Систему подготовки и дипломирования моряков хотят изменить: Специалисты Администрации морских портов и волонтеры начали реформы в сфере подготовки и дипломирования моряков

10 Июн

В Украине начинают формировать единый Реестр документов моряков. Это начальный этап реформы в сфере подго­товки и дипломирования. а также выдачи удостоверений моряков. В результате систе­ма должна стать более простой, надежной и предсказуемой. А надзорные функции, которые сейчас распылены между разны­ми ведомствами, должны перейти под кон­троль единого субъекта. В конечном счете отвечать за подготовку и дипломирование моряков, а также выдачу удостоверений личности, будет Морская администрация.

Учет и контроль

С 1 апреля в Украине начинают вне­дрять обновленное программное обеспе­чение — Реестр документов моряков. В нем будет накапливаться информация о полу­чении моряками дипломов и свидетельств в морских учебных заведениях; о резуль­татах прохождения оценки компетентно­сти в государственных квалификационных комиссиях (ГКК), создаваемых инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков (далее — ИПДМ); а также данные о выданных капитанами морских портов квалификационных документах.

Распорядитель Реестра документов и его администратор — ИПДМ. Контроль за обучением моряков, согласование программ и планов обучения (как командного соста­ва, так и судовой команды) осуществляет Министерство образования и науки. При этом контроль за подготовкой моряков по выпол­нению требований Международной конвен­ции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года осуществляет Укртрансбезопасность. Ведомство проводит осмотры таких учебных заведений, выдает им протоколы о соответствии требованиям конвенции и включении одобренных учебных заведений в перечень, который утвержда­ется приказом Мининфраструктуры. Все морские учебные заведения, которые го­товят моряков по результатам сдачи слу­шателями экзаменов, направляют в Реестр документов информацию о выданных ди­пломах и свидетельствах.

Сейчас, пока реестр еще только форми­руется, процедура получения квалификаци­онного документа после прохождения обу­чения может занимать до 20 рабочих дней, ее сроки не регламентированы. Моряк по­лучает квалификационный документ только при условии предъявления документа, удо­стоверяющего личность, и расписывается в бумажном журнале. Еще более неприятная ситуация с оформлением и выдачей удосто­верений личности моряка (УЛМ). Перечень необходимых для его выдачи документов законодательно не определен, то есть та­кой перечень документов определяется по усмотрению капитана морского порта или представителя ГКК. Сроки выдачи / прод­ление УЛМ законодательно не определены и составляют от трех до 48 рабочих дней.

Проблемы и решения в сфере подготовки и дипломирования моряков

Сейчас в сфере подготовки и дипло­мирования моряков существует целый во­рох проблем. Работу учебных заведений по профессиональной подготовке моря­ков не контролируют Мининфраструктуры, Укртрансбезоласности. Сроки предоставле­ния услуг по оценке компетентности при про­хождении ГКК неопределены. Отсутствует возможность получения срочных услуг по оценке компетентности и дипломированию моряков. Негде обжаловать нарушение сроков предоставления услуг. Различные субъекты предоставляют услуги по оцен­ке компетентности и дипломированию мо­ряков. Отсутствует контроль злоупотре­блений и соблюдения сроков оформления и выдачи квалификационных документов моряков. Нет согласованного механизма взаимодействия учебных заведений, госу­дарственных квалификационных комиссий и дипломно-паспортных подразделений с Реестром документов моряков. Не соз­дан единый субъект, отвечающий за полный процесс подготовки, оценки компетентности и дипломирования моряков. Отсутствуют отношения со связанными министерствами (Минобразования, Минздрав, Министерство социальной политики) в вопросах контроля за подготовкой моряков.

