Что мешает яхтам заходить в Украину: Несогласованность законодательства и бюрократические проволочки отваживают яхтсменов от наших берегов

1 Дек

Пассажиры круизных судов, которые обслуживает ЧГМА «Инфлот», часто зада­ют вопрос: почему на вашем побережье не видно яхт? Попробуем ответить на него, анализируя законодательство, регулирую­щее яхтинг в Украине.

Автор настоящей публикации глубоко и детально проанализировала законодательство Украины и право Европейского Союза, а также практику их реализации. Особый интерес вызывают рекомендации по исправлению неблагоприятной ситуации в яхтинга в Украине.

Как должно быть

Таможенное оформление иностранных яхт, заходящих в порты Украины, в отличие от стран Европейского Союза, традиционно было сопряжено с рядом обременительных формальностей. Самым оптимальным спо­собом такого оформления является поме­щение яхты в таможенный режим времен­ного ввоза (РВВ), который регулируется Конвенцией о временном ввозе, Таможенным кодексом Украины (ТКУ) и рядом подза­конных нормативных актов. Этот режим предполагает условное полное или частич­ное освобождение нерезидента от налого­обложения таможенными платежами. При этом обязательным условием РВВ ввоза яв­ляется использование яхты в личных целях и запрет на ее эксплуатацию для внутрен­них коммерческих перевозок.

В странах ЕС процедура помещения яхты в РВВ максимально упрощена и по­зволяет свободно эксплуатировать судно в личных целях без уплаты налогов до 18, а в ряде случаев до 24 месяцев, с последу­ющим выходом ее за пределы таможенной территории страны. При этом является вла­делец яхты (нерезидент страны пребывания) физическим или юридическим лицом, зна­чения не имеет.

То есть законодательство ЕС, как и ряда других стран, не входящих в его состав, соз­дает яхтингу благоприятный режим в своих водах и соответствует нормам Стамбульской конвенции о временном ввозе. Конвенция определяет термины «лицо», «транспортные средства частного использования», уста­навливает. что яхта – транспортное сред­ство частного использования – может без ограничений эксплуатироваться в частных интересах (для отдыха, туризма, спорта) как физическим, так и юридическим ли­цом – собственником или его доверенным представителем.

До конца 2013 года таможенные вла­сти Украины не всегда, но. как правило, до­пускали оформление яхт. принадлежащих иностранным юрлицам в РВВ с условным полным освобождением от налогообложе­ния. Иностранные яхты заходили в порты, их пассажиры посещали наши города и тури­стические достопримечательности, яхтсме­ны и их гости – люди, как правило, небед­ные – тратили валюту, закупали провизию и топливо. Яхт-клубы использовались в ка­честве межсезонных баз отстоя и ремонта даже вопреки более жестким по сравнению с другими странами условиям и срокам на­хождения яхт в Украине.

С правовой точки зрения действия та­можни имели основания, так как Конвенция о временном ввозе имеет приоритет право­применения над внутренними актами за­конодательства. в том числе Таможенным кодексом Украины, и позволяет капитану яхты при наличии доверенности от ее собственника-юрлица оформлять яхту в РВВ.

Как на практике

Несмотря на повсеместно декларируе­мую имплементацию законодательства ЕС, в 2014 году в Украине происходит ужесто­чение и без того непростой процедуры та­моженного оформления яхт. Основываясь на нормах статей 105 и 189 Таможенного кодекса, которые вопреки Конвенции о вре­менном ввозе устанавливают возможность помещения в РВВ с полным освобожде­нием от налогообложения исключительно транспортных средств коммерческого на­значения. и ст. 380 ТКУ, которая содержит термин «транспортное средство личного ис­пользования», собственником которого мо­жет быть исключительно физическое лицо, таможенные власти стали отказывать вла­дельцам яхт в оформлении РВВ.

В январе и марте 2015 года Государ­ственная фискальная служба Украины рас­пространила официальные заявления о пре­сечении схем незаконного ввоза яхт на территорию Украины. Конвенционная про­цедура помещения яхт иностранных юри­дических лиц в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения была обьявлена вне закона. Сообщалось о 700 та­ких случаях на протяжении 2012-2013 годов и убытках, понесенных государственным бюджетом. Сотрудникам таможен, допу­стившим помещение яхт в РВВ, предъявле­ны подозрения в совершении преступле­ний, предусмотренных ст. 364 Уголовного кодекса Украины.

По мнению ГФС Украины, приходящие в Украину яхты иностранных юридических лиц могут быть помещены в РВВ только с ус­ловным частичным освобождением от на­логообложения и соответствующей уплатой за каждый месяц пребывания в Украине 3% суммы таможенных платежей, которая под­лежала бы уплате в случае импорта яхты.

