Судебное разбирательство: На практике регистрация морских и речных судов не всегда проходит гладко как по вине государственных органов, так и по вине собственников судов

8 Окт

Транспорт — одна из важнейших отраслей общественного производства, призванная удовлетворять потребности населения и общественного производства в перевозках (часть 1 статьи 1 Закона Украины «О транспорте»). Регистрацию такого вида транспорта, как суда, осуществляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте (статья 163 Закона Украины «О транспорте»).

Весьма актуальный аналитический материал, представляющий интересное своей конкретикой юридическое исследование, причем особый интерес привлекает описание судебной практики хозяйственного суда Украины, по решению которого признана законной регистрация судна, в праве собственности на которое имеется доля нерезидента.

Запись в реестр

В соответствии со статьей 26 Кодекса торгового мореплавания Украины украинские суда, технический надзор за которыми осуществляют классификационные общества, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Украины. Украинские суда, не подлежащие регистрации в Государственном судовом реестре Украины, регистрируются в Судовой книге Украины. Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины устанавливается Кабинетом Министров Украины (КМУ). Постановлением КМУ «Об утверждении Порядка ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины» от 26 сентября 1997 года № 1069 утвержден Порядок ведения Государственного судового реестра Украины и Судовой книги Украины. На практике регистрация судов не всегда проходит гладко, и тому есть разные причины, связанные либо с виной государственных органов, либо с виной собственников судов.

Регистрация нерезидента

Одна из актуальных проблем, связанных с регистрацией судов, заключается в отказе в регистрации судна новому владельцу судна — украинской компании, учредителем которой является нерезидент. Органы государственной власти, ссылаясь на статью 32 Кодекса торгового мореплавания Украины, утверждают, что право плавания под Государственным флагом Украины имеет только судно, которое является государственной собственностью или находится в собственности физического лица — гражданина Украины, а также исключительно украинского юридического лица, или судно, которое находится у этих лиц на условиях договора бербоут-чартера. В случае если учредителем украинской компании является нерезидент, такая компания не может считаться украинским владельцем судна. Конечно, судебного разбирательства в таких ситуациях не избежать.

Так, 25 декабря 2006 года Хозяйственным судом Одесской области принято решение по делу № 30/426-06-13359, которым удовлетворены исковые требования украинской компании, учредителем которой является нерезидент, о признании права собственности на судно. Суд указал, что действительно, в соответствии со статьей 32 Кодекса торгового мореплавания Украины, понятие «украинское судно» или «судно Украины» означает национальную принадлежность судна, на которое распространяется юрисдикция Украины. Но, согласно статье 12 Закона Украины «О хозяйственных обществах», общество является собственником имущества, приобретенного на основаниях, не запрещенных законом. Статья 1 указанного Закона и статьи 80, 91 и 92 Гражданского кодекса Украины предоставляют лицу полный объем гражданской правоспособности и предусматривают, что гражданская правоспособность юридического лица может быть ограничена только по решению суда. При этом ни один из указанных законов не устанавливает ограничения прав юридического лица в связи с наличием в составе участников общества иностранного предприятия. Таким образом, украинское предприятие, которое имеет в своей собственности судно, вправе зарегистрировать это судно в Государственном судовом реестре Украины с предоставлением ему права плавания под Государственным флагом Украины.

Несколько совладельцев

Второй и не менее важной проблемой является регистрация долей судна сособственниками и выдача регистрационных документов на судно нескольким сособственникам. В таких ситуациях государственные органы отказывают в регистрации судна на том основании, что действующим законодательством не предусмотрена возможность выдачи сособственнику судна отдельного правоустанавливающего документа на какие-либо части судна. Яблоком раздора в этой ситуации является тот факт, что в форме заявления на регистрацию судна, утвержденной приказом Министерства транспорта и связи Украины от 13 декабря 2006 года № 1151, есть строка «судно… которое принадлежит (нам, мне)», что вроде бы и указывает на возможность регистрации судна несколькими лицами одновременно. В таких конфликтных ситуациях суд уже не раз принимал решения об отказе в регистрации судна несколькими лицами одновременно, поскольку ни одной нормой действующего законодательства не предусмотрены ни возможность осуществления отдельной регистрации 1/2 части судна в Государственном судовом реестре Украины, ни одновременное издание соответствующих правоустанавливающих документов на такое судно первоначальному владельцу и совладельцу, который позже приобрел часть такого судна, на его долю. Судно является единым и неделимым объектом (решение Киевского апелляционного административного суда по делу № 826/6822/15 от 5 августа 2015 года).

«Снять с регистрации»

Еще одной проблемой при регистрации является проведение процедуры исключения судна из Реестра предыдущим судовладельцем. Следует помнить, что государственные органы не имеют права регистрировать суда, если отсутствуют документы, свидетельствующие об исключении судна из реестра предыдущим органом регистрации (в случае, когда судно было зарегистрировано). Таким образом, одним из бесспорных оснований для постоянного исключения судна из Государственного судового реестра Украины является изменение зарегистрированного собственника судна. Указанный факт подтверждается и судебной практикой (постановление Окружного административного суда Автономной Республики Крым от 29 января 2013 года по делу № 801/126/13-а). Государственные органы не могут также зарегистрировать судно, если нет свидетельства о годности судна к плаванию или документов, подтверждающих прохождение судном технического надзора.

Краткое резюме

Таким образом, во время регистрации судна новому собственнику следует помнить, что:

— органы государственной власти могут отказать в регистрации судна, если собственником является украинская компания, учредителем которой выступает нерезидент. В то же время, как свидетельствует судебная практика, собственник может выиграть дело в суде и зарегистрировать судно;

— судно является единым и неделимым объектом, поэтому регистрации подлежит все судно, а не доли его сособственников, даже несмотря на форму заявления на регистрацию судна, утвержденную приказом Министерства транспорта и связи Украины от 13 декабря 2006 года № 1151, где есть строка «судно… которое принадлежит (нам, мне)», что вроде бы и указывает на возможность регистрации судна несколькими лицами одновременно в конкретных долях.

— не забывать о процедуре исключения судна из реестра предыдущим органом регистрации (в случае, когда судно было зарегистрировано);

— необходимо также обязательно предоставлять свидетельство о годности судна к плаванию или документы, подтверждающие прохождение судном технического надзора.

И последнее: лица, которые уклоняются от обязательной регистрации судна, или зарегистрировали его в Государственном судовом реестре Украины или Судовой книге Украины незаконным путем, или нарушили требования статьи 30 Кодекса торгового мореплавания Украины, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Автор: В. МИНАЕВА

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100111986