технологий должно обеспечиваться и сопровождаться соответствующим развитием правового обеспечения морского предпринимательства.

Автор: В. Сергиенко

Источник: Морское обозрение. – 2011. – № 3. – С. 2 – 6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *