Перевозчики желают экономить – тенденция к увеличению размера контейнеровозов только усиливается. Число контрактов на строительство судов в 2015 году находится на самом низком с 2003 года уровне. Зато общая вместимость заказанных контейнеровозов вполовину больше, чем в том же 2003 году. Чтобы не выпасть из конъюнктуры, портам придется обновлять инфраструктуру.
Контракты и цены
В 2014 году судовладельцы потратили на заказы на постройку контейнеровозов $10.6 млрд, сообщает Lloyd’s List. Это на 40% меньше по сравнению с $18,5 млрд, которые были инвестированы в 2013 году. Всего за прошлый год были подтверждены контракты на постройку 150 судов общей вместимостью около 1,1 млнТЕ11.
Инвесторы ограничились заказами либо ультраконтейнеровозов, либо судами типичных для региона размеров и фидерными вместимостью от 1 000 до 2 000TEU.
Однако именно фидерных судов было больше отправлено на слом. В этом сегменте наблюдается тенденция замены старых судов новыми, более экономичными с точки зрения расхода топлива.
По данным брокеров, в 2014 году было заказано 12 судов вместимостью 19 тыс. TEU. Их поставка намечена на 2016 год. Самые популярными из заказываемых судов были контейнеровозы вместимостью 14 тыс. TEU. 34 из них будут сданы в период с конца 2015-го до середины 2018 года. Перевозчики пытаются экономить за счет масштаба. Появление в секторе морских контейнерных перевозок четырех международных мегаальянсов (2М, Ocean Three, G6 и CKYHE) способствует росту заказов на ультраболыиие суда.
Цены на новые контейнеровозы за 2014 год выросли всего на 3%, в то время как стоимость других типов судов выросла значительно. По оценке брокеров, нынешний год будет годом активной утилизации старых судов. Но рекордного уровня отправки контейнеровозов на слом, как в 2013 году, не ожидается. В 2015 году в общей сложности будет утилизировано 330-350 тыс. TEU. В прошлом году этот показатель достиг 400 тыс. TEU.
Тенденции и прогнозы
Организация судовладельцев БИМКО (Балтийский и международный морской совет) прогнозирует рост мирового контейнерного флота в этом году на 6,5%. В то же время консалтинговое агентство Drewry предполагает увеличение мирового флота в 2015 году на 7,2%. Вместе с тем, рост спроса на услуги морских перевозчиков ожидается на уровне 5,3%. А значит, в нынешнем году предложение будет опять превышать спрос.
Прогнозируется, что сохранится тенденция к заказу на строительство больших судов. И хотя количество новых судов, поставка которых запланирована на 2015 год, меньше, чем в предыдущие годы, в портфеле заказов находятся суда гораздо большей вместимости, чем раньше. Количество контейнеровозов в мировом портфеле заказов на 2015 год составляет всего 462 судна (это самый низкий уровень с 2003 года). В то же время вместимость заказанных судов составит 3,3 млн TEU (это на 50% больше, чем в том же 2003 году).
Согласно докладу БИМКО, изменилась структура контейнерного флота. Из 5121 судна 45% имеют вместимость менее 2 тыс. TEU. Ультрабольшие контейнеровозы вместимостью более 10 тыс. TEU составляют всего 5%.
За первые три месяца 2015 года численность контейнерного флота выросла всего на 10 судов (с учетом отправленных на утилизацию). В целом же, с начала года 31 судно (совокупная вместимость 224 139 TEU) сошло со стапелей верфей. 79% из них имеют вместимость более 8 500 TEU.
Maersk возобновляет заказы
Компания Maersk в конце 2014 года объявила о намерении после перерыва снова начать заказывать суда. Последними были принятые ею в эксплуатацию в 2013 году мегаконтейнеровозы класса Triple-E рекордной на тот период вместимостью – 18 270 TEU. Раньше стоимость подобного судна достигала $185 млн, сегодня она составляет примерно $160 млн.
Глава группы Maersk Нильс Андерсен отметил, что в этот раз вряд ли компания будет заказывать суда крупнее класса Triple-E. Она нуждается в дополнительном тоннаже, чтобы не отстать от роста объемов грузоперевозок, однако не намерена развиваться быстрее, чем намечено. В прошлом году головная компания выделила Maersk Line $3 млрд на инвестиции в новые суда и оборудование на период с 2015 по 2019 год.
Финансовые результаты Maersk Group за прошлый год поражают. Ее прибыль составила $2,3 млрд, что на 55% больше, чем за 2013 год. И основная заслуга в этом принадлежит контейнерному подразделению компании. Maersk планирует продолжать политику сокращения расходов. Бизнес-модель компании строится с учетом того, что фрахтовые ставки в целом будут сохранять тенденцию к снижению.
2 июня текущего года Maersk Line подписала контракт на строительство второго поколения контейнеровозов Triple-E на корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Всего в серии 11 контейнеровозов вместимостью 19 630 TEU, а также еще шесть единиц в виде опциона. Стоимость контракта составляет $1,8 млрд.
Новые суда будут самыми большими в составе флота Maersk. Задействовать их планируется на трейде Азия – Европа, где они заменят суда меньшей вместимости. Сдача намечена в период с апреля 2017 по май 2018 года. Работать они будут под флагом Дании.
