Стране необходима морская администрация: Отсутствие единого органа, ответственного за морской транспорт, мешает Украине выполнять свои обязательства

11 Май

Международные обязательства требуют от Украины создания единого государственного органа или учреждения, ответственного за исполнение договоров в отрасли морского транспорта. Сейчас функции такого органа распылены между несколькими министерствами и ведомствами. Эксперты ІМ0 призывают Украину избавиться от дублирования функций морской администрации разными организациями, основать единый правительственный орган в данной сфере и обеспечить его адекватным персоналом и финансированием.

Как размывались функции

В соответствии с международными конвенциями ООН и Международной морской организации (ІМ0) национальная морская администрация – это любой государственный орган или учреждение, созданное государством в соответствии с его законодательством, и несущее, среди прочего, ответственность за исполнение международных договоров в отрасли морского транспорта, а также применение правил и норм, касающихся судов, персонала и береговых объектов, находящихся под юрисдикцией государства. Аналогичные функции возложены на государство и международными договорами в области судоходства по внутренним водным путям.

Функции морской администрации Украины исполнялись Министерством инфраструктуры Украины (Министерством транспорта, Министерством транспорта и связи) непрерывно, начиная с 1993 года, через Департамент морского и речного транспорта, Государственный департамент морского и речного транспорта, Главную государственную инспекцию по безопасности судоходства, Государственную администрацию морского и речного транспорта, Государственную службу морского и речного транспорта.

В 2013 году, в соответствии с указом бывшего президента Украины, впервые за годы независимости функции морской администрации не были включены в положение о едином (с того времени) органе исполнительной власти на морском и речном транспорте – Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте. Это привело к тому, что был утрачен контроль за целевым использованием средств от административного портового сбора, которые, в соответствии с законом, должны были использоваться исключительно для административных функций на морском транспорте. В первую очередь – для исполнения функций морской администрации. А большую часть расходов для обеспечения функций морской администрации сегодня безосновательно несет ГП АМПУ, не являющееся органом или учреждением, обязанным это делать.

Передача в 2015 году части функций морской администрации в Государственную службу безопасности на транспорте привела к ослаблению внимания к вопросам мореплавания и упадку этого направления. Прочие функции морской администрации исполняются ныне разными подразделениями Мининфраструктуры, а также ГУ «Госгидрография», ГП «Классификационное общество Регистр судоходства Украины» и Инспекцией по вопросам подготовки и дипломирования моряков. Такое рассредоточение приводит к отсутствию единой позиции по отношению к некоторым сферам деятельности морской отрасли и увеличению времени на принятие решений. А низкий уровень заработной платы в Мининфраструктуры и Государственной службе безопасности на транспорте при том, что уровень зарплат для соответствующих специалистов на рынке очень высок, привели к потере профессиональных кадров.

Междунаррдные обязательства

В декабре 2013 года был принят Кодекс по исполнению документов ІМ0. Среди них:

1 Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (конвенция СОЛАС 1974 года).

2 Протокол 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (конвенция СОЛАС 1978 года).

3          Протокол 1988 года к международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (СОЛАС протокол 1988 года).

4          Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, исправлена протоколом 1978 года к ней (конвенция СОЛАС 1974 года).

5 Протокол 1997 года об изменении Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, исправленной протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ протокол 1997 года).

6 Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (Конвенция ПДНВ 1978 года).

7 Международная конвенция о грузовой марке 1966 года (Конвенция ГМ 1966 года).

8 Протокол 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года (ГМ Протокол 1988 года).

9 Международная конвенция об обмеривании судов 1969 года (Конвенция ОС 1969 года).

10 Конвенция о Международных правилах предотвращения столкновений судов на море 1972 года с поправками (Конвенция МППСС 1972 года).

Основная особенность этого кодекса – обязательность с 1 января 2016 года норм, которыми должны руководствоваться правительства государств-членов. Это положение одновременно внесено в ряд международных конвенций, стороной которых является Украина (Международную конвенцию о грузовой марке 1966 года, Международную конвенцию об обмерива-ниии судов 1969 года, Конвенцию о международных правилах предотвращения столкновения судов на море 1972 года).