Чтобы исправить ситуацию в сфере под­готовки моряков предлагаются следующие изменения в нормативные акты:

| Расширить функциональные возможности Реестра документов мо­ряков путем дополнения программ­ного обеспечения следующими модулями:

  • обеспечивающими непосредственное вза­имодействие учебных заведений с ре­естром для контроля за процессом обу­чения и подготовки;
  • выполняющими функции архива доку­ментов моряков. Скан-копии документов будут добавляться в Реестр, чтобы хра­нить истории каждого моряка. Это упро­стит проверку легитимности документов моряков, исключит подделки и устранит необходимость подачи документов при дальнейшем получении услуг, связанных с работой Реестра;
  • обеспечивающими учет стажа моряков;
  • позволяющими вести документооборот и учет при работе по предоставлению услуг в электронном виде;
  • реализующими функцию электронной оче­реди для уменьшения живых очередей.

Осуществить мониторинг междуна­родных производителей программ­ного обеспечения и на договорных условиях внедрить обязательное компьютерное тестирование всех категорий моряков (в том числе выпускников учебных заведений). При каждой государственной ква­лификационной комиссии создать компьютерные классы с целью про­хождения такого тестирования мо­ряками.

Разработать и внедрить систему определения потребности для каж­дого моряка проходить другие фор­мы оценки компетентности кроме компьютерного тестирования, в за­висимости от квалификации, на ко­торую моряк подается (например, чем ниже квалификация, тем мень­ше к нему требований в дополнение к компьютерному тестированию).

А Установить сроки предоставления услуг, обеспечив при этом предо­ставление услуг в срочном порядке. 2 Наладить текущий контроль за работой учебных заведений путем опе­ративного использования средств Реестра.

Обеспечить проведение периодиче ” ских контролей учебных заведений в вопросах выполнения требований Конвенции ПДНВ (Международной конвенции о подготовке и дипломи­ровании моряков и несении вахты 1978 года), ведение текущей доку­ментации, прочее.

 

Создать механизм разработки типо­вых учебных планов и программ по направлениям подготовки, которые не подпадают под пицензирование Министерством образования и на­уки Украины, и распространять та­
кие планы и программы между все­ми учебными заведениями с целью их выполнения.

6

Создать механизм контроля за тре­бованиями ИМО, которые влияют на содержание планов и программ.

9

Начать переговоры с Минобразова­ния, Минсоцполитики и Минздравом по вопросам на­лаживания действий в отношении субъектов, имеющих отношение к области подготовки, оценки ком­петентности и дипломирования мо­ряков, а также предоставляют услу­ги по трудоустройству моряков. Рассмотреть возможность совме­щения функций оценки компетент­ности и дипломирования моряков в одном субьекте области (капитан морского порта, ИПДМ, в дальней­шем — Морская администрация).

■1 « Рассмотреть возможность создания морской администрации, в функ­ции которой включить все вопросы отрасли по контрольно-надзорным действиям по подготовке, оценке компетентности и дипломирования моряков, а также ведение Реестра документов моряков. Определение в такой структуре прав и обязанно­стей работников, а также установле­ние ответственности.

Ожидаемые результаты в сфере подготовки

В результате внедрения предложенных выше изменений система независимого ком­пьютерного тестирования должна заставить моряков искать учебные заведения, обуча­ющие по международным и национальным стандартам. Это, в свою очередь, приведет к существенному сокращению псевдоучеб- ных заведений, основными задачами кото­рых является подделка документов. Кроме того, внедрение Реестра документов моря­ков и организация действенного контроля (надзора) за учебными заведениями исклю­чит возможность злоупотреблений мор­скими учебными заведениями, заставит их повышать качество услуг по обучению и подготовке.

Ожидается также, что создание ме­ханизма разработки типовых учебных до­кументов снизит влияние коррупционных факторов на каждое учебное заведение при согласовании индивидуальных учеб­ных планов и программ подготовки моря­ков. А создание модуля Реестра, в котором будет накапливаться информация о стаже моряков, позволит существенно сократить подделки стажа. Это важно потому, что поддельный стаж позволяет псевдоморя­кам получать повышение, не имея реаль­ного практического опыта.