Данное мнение нашло отражение в при­казе Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. №308. который вступил в силу 26 июня 2015 года. Согласно его нормам, временно ввозимые на таможенную терри­торию Украины яхты, используемые в не­коммерческих целях и принадлежащие гражданам-нерезидентам, декларируются с применением декларации временного вво­за и предоставлением обязательства капи­тана судна об обратном вывозе яхты за пре­делы таможенной территории Украины. На основании ст. 380 ТКУ такие яхты помеща­ются в РВВ с условным полным освобожде­нием от обложения таможенными платежа­ми на срок до одного года. Но оформление яхт, которые принадлежат юридическим ли­цам-резидентам и нерезидентам Украины, осуществляется в порядке, применяемом для судов заграничного плавания.

Понятно, что такой, несоответствующий нормам ЕС, порядок таможенного оформле­ния яхт. львиная доля которых зарегистри­рована на юридические лица, привел к прак­тически полному отказу яхтсменов как от туристического посещения марин и досто­примечательностей Украины,так и от вре­менного отстоя и базирования яхт в наших водах. В 2015 году яхты юрлиц-нерезиден­тов, приходившие, например, в Одесский порт, простояв пару дней без права схода пассажиров на берег, ознакомившись с тре­бованиями об оплате 3% суммы таможен­ных платежей, покидали украинские воды. Украина, активно декларирующая развитие туристического и игрового бизнеса, сфор­мировала негативный имидж в глазах ино­странцев и опустошила причалы яхт-клубов.

Повод для оптимизма?

8 сентября 2015 года вступило в силу постановление Кабмина от 7 июля 2015 года №491, которое вносит существенные из­менения в «Типовую технологическую схе­му пропуска транспортных средств через государственную границу…» и обязыва­ет Министерство финансов привести свои акты в соответствие с этими изменениями.

Согласно нововведениям, не используе­мая в коммерческих целях яхта без оформ­ления РВВ может находиться в порту до 30 дней со дня ее прихода в пункт пропу­ска. Декларирование такой яхты может осу­ществляться с применением генеральной (общей) декларации, а документы, преду­смотренные ТКУ, и обязательство капитана об обратном вывозе яхты не оформляются.

Яхты, находящиеся в портах Украины 30 дней и более, декларируются с приме­нением декларации временного ввоза со­гласно форме, приведенной в приложении к Технологической схеме, с одновременным оформлением обязательства капитана об обратном вывозе яхты за пределы тамо­женной территории Украины. При наличии такой декларации яхте разрешается плава­ние в территориальном море и внутренних водах Украины, а также пребывание на при­станях, причалах и пунктах базирования, за исключением закрытых районов.

Казалось бы, появился повод для оп­тимизма. Однако, несмотря на заверения Министерства инфраструктуры Украины, указанные изменения порядка контроля яхт не достигли своей цели и пока не ясно, как они будут применяться на практике. Ведь Министерство финансов Украины до на­стоящего времени не привело свой приказ от 10 марта 2015 года №308 в соответствие с ними. А заставить таможню игнорировать свои ведомственные нормы практически невозможно.

По идее, изменение порядка таможен­ного контроля должно распространять свое действие на иностранные яхты любых соб­ственников (юр- и физлиц), но само поста­новление №491 это прямо не устанавливает. Более того, графа 3 упомянутой формы де­кларации о временном ввозе яхты предпо­лагает, что собственником декларируемой яхты может быть исключительно физиче­ское лицо. К тому же, обновленная техно­логическая схема не устанавливает, какой вид РВВ (с полным или частичным освобо­ждением от налогообложения) должен при­меняться к яхтам!

Исходя из изложенного, можно уве­рено прогнозировать, что у таможни оста­лись все основания игнорировать нормы Конвенции о временном ввозе и,ссылаясь на статьи 105,189 и 380 ТКУ, продолжать требовать оформления принадлежащих юри­дическим лицам – нерезидентам яхт в РВВ с уплатой 3% таможенных платежей, под­лежащих уплате при импорте, за каждый месяц пребывания в Украине.

Как исправить ситуацию

Первое минимально возможное дей­ствие. которое следует предпринять для ис­правления ситуации, – это внести изменения в приказ Министерства финансов Украины от 10 марта 2015 года №308, которые уста­навливали бы возможность оформления яхт, принадлежащих как юридическим, так

и физическим лицам – нерезидентам в РВВ с условным полным освобождением от на­логообложения.

Второй, и наиболее верный путь, – это инициирование изменений в статьи 105.189 и 380 ТКУ, которые бы привели данный ко­декс в соответствие с нормами Конвенции о временном ввозе. Следует установить воз­можность оформления в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения на срок не менее 18 месяцев транспортных средств, не используемых в коммерческих целях, собственниками которых являются как физические, так и юридические лица.

Есть надежда, что такими инициаторами могут стать председатель Одесской област­ной администрации Михаил Саакашвили или недавно назначенная руководитель Одесской таможни, активно продвигающие идеи раз­вития в Одесском регионе туристического бизнеса. О необходимости существенных изменений в Таможенном кодексе Юлия Марушевская заявила почти в первый день пребывания на новой должности.

Если принять такие меры, то одесское побережье наверняка мало чем будет отли­чаться от своих соседей по Средиземноморью и Адриатике. Тем более что недостатка в яхт-клубах у города нет.

Автор: Ольга БРОНЕЦКАЯ

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 9. – С. 38 – 39.