Принятию этого кодекса предшествовала просьба комиссии ООН в адрес ІМ0 разработать мероприятия, которые позволили бы обеспечивать полное исполнение государствами флага конвенций ІМ0, участниками которых они являются, для того чтобы суда этих государств соответствовали международным правилам и нормам безопасности судоходства.

Необходимая реформа

В Украине создалась крайне сложная ситуация с исполнением международных обязанностей в отрасли судоходства при том, что обязательный контроль со стороны международных организаций существенно усиливается. В 2015 году состоялась косультативная миссия ІМ0 по поводу готов­ности Украины к исполнению упомянутого кодекса. Эксперты ІМ0 четко определили, что Украине необходимо избавиться от дублирования функций морской администра­ции разными организациями, ей необходимо основать единый правительственный орган – морскую администрацию – и обе­спечить ее адекватным персоналом и фи­нансированием.

Проведенный анализ решения подоб­ных вопросов как в соседних, так и в более удаленных странах (Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, России, Испании, Бельгии, Великобритании и других) показал,что в них существуют отдельные органы власти (в со­ставе правительства или отраслевого министерства), которые управляют морским (водным) транспортом. При этом доля госу­дарственного сектора в морехозяйственном комплексе обозначенных государств значи­тельно меньше, чем в Украине.

С 2010 года в Украине успешно функци­онирует государственная Авиационная служ­ба Украины, которая является центральным органом исполнительной власти Украины. Таким образом, создание центральным ор­ганом исполнительной власти – морской администрации выглядит целиком логично.

На морскую администрацию Украины следует возложить и аналогичные функ­ции в отрасли судоходства на внутренних водных путях. Подчинить ее следует Ми­нистру инфраструктуры. Финансирование этого органа, а также затрат на исполнение международных обязательств Украины по международным договорам в области судоходства должно осуществляться за счет:

  • средств специального фонда государ­ственного бюджета, сформированных из целевого административного порто­вого сбора;
  • государственной регистрации судов;
  • предоставления административных услуг, в том числе выдачи квалификационных документов моряков и удостоверении лич­ности моряка, подтверждения квалифика­ции моряков, выдачи послужных книжек, выдачи удостоверений, свидетельству­ющих о признании дипломов и прочих.

Ожидаемые результаты

В результате передачи функций контро­ля, надзора за безопасностью судоходства морской администрации у службы капита­нов морских портов ГП «АМПУ» должны остаться лишь функции обеспечения безо­пасности судоходства, а именно:

  • обеспечение соблюдения требований ка­сательно порядка захода судов в морской порт и выхода из морского порта;
  • обеспечение соблюдения требований ка­сательно предотвращения загрязнения окружающей природной среды;
  • координация лоцманской службы и служ­бы регулирования движения судов в пре­делах акватории морского порта;
  • обеспечение ледовой проводки судов на подходах к морскому порту и в пределах его акватории;
  • мониторинг надлежащего технического состояния и функционирования прича­лов, в том числе швартовного и отбойно­го оборудования, средств навигационного оснащения в порту и на подходах к нему;
  • предоставление капитанам судов, гото­вящихся к выходу из порта, навигационной и гидрометеорологической инфор­мации по запросу;
  • оформление прихода судов в морской порт и выхода из морского порта;
  • выдача разрешений на поднятие затонув­шего в море имущества, а также на проведение строительных работ касательно гидротехнических сооружений в пределах территории и акватории морского порта;
  • участие в расследовании аварийных мор­ских событий;
  • руководство службой капитана морско­го порта;
  • предоставление справок капитану суд­на, физическим и юридическим лицам, необходимых для оформления морско­го протеста;
  • согласование обязательных постановле­ний по порту, относящихся к компетенции капитана порта;
  • определение типов судов, которые могут заходить в акваторию порта в период зим­ней навигации без ограничений;
  • установление предельной скорости движе­ния судов на подходном канале и в порто­вой акватории в зимний период;
  • установление проходной осадки;
  • согласование технических заданий на дноуглубительные работы и планов и их выполнения;объявление о начале или конце ледовой кампании в акватории порта.

Автор: В. Вороной, зам. председателя АМПУ

Источник: Порты Украины. – 2016. – № 3. – С. 50 – 51.