Судовладельцы уменьшили портфель заказов: В минувшем году совокупный объем контрактов на строительство контейнеровозов сократился на 40%, но общая вместимость судов выросла

12 Сен

Перевозчики желают экономить – тенденция к увеличению размера кон­тейнеровозов только усиливается. Число контрактов на строительство судов в 2015 году находится на самом низком с 2003 года уровне. Зато общая вмести­мость заказанных контейнеровозов впо­ловину больше, чем в том же 2003 году. Чтобы не выпасть из конъюнктуры, портам придется обновлять инфраструктуру.

Контракты и цены

В 2014 году судовладельцы потратили на заказы на постройку контейнеровозов $10.6 млрд, сообщает Lloyd’s List. Это на 40% меньше по сравнению с $18,5 млрд, которые были инвестированы в 2013 году. Всего за прошлый год были подтверждены контракты на постройку 150 судов общей вместимостью около 1,1 млнТЕ11.

Инвесторы ограничились заказами либо ультраконтейнеровозов, либо судами типичных для региона размеров и фидер­ными вместимостью от 1 000 до 2 000TEU.

Однако именно фидерных судов было боль­ше отправлено на слом. В этом сегменте наблюдается тенденция замены старых су­дов новыми, более экономичными с точки зрения расхода топлива.

По данным брокеров, в 2014 году было заказано 12 судов вместимостью 19 тыс. TEU. Их поставка намечена на 2016 год. Самые популярными из зака­зываемых судов были контейнеровозы вместимостью 14 тыс. TEU. 34 из них бу­дут сданы в период с конца 2015-го до се­редины 2018 года. Перевозчики пытаются экономить за счет масштаба. Появление в секторе морских контейнерных перево­зок четырех международных мегаальянсов (2М, Ocean Three, G6 и CKYHE) способству­ет росту заказов на ультраболыиие суда.

Цены на новые контейнеровозы за 2014 год выросли всего на 3%, в то время как стоимость других типов судов вырос­ла значительно. По оценке брокеров, ны­нешний год будет годом активной утили­зации старых судов. Но рекордного уровня отправки контейнеровозов на слом, как в 2013 году, не ожидается. В 2015 году в общей сложности будет утилизировано 330-350 тыс. TEU. В прошлом году этот по­казатель достиг 400 тыс. TEU.

Тенденции и прогнозы

Организация судовладельцев БИМКО (Балтийский и международный морской совет) прогнозирует рост мирового кон­тейнерного флота в этом году на 6,5%. В то же время консалтинговое агентство Drewry предполагает увеличение мирового флота в 2015 году на 7,2%. Вместе с тем, рост спроса на услуги морских перевозчиков ожидается на уровне 5,3%. А значит, в нынешнем году предложение будет опять превышать спрос.

Прогнозируется, что сохранится тен­денция к заказу на строительство больших судов. И хотя количество новых судов, по­ставка которых запланирована на 2015 год, меньше, чем в предыдущие годы, в портфе­ле заказов находятся суда гораздо большей вместимости, чем раньше. Количество кон­тейнеровозов в мировом портфеле зака­зов на 2015 год составляет всего 462 суд­на (это самый низкий уровень с 2003 года). В то же время вместимость заказанных су­дов составит 3,3 млн TEU (это на 50% боль­ше, чем в том же 2003 году).

Согласно докладу БИМКО, изменилась структура контейнерного флота. Из 5121 суд­на 45% имеют вместимость менее 2 тыс. TEU. Ультрабольшие контейнеровозы вместимо­стью более 10 тыс. TEU составляют всего 5%.

За первые три месяца 2015 года числен­ность контейнерного флота выросла всего на 10 судов (с учетом отправленных на утили­зацию). В целом же, с начала года 31 судно (совокупная вместимость 224 139 TEU) со­шло со стапелей верфей. 79% из них имеют вместимость более 8 500 TEU.

Maersk возобновляет заказы

Компания Maersk в конце 2014 года объявила о намерении после перерыва снова начать заказывать суда. Последними были принятые ею в эксплуатацию в 2013 году мегаконтейнеровозы класса Triple-E ре­кордной на тот период вместимостью – 18 270 TEU. Раньше стоимость подобно­го судна достигала $185 млн, сегодня она составляет примерно $160 млн.

Глава группы Maersk Нильс Андерсен отметил, что в этот раз вряд ли компа­ния будет заказывать суда крупнее клас­са Triple-E. Она нуждается в дополнитель­ном тоннаже, чтобы не отстать от роста объемов грузоперевозок, однако не на­мерена развиваться быстрее, чем наме­чено. В прошлом году головная компания выделила Maersk Line $3 млрд на инвести­ции в новые суда и оборудование на пери­од с 2015 по 2019 год.

Финансовые результаты Maersk Group за прошлый год поражают. Ее прибыль со­ставила $2,3 млрд, что на 55% больше, чем за 2013 год. И основная заслуга в этом при­надлежит контейнерному подразделению компании. Maersk планирует продолжать политику сокращения расходов. Бизнес-модель компании строится с учетом того, что фрахтовые ставки в целом будут со­хранять тенденцию к снижению.

2 июня текущего года Maersk Line под­писала контракт на строительство второго поколения контейнеровозов Triple-E на ко­рейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Всего в серии 11 кон­тейнеровозов вместимостью 19 630 TEU, а также еще шесть единиц в виде опциона. Стоимость контракта составляет $1,8 млрд.

Новые суда будут самыми большими в составе флота Maersk. Задействовать их планируется на трейде Азия – Европа, где они заменят суда меньшей вместимости. Сдача намечена в период с апреля 2017 по май 2018 года. Работать они будут под флагом Дании.