Сочетание функционала по оценке ком­петентности и дипломирования, а также определение/создание единой структуры, ответственной за подготовку, оценку ком­петентности и дипломирование моряков, по­зволит существенно сократить сроки предо­ставления услуг и исключит дублирование функций в работе действующих субъектов. Налаживание взаимоотношений со смежны­ми министерствами даст возможность со­брать в Реестре всю информацию о моря­ках: об обучении и подготовке, о состоянии здоровья, о стаже, о документах моряка.

Оформление и выдача удостоверения личности моряка

Сейчас в сфере оформления и выдачи УЛМ в Украине существуют такие проблемы, как отсутствие периодического и текущего контроля за работой капитана морского пор­та (дипломно-паспортных подразделений, ДПП) в вопросе выдачи УЛМ. Сроки предо­ставления услуг не определены. Нельзя по­лучить срочную услугу. Нет возможности обжаловать сроки предоставления услуг. Не определены требования к кандидатам на получение или продление УЛМ.

Зато существует необоснованный за­прос в Службу безопасности Украины и на­рушение конституционных прав человека на свободу выбора профессии при отказе в вы­даче/продлении УЛМ капитаном морского порта при наличии ограничений у заявителя. При этом отсутствует периодический и опе­ративный контроль за соблюдением сроков оформления и выдачи УЛМ. Нет возмож­ности контроля за злоупотреблениями при общении моряка с представителем диплом­но-паспортного подразделения.

Чтобы решить эти проблемы, специ­алисты Администрации морских портов Украины предлагают создать программный продукт на замену тому, что используется в ДПП, с возможностью предоставления ин­формации, создания отчетов, поиска дан­ных, обмена данными между капитанами морских портов и тому подобного. Также предлагается организовать возможность заказа услуг путем использования ресур­сов интернета. Наладить электронные оче­реди для записи на фиксированное время. Разработать к новому программному про­дукту модуль для обеспечения мониторин­га текущей работы сотрудников ДПП при обслуживании заявителей.

Кроме того, нужно определить четкие перечни документов и требований к заяви­телям на оформление и продление УЛМ. Установить сроки предоставления услуг, обеспечив при этом предоставление в сроч­ном порядке. Перевести документооборот и учет услуг в электронный вид. Обеспечить контроль капитанов морских портов в вопро­се выполнения требований Конвенции ПДНВ, ведение текущей документации, прочее.

Отметим, программный продукт уже сейчас реализуется специалистами АМПУ вместе с волонтерским проектом IGOV. Ожидаемый срок внедрения — август 2016 года. В дальнейшем ПО может быть заменено Ведомственной информацион­ной системой Государственной миграци­онной службы Украины в случае принятия соответствующих изменений в законода­тельство. После создания Морской админи­страции ей должны быть переданы функции по оформлению и выдаче УЛМ.

Ожидаемые результаты в сфере выдачи удостоверений

После реализации предложенных мер единая система учета позволит избегать одновременной выдачи нескольких экзем­пляров УЛМ одном моряку, обмениваться данными между капитанами портов по утра­ченным УЛМ, предоставлять оператив­ную информацию по оформленным УЛМ, осуществлять контроль остатка бланков. Электронная очередь позволит упорядочить и минимизировать очереди в ДПП при по­лучении услуг.

Определение требований к заявителям и исключение СБУ из процесса оформления удостоверений личности позволит миними­зировать коррупционную составляющую при изготовлении документов, установить четкие правила и требования к заявителям, а так­же сократить сроки предоставления услуг.

Авторы:

Вячеслав ВОРОНОЙ, заместитель председателя ГП «АМПУ» по логистике

Алексей КУЦИН, начальник отдела портового надзора ГП «АМПУ»

Светлана ПИСЬМАК, заместитель начальника отдела юридической службы ГП «АМПУ»

Источник:

Порты Украины. — 2016. — № 4. — С. 34 — 35.