Первые в азиатском альянсе
Тайваньская компания Evergreen подтвердила планы по приобретению 11 ультраконтейнеровозов вместимостью 18 тыс. TEU. Она заключила договор тайм-чартера с Shoei Kisen Kaisha, компанией-партнером японской Imabari Shipbuilding. Поставки намечены на 2018-2019 год.
Не так давно классификационное общество DNV GL сообщило, что суда Evergreen будут достигать номинальной вместимости почти 20 500 TEU. Это будет возможно за счет конструкторских доработок. Но основные размеры останутся неизменными – 18 тыс. TEU.
Сегодня компания Evergreen находится на пятом месте по величине вместимости флота. Одной из основных причин, по которым компания за последние несколько лет потеряла значительную долю рынка, считается нежелание руководителя группы господина Чанг Юнг Фа заказывать большие суда. Решение пополнить флот ультраконтейнеровозами вместимостью 18 тыс. TEU было принято на основе изучения имеющегося спроса и в соответствии с интересами партнеров по альянсу. Напомним, Evergreen является участником судоходного азиатского альянса CKYHE. Пока никто из его участников не заказывал постройку таких крупных судов.
Шесть 20-тысячников для MOL
Японская компания MOL подтвердила заказ на строительство контейнеровозов вместимостью 20 150 TEU. Соглашение на строительство четырех судов подписано на верфи Samsung Heavy Industries (SHI). Кроме того, у MOL заключен меморандум о взаимопонимании с Shoei Kisen Kaisha, Ltd по тайм-чартеру еще двух судов. Эти два контейнеровоза будут строиться на верфи Imabari Shipbuilding Co., Ltd. Все шесть 20-тысячников для MОL должны быть сданы в ноябре 2017 года.
MОL надеется, что эти мегаконтейнеровозы помогут исправить положение дел в ее контейнерном подразделении. Несмотря на то, что большинство контейнерных линий за последнее время смогли повысить свои доходы, контейнерное подразделение MОL почти в два раза увеличило свой убыток – до 20,9 млрд йен (примерно $150 млн) по результатам работы с апреля по декабрь 2014 года.
Новые участники элитного клуба
Гонконгский перевозчик OOCL заказал на верфи Samsung Heavy Industries строительство шести контейнеровозов вместимостью 21,1 тыс. TEU. Они станут крупнейшими в мире. Стоимость контракта составляет около $950 млн. Компания СМА CGM скоро получит 6 судов вместимостью 18 тыс. TEU. Есть информация о том, что СМА CGM находится на завершающей стадии подписания контракта на строительство контейнеровозов вместимостью 20 600. TEU. Речь идет пока о трех судах, сдача которых намечена на 2016 год. До сентября 2016 года пополнится новыми судами грузоподъемностью от 15 тыс. до 18 800 TEU флот компании UASC. В апреле 2015 года компания уже приняла с верфи Hyundai Samho Heavy Industries первый из шести заказанных сверхбольших LNG-контейнеровозов вместимостью 18 800 TEU – Barzan. Выбросы СО2 в атмосферу судном на 60% меньше, чем у судов вместимостью 13 500 TEU.
Таким образом, «элитарный клуб» судовладельцев контейнеровозов вместимостью свыше 18 тыс. TEU пополнится новыми участниками. Тон здесь задает компания Maersk Line, которая первая заказала контейнеровозы класса Triple-E вместимостью 18 270 TEU и сегодня продолжает наращивать флот. Ее партнер по альянсу 2М, компания MSC, в январе 2015 года приняла первый из трех заказанных 19-тысячников – контейнеровоз MSC Oscar вместимостью 19 224 TEU. На сегодняшний день он считается самым большим из введенных в эксплуатацию, превосходя принадлежащий китайской China Shipping контейнеровоз CSCL Globe вместимостью 19100 TEU, сданный в ноябре 2014 года. В серии заказанной China Shipping Container Lines еще четыре sister ship, два из которых уже переданы заказчику – CSCL Pacific Ocean и CSCL Indian Ocean.
Адаптировать инфраструктуру
Чтобы обслуживать морские супергиганты, необходимо вкладывать большие средства в развитие портовой инфраструктуры. Увеличение вместимости судов увеличило нагрузку на разгрузочные ресурсы портов. К тому же политика судоходных компаний, направленная на сокращение расходов, в том числе сокращение численности экипажа и расходов на профессиональную подготовку, увеличивают риски морских аварий.
Чтобы обслуживать мегаконтейнеровозы, порты значительно увеличили, перестроили, расширили накопительные площади, приобрели новую технику, оборудовали автомобильные и железнодорожные терминалы. Завершаются работы по расширению Панамского канала, чтобы по нему могли проходить более крупные суда, чем сейчас. Но даже по расширенному Панамскому каналу, который начнет работу в 2016 году, не смогут проходить такие гиганты, как контейнеровоз MSC Oscar.
На проходившей в декабре 2014 года конференции ООН по торговле и развитию (Unctad) обсуждалась необходимость проведения более масштабных работ по подготовке портов к приему судов вместимостью 24 тыс. TEU. Порты должны соответствовать требованиям завтрашнего дня, быть в состоянии справиться с трудностями, возникающими в связи с необходимостью принимать суда нового поколения.
Подготовила: Наталья РЫЖЕНКОВА
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 6. – С. 38 – 40.