Первые в азиатском альянсе

Тайваньская компания Evergreen под­твердила планы по приобретению 11 ультра­контейнеровозов вместимостью 18 тыс. TEU. Она заключила договор тайм-чартера с Shoei Kisen Kaisha, компанией-партнером японской Imabari Shipbuilding. Поставки намечены на 2018-2019 год.

Не так давно классификационное обще­ство DNV GL сообщило, что суда Evergreen будут достигать номинальной вместимо­сти почти 20 500 TEU. Это будет возможно за счет конструкторских доработок. Но ос­новные размеры останутся неизменными – 18 тыс. TEU.

Сегодня компания Evergreen находит­ся на пятом месте по величине вместимо­сти флота. Одной из основных причин, по которым компания за последние несколь­ко лет потеряла значительную долю рынка, считается нежелание руководителя группы господина Чанг Юнг Фа заказывать большие суда. Решение пополнить флот ультракон­тейнеровозами вместимостью 18 тыс. TEU было принято на основе изучения имею­щегося спроса и в соответствии с интере­сами партнеров по альянсу. Напомним, Evergreen является участником судоходно­го азиатского альянса CKYHE. Пока никто из его участников не заказывал построй­ку таких крупных судов.

Шесть 20-тысячников для MOL

Японская компания MOL подтвердила заказ на строительство контейнеровозов вместимостью 20 150 TEU. Соглашение на строительство четырех судов подпи­сано на верфи Samsung Heavy Industries (SHI). Кроме того, у MOL заключен мемо­рандум о взаимопонимании с Shoei Kisen Kaisha, Ltd по тайм-чартеру еще двух су­дов. Эти два контейнеровоза будут строить­ся на верфи Imabari Shipbuilding Co., Ltd. Все шесть 20-тысячников для MОL должны быть сданы в ноябре 2017 года.

MОL надеется, что эти мегаконтей­неровозы помогут исправить положение дел в ее контейнерном подразделении. Несмотря на то, что большинство контей­нерных линий за последнее время смогли повысить свои доходы, контейнерное под­разделение MОL почти в два раза увеличило свой убыток – до 20,9 млрд йен (примерно $150 млн) по результатам работы с апреля по декабрь 2014 года.

Новые участники элитного клуба

Гонконгский перевозчик OOCL зака­зал на верфи Samsung Heavy Industries строительство шести контейнеровозов вместимостью 21,1 тыс. TEU. Они станут крупнейшими в мире. Стоимость контрак­та составляет около $950 млн. Компания СМА CGM скоро получит 6 судов вмести­мостью 18 тыс. TEU. Есть информация о том, что СМА CGM находится на завер­шающей стадии подписания контракта на строительство контейнеровозов вме­стимостью 20 600. TEU. Речь идет пока о трех судах, сдача которых намечена на 2016 год. До сентября 2016 года попол­нится новыми судами грузоподъемностью от 15 тыс. до 18 800 TEU флот компании UASC. В апреле 2015 года компания уже приняла с верфи Hyundai Samho Heavy Industries первый из шести заказанных сверхбольших LNG-контейнеровозов вме­стимостью 18 800 TEU – Barzan. Выбросы СО2 в атмосферу судном на 60% меньше, чем у судов вместимостью 13 500 TEU.

Таким образом, «элитарный клуб» су­довладельцев контейнеровозов вместимо­стью свыше 18 тыс. TEU пополнится новыми участниками. Тон здесь задает компания Maersk Line, которая первая заказала кон­тейнеровозы класса Triple-E вместимостью 18 270 TEU и сегодня продолжает наращи­вать флот. Ее партнер по альянсу 2М, ком­пания MSC, в январе 2015 года приняла первый из трех заказанных 19-тысячни­ков – контейнеровоз MSC Oscar вмести­мостью 19 224 TEU. На сегодняшний день он считается самым большим из введенных в эксплуатацию, превосходя принадлежа­щий китайской China Shipping контейнеро­воз CSCL Globe вместимостью 19100 TEU, сданный в ноябре 2014 года. В серии зака­занной China Shipping Container Lines еще четыре sister ship, два из которых уже пе­реданы заказчику – CSCL Pacific Ocean и CSCL Indian Ocean.

Адаптировать инфраструктуру

Чтобы обслуживать морские супер­гиганты, необходимо вкладывать боль­шие средства в развитие портовой инфра­структуры. Увеличение вместимости судов увеличило нагрузку на разгрузочные ре­сурсы портов. К тому же политика судо­ходных компаний, направленная на сокра­щение расходов, в том числе сокращение численности экипажа и расходов на про­фессиональную подготовку, увеличивают риски морских аварий.

Чтобы обслуживать мегаконтейнеро­возы, порты значительно увеличили, пере­строили, расширили накопительные площа­ди, приобрели новую технику, оборудовали автомобильные и железнодорожные терми­налы. Завершаются работы по расширению Панамского канала, чтобы по нему могли проходить более крупные суда, чем сейчас. Но даже по расширенному Панамскому ка­налу, который начнет работу в 2016 году, не смогут проходить такие гиганты, как контейнеровоз MSC Oscar.

На проходившей в декабре 2014 года конференции ООН по торговле и развитию (Unctad) обсуждалась необходимость про­ведения более масштабных работ по подго­товке портов к приему судов вместимостью 24 тыс. TEU. Порты должны соответствовать требованиям завтрашнего дня, быть в со­стоянии справиться с трудностями, возни­кающими в связи с необходимостью при­нимать суда нового поколения.

Подготовила: Наталья РЫЖЕНКОВА

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 6. – С. 38 – 40.