POЛb МOPCKOГО ТРАНСПОРТА В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

28 Сен

В настоящей публикации, представляющей собою окончание статьи (МО. — 2015. — № 2. — С. 1 — 3), посвященной глобальным проблемам, продолжается рассмотрение проблем всего человечества, в частности, энергетической проблемы и путей ее разрешения. Особенное внимание уделяется также продовольственной проблеме. Авторы подробно исследуют роль и значение морского транспорта в решении глобальных проблем.

Энергетическая проблема. В послево­енный период в развитых странах мира быстрыми темпами начало развиваться промышленное производство, добыча полезных ископаемых, строительная индустрия, различные виды транспорта. В свою очередь, все это вызвало возрас­тающую потребность в энергоресурсах — угле, нефти, природном газе, добыча которых резко возросла. Научные раз­работки в этой области показывают, что при сохранении таких высоких темпов роста потребностей в невозобновляемых источниках энергии через некоторое время возникнет их дефицит, вызванный ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты. Ученые подсчитали, что ориентировочно через 40 лет закончатся запасы нефти — основного энергоносителя, используе­мого мировой экономической системой. Только некоторые страны, обладающие наибольшими запасами этого сырья (Ве­несуэла, Бразилия, Россия, Арабские страны, Мексика) будут иметь необхо­димое количество нефти для собствен­ных нужд.

Не обнадеживающие прогнозы так­же существуют в отношении природного газа, запасы которого последнее время быстро истощаются вследствие резко возросшего потребления в различных отраслях индустрии. Реально существу­ющая угроза энергетического кризиса заставляет человечество искать новые возобновляемые источники энергии. Со всей остротой стала задача разработки и применения энергоресурсосберегаю­щих, а также безотходных производств, технологий замкнутого цикла. В послед­ние годы большие успехи были достиг­нуты в ядерной энергетике, в ряде стран значительная часть электроэнергии по­лучается от АЭС. Однако были недооце­нены серьезные опасности, связанные с использованием атомных реакторов, до­бычей. переработкой,транспортировкой запасов ядерного топлива. Крупные ава­рии, произошедшие на АЭС Чернобыля и Фукусимы отняли здоровье и жизни тысяч людей, не говоря уже об огром­ном материальном и моральном ущер­бе. Среди причин этого — слепая вера во всемогущество техники, неспособность предвидеть последствия ее эксплуата­ции. оценивать степень риска. Поэтому в ряде стран введен запрет на строитель­ство атомных электростанций. Сейчас в мире ведутся активные разработки в отношении практического использо­вания солнечной энергии, создания и эксплуатации устройств, работающих от энергии морских приливов, ветрогенераторов и др.

В морской индустрии также ведут­ся поиски новых возобновляемых ис­точников энергии, которые со време­нем могли бы заменить традиционно используемые. Сейчас уже есть опыт использования в качестве судового топлива «биодизеля», сжиженного на­турального газа (LNG), солнечных па­нелей — для получения электроэнер­гии, необходимой для обеспечения производственных процессов на судне. Первым судном, использующим в ка­честве топлива для главного двигате­ля LNG, стал танкер-продуктовоз «Big Viking». Он также является наиболь­шим коммерческим судном, которое не перевозит LNG, но использует сжи­женный природный газ как топливо. Двигательная установка танкера была соответственно переделана под над­зором классификационного общества «Германишер Ллойд». В процессе кон­вертации первоначально установленных на судне двух двигателей «Вяртсиля» 46 танкер был оборудован двигателями «Вяртсиля» 50DF, которые могут рабо­тать на двух видах топлива (dual-fuel). Использование «Big Viking» показало значительные преимущества перехода на LNG: «вредные» выбросы в атмос­феру сократились на 25 %, эмиссия окислов серы отсутствует полностью, а выбросы N0 сократились на 90 %. Из­вестная дизелестроительная компания MAN начала изготавливать судовые двигатели, способные работать на двух видах топлива — обычном и биологиче­ском. Норвежское классификационное общество DNV разработало проект кон­тейнеровоза, принимающего на борт больше «ящиков» и потребляющего меньше топлива. Концепция под назва­нием Quantum призвана удовлетворить возрастающие потребности судоходно­го рынка в энергетической эффектив­ности, экологической «чистоте» судов и использования в качестве топлива сжи­женного натурального газа. Другой из­вестный изготовитель двигателей фирма «Вяртсиля» разработала проект танке­ра «Aframax», который «offers solutions for current and forthcoming emissions legislation». Пропульсивная система основана на использовании двухтакт­ного главного двигателя Wartsila Х62. Фирма утверждает, что по сравнению с другими аналогичными двигателями Х62 обеспечивает экономию топлива на 60 %. Для соответствия требованиям в отношении выбросов из дымовой тру­бы на нем будет установлено специаль­ное чистящее устройство (exhaust gas scrubber). Японская фирма Mitsui OSK Line (MOL) объявила о применении но­вых технологий при проектировании су­дов следующего поколения — паромов, балкеров, танкеров и контейнеровозов. Суда такого типа с маркировкой THi-1, которая применяется для инноваций, оборудованы солнечными батареями высокой производительности и пере­заряжаемыми батареями (аккумулято­рами), что позволяет полностью пре­кратить выбросы СО, в атмосферу при стоянках в порту во время погрузочно- разгрузочных операций. На ходу судно будет использовать многочисленные новые технологии, способные умень­шить эмиссию СО, на 50 %. Новый проект предусматривает применение солнечных панелей по площади всей верхней палубы, что дает возможность свести к нулю выбросы СО, при сто­янке в порту. Приведенные примеры представляют только небольшой фраг­мент тех многочисленных мер, которые сейчас предпринимаются в судоходной индустрии с целью надежного энергети­ческого обеспечения производственной деятельности флота и береговых пред­приятий в условиях недостатка исполь­зуемых сейчас традиционных видов энергоносителей. В этой связи необхо­димо также упомянуть о важной роли, которую играют суда, обслуживающие нефтегазодобывающие установки, ра­ботающие на шельфе в различных райо­нах Мирового океана. С каждым годом растет флот таких судов, работа которых в оффшорной индустрии способствует «отодвиганию» энергетического кри­зиса на более поздний период. ИМО не осталась в стороне от этого важно­го для морской индустрии процесса. В последние годы организацией принят ряд новых требований, направленных на повышение энергоэффективности судов, практическое применение кото­рых позволяет существенно экономить топливо в процессе их эксплуатации.

