Корабелы ищут возможности

9 Июн

Отечественное судостроение приспосабливается к новым экономическим условиям. Будущее за некрупными специализированными предприятиями.

Нa украинское судостроение продол­жает оказывать влияние ситуация в гло­бальной экономике. Претендовать на круп­ные внешние контракты нашим корабелам становится все трудней. Аннексия Крыма и война в Донбассе тоже сказались на объеме заказов. Но даже в этих неблагоприятных обстоятельствах некоторые предпринима­тели умудряются зарабатывать и создавать рабочие места для специалистов в своей и смежной сферах. Аграрии и военные их поддерживают.

Настоящая статья привлекла наше внимание широким спектром рассмотренных вопросов и глубиной анализа этих вопросов, связанных с развитием судостроения в Украине и в современном мире вообще. В частности, в статье содержится сравнительный анализ состояния дел в частном и государственном секторах экономики, отмечается выход на рынок продавцов и производителей судов непрофильных предприятий, нуждающихся в собственном флоте, а также характеризуются конкурентные возможности европейского судостроения. Статья сопровождается редакционной публикацией “С починкой!”

Дело частное

Чаще прочих в отрасли дают пово­ды о себе говорить предприятия, вхо­дящие в «Смарт-Холдинг»: Херсонский и Черноморский судостроительные за­воды. Этому способствует и политиче­ская деятельность их владельца Вадима Новинского. В адрес бизнесмена неодно­кратно звучали обвинения, что он «угробил» предприятия.

Настроения в самом Smart Maritime Group переменчивы. Еще в январе генди­ректор этого структурного подразделения «Смарт-Холдинга» Василий Федин заявил о возможном закрытии ХСЗ и ЧСЗ. Он по­жаловался, что по новому законодательству заводы должны платить непосильный налог на землю. А это, мол, значит, что о рента­бельности ХСЗ и ЧСЗ не может быть и речи. По словам Федина выходило, что при про­гнозируемом заработке в 100 млн гривен предприятия, занимающие площадь более 400 га, должны заплатить 55 млн гривен налога. При этом фонд оплаты труда до­стигает 72 млн гривен.

Впрочем, уже в апреле в холдинге со­общили, что, несмотря на неблагоприятную экономическую и политическую ситуацию в стране, Smart Maritime Group планиру­ет в 2015 году увеличить объемы произ­водства на 45,7% по сравнению с преды­дущим годом – до 223 млн гривен в связи с заключением «ряда значимых контрак­тов». Имея заказ на ремонт 15 судов, ХСЗ взялся строить корпуса двух буксиров для компании Kirgan Holding S.A.. а ЧСЗ – модернизировать специализированное судно «Рион» по заказу Администрации морских портов Украины.

Деньги заводам приносит и непрофиль­ная деятельность. ЧСЗ в прошлом году по­лучил заказ на строительство смесителей барабанов для агломерационной фабрики Мариупольского меткомбината им. Ильича. А еще Черноморский и Херсонский судостро­ительные заводы занимаются портовой пе­ревалкой. В нынешнем году Smart Maritime Group ожидает, что эта деятельность при­несет 30 млн гривен дохода. Хотя на фоне сотен миллионов гривен долгов эти цифры выглядят не столь внушительно.

Держава не гарантирует

На государственных заводах ситуа­ция в основном еще хуже. Завод имени 61 коммунара конкретно судостроением заниматься вовсе не может, только ремон­том. Как объяснял заместитель председа­теля Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук, два стапеля не работа­ют, а третий много лет занят недостроен­ным рефрижератором, с заказчиком ко­торого завод судится.

В связи с критической нехваткой за­казов предприятие в прошлом году стало производить автономные печи для укра­инских военных. К слову, тем же занялся и завод «Океан», входящий в «Вадан Ярде Групп АС». Руководство предприятия сооб­щало о наличии на этот год портфеля за­казов «по машиностроению» на несколь­ко десятков миллионов гривен.

Во флоте приплод

В последние годы осваивать судостро­ение стали бизнес-структуры, нуждающие­ся в собственном флоте. Они вкладывают средства в производственные мощности и могут не только загрузить их заказами для собственных потребностей, но и при­влечь внешних клиентов.

Успешно развивающаяся группа ком­паний «Трансшип» занимается рейдовой пе­ревалкой грузов. Еще несколько лет назад она не имела собственных производствен­ных мощностей. И первый разработанный сотрудниками «Трансшипа» комплексный перегружатель с грузовой палубой и всем необходимым для длительной работы в от­крытом море строили на «Севморзаводе» в 2005 году. Руководитель «Трансшипа» Андрей Иванов лично контролировал стро­ительство судна, поселившись на это время в Севастополе. А после решил основать соб­ственное производство.

Так появилась компания «Краншип». Она арендовала Керченский морской завод «Фрегат». В мощности пришлось вложить при­личные деньги. Построили несколько цехов, приобрели оборудование для порезки метал­ла, несколько кранов и док. Руководить пред­приятием стал бывший замдиректора кер­ченского завода «Залив» Сергей Маловичко. Если первый буксир, заложенный 1 марта 2007 года, строился 14 месяцев, то следую­щие буксиры – уже 8-9 месяцев.

Интерес к буксирам проявили и другие, в основном российские, компании. «Краншип» стал успешно продавать их. За семь лет ра­боты предприятие построило 16 буксиров различной мощности, 15 из них продало. «Мы сейчас внепланово строим еще один судостроительный завод в Херсоне как аль­тернативу нашему СРЗ в Керчи», – сообщил в недавнем интервью «Портам Украины» Андрей Иванов. Проектирует суда компания Transship Design, входящая в «Трансшип», по­желания клиента учитываются еще на стадии проектирования.

Зерно по воде

Агрохолдинг «Нибулон» бизнесмена Алексея Вадатурского пока строит флот только для себя. Для строительства барж, буксиров, а также судов класса «Волго-Дон макс», в августе 2012 года «Нибулон» при­обрел николаевский завод «Лиман». Проект, который реализуется с 2009 года, предпола­гает строительство 24 барж и 14 буксиров.

Высокопоставленные чиновники и част­ный бизнес неоднократно восхищались тем, как быстро на изношенных мощностях пред­приятия «Нибулон» создал современное вы­сокотехнологическое производство. Суда проектируются компанией «ПОСС Торолла» непосредственно под те или иные потреб­ности холдинга. 22 ноября 2013 года нача­лось строительство первого буксира про­екта POSS-115, а 10 июня прошлого года его спустили на воду. Правда, это был уже освоенный проект – четыре буксира ранее построил завод «Океан».

Недавно же завод «Нибулон» закон­чил строительство трех буксиров друго­го проекта. Первый из них – «Казацкий» – был спущен на воду 23 апреля этого года. Особенностью буксиров проекта 121 назы­вают расположение машинного отделения на верхней палубе судна. Такой вариант кон­струкции выбран в связи с необходимостью создать судно с малой осадкой.

В апреле на заводе начали узловую сборку первого несамоходного судна про­екта NBL-91. Разработанные специально для эксплуатации мелководными реками (Южный Буг) суда нового проекта имеют меньшую осадку. Ожидается, что «элевато­ры на воде» начнут пополнять судоходную компанию «Нибулона» уже в июле.

Важно, что инвесторы дают работу и другим украинским предприятиям. К примеру, порезку и обработку металла для пер­вого буксира собственного производства «Нибулон» заказал «Ленинской кузнице» (Киев). Сейчас порезкой листов металло­проката и изготовлением из них деталей судов занимаются работники государствен­ного завода «Паллада» (Херсон). Причем «Нибулон» использует украинский металл.

Еще один пример взаимодействия: кор­пуса буксиров для Kirgan Holding собирает ХСЗ. А достраивать и насыщать их плани­руется на производственных мощностях «Краншип» в Херсоне.

Как строят планы

Потенциал отрасли, судя по всему, еще не исчерпан. Буквально пару лет назад, в феврале 2013 года, в Украине поя­вилось новое предприятие – ООО «Южная судоремонтная компания», которое входит в структуру Николаевского тепловозоре­монтного завода. Здесь не скромничают и позиционируют ЮСК, на котором рабо­тает полсотни человек, ни много ни мало как «одну из ведущих компаний Украины в области судоремонта».

В прошлом году завод был занят ре­монтом военного флота: десантного кора­бля «Кировоград», буксира. Денег за работу компания от государства не взяла. Но зато вскоре «Дельта-лоцман» заказал предпри­ятию доковой ремонт лоцманских катеров «ЛК-115» и «Лоцман Коханов». Стоимость работ превышает 5 млн гривен.

«Вряд ли наша страна сможет обеспе­чить заказами крупные николаевские су­достроительные заводы,которые в основ­ном были «заточены» под военные заказы СССР, содержать тысячи работников и ра­бочие площади. Поэтому, я думаю, буду­щее в судостроении и судоремонте за не­большими компаниями с эффективным менеджментом, высококлассными работ­никами, рыночным подходом к работе», – заявил в эфире местного телевидения ди­ректор ЮСК Сергей Бурковец.

На крупных судостроительных заво­дах давно поняли, что делать ставку на внутренние заказы не стоит. Но в нынеш­них условиях получить внешние все-таки тяжело: иностранцы в основном не риску­ют строить суда в стране, где ведутся бо­евые действия. Кроме того, сложно при­влечь кредитование.

Европейские судостроители понима­ют, что проигрывают конкуренцию тем же китайцам. В Ассоциации судостроения Евросоюза пришли к выводу, что необхо­димо сосредоточиться на более сложном судостроении: строительстве пассажир­ских судов, судов-снабженцев, буксиров, высокотехнологичных газовозов, плаву­чих платформ для нефтяников и рыбо­добывающих судов. Такие производители, как «Нибулон» и «Краншип», вписывают­ся в эту концепцию.

Автор: Андрей МУРАВСКИЙ

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 4. – С. 26 – 27.

С починкой!

Более оживленная картинка на судоремонтных предприятиях. В феврале в четвертый док судо­ремонтной верфи «Украина» для прохождения доковых операций встал стометровый сухогруз Melvil. Этот док задействован для судоремон­та впервые после длительного перерыва. Как отметили на предприятии, это «существенно повышает возможности верфи порта в обслу­живании судов, особенно средних и крупных». «Ильичевский СРЗ» провел аварийный доковый ремонт сухогруза Canopus, который потерял гребной вал. На судне также сделали капиталь­ный ремонт судовой энергетической установки.

В апреле на Азовском судоремонтном заво­де похвастались достижением: его специа­листы отремонтировали движительно-рулевую колонку Azimuth Thruster производства фирмы Rolls-Royce. На предприятии это на­звали «своего рода вызовом для слесарной команды дока». Ведь ремонтной документации, технологических инструкций и ука­заний не было, производитель предлагает отправлять на ремонт непосредственно ему. После ремонта буксир «Капитан Меркулов» (Мариупольский морской торговый порт) спущен на воду.

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 4. – С. 27.