Продовольственная проблема. Яв­ляется одной из наиболее острых, хотя за последнее время здесь достигнут су­щественный прогресс — численность голодающих людей в мире сократилась вдвое. Однако большую нехватку про­довольствия по калориям испытывает каждый шестой житель Земли. В ре­зультате от недоедания в мире страдает около 800 млн людей. Особенно заметно ощущается эта проблема в беднейших странах Африки и Азии, где на каждого человека приходится менее 2000 ккал в день. Несомненно, что проблема голода, как неизбежная, человечеству не угро­жает в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяй­ственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса. То есть производство продовольствия в мире в ближайшие 15-20 лет будет в целом спо­собно удовлетворить спрос на продукты питания, даже если население планеты в этот период будет ежегодно возрастать на 80 млн человек. При этом предпола­гается, что спрос на продовольствие в развитых странах останется примерно на современном уровне, в то время как резко возрастет потребление продуктов питания в странах, где наблюдается их нехватка, т. е. в ряде государств Африки, Азии и Латинской Америки. Основными поставщиками продовольствия сейчас являются США, Канада, ФРГ, Нидер­ланды, Франция, Австралия, Аргентина, значительная часть закупок его прихо­дится на развивающиеся страны. Таким образом, в перспективе можно ожидать существенного увеличения перевозок продовольственных товаров из стран, где они в избытке, в страны, в которых их не хватает. В настоящее время по морским путям перевозится около 90 % всех товаров международной торговли, в том числе большие объемы продоволь­ственных товаров. Насколько эта рабо­та имеет важное значение для мирового сообщества, в одном из своих высту­плений отметил бывший Генсек ИМО Э. Митропоулос. Он сказал, что если бы морской транспорт остановился, то половина человечества замерзла, а по­ловина умерла от голода. Действительно, ежегодно морскими судами доставля­ются в разные страны миллионы тонн продовольственных грузов: зерновых, рефрижераторных, сахара и др.

Очевидно, от ритмичной, эффектив­ной работы всех элементов транспорт­ной «цепочки», связывающей порты отправления и назначения продуктов питания, во многом зависит успешное решение продовольственной проблемы. В этой связи можно утверждать, что все те меры законодательного и практиче­ского характера, которые принимаются ИМО, государствами флага, класси­фикационными обществами, судовла­дельцами по обеспечению безопасности эксплуатации судов и сохранной до­ставки груза, являются значительным вкладом морского сообщества в реше­ние глобальной продовольственной проблемы.

Авторы: Тарский В. Г., гл. редиктор журнала «МО», Топалов В. II., зам. гл. редактора

Источник: Морское обозрение. — 2015. — № 3. — С. 1 -2.