Морской отрасли предстоят большие реформы

9 Июн

Мининфраструктуры инициирует фундаментальные преобразования в водном хозяйстве. Изменения коснутся всех направлений.

В среднесрочной перспективе страна должна получить эффективно работающий, высокотехнологичный морехозяйствен­ный комплекс. Для этого Министерство ин­фраструктуры предлагает провести мас­штабные изменения в отрасли. В результате реформ планируется привлечь $2 млрд ин­вестиций, обновить основные фонды на 50% и решить ряд других задач. Ожидается, что по завершении программы доходы го­сударственного и местных бюджетов вы­растут на 30 млрд гривен единовременно и 10 млрд гривен ежегодно.

Общеотраслевые ориентиры

Необходимость изменений в отрасли назрела давно. Государство не имеет зако­нодательно закрепленной политики в сфе­ре водного транспорта. В результате укра­инское правительство не в состоянии полно и качественно выполнять функции морской администрации. Изменения нужно внедрять оперативно. Ведь уже с 2016 года вступает в силу кодекс IMO (межправительственной Международной морской организации — International Maritime Organization), который обязывает страны отчитываться о выполне­нии международных обязательств в области мореплавания.

Ключевые преобразования в отрасли группа специалистов во главе с заместителем министра инфраструктуры Юрием Васьковым связывает с созданием Морской админи­страции Украины. Планируется, что этот ор­ган будет напрямую подчиняться министру инфраструктуры и отвечать за реализацию государственной политики в сфере судо­ходства и выполнения международных до­говоров (см. схему).

Структура и обязанности Морской администрации Украины

Нецелевое использование админи­стративного портового сбора в последние годы привело к нехватке средств на содер­жание предприятий, которые выполняют функции по обеспечению безопасности жизни и окружающей среды; организацию выполнения международных договоров в области судоходства и научное сопро­вождение; поддержку отрасли морского и речного транспорта (см. график). Кроме того, на отрасль оказывается чрезмерное инспекционное влияние, а разрешитель­ная система в сфере водного транспорта неэффективна.

Разработчики программы реформ предлагают восстановить целевое исполь­зование портового сбора. Для этого необ­ходимо внести изменения в Бюджетный ко­декс Украины и Государственный бюджет на 2015-й и следующие годы. В результа­те должен быть сформирован специаль­ный фонд в размере не менее 90% полу­ченных средств и разработан порядок их использования.

Специалисты министерства обращают внимание на неэффективное управление многими государственными предприяти­ями. В результате в отрасли образовался избыток убыточных субъектов хозяйство­вания, а износ основных фондов превы­сил 90%. Чтобы исправить ситуацию, они считают необходимым передать часть функ­ций и имущества другим органам исполни­тельной власти и местного самоуправления. Таким образом удастся оптимизировать ко­личество госпредприятий в отрасли.

Программа предусматривает утвержде­ние закона «О морской политике Украины» и обновления Морской доктрины стра­ны. Кроме того, специалисты предлага­ют внести изменения в Кодекс торгового мореплавания, закон «О морских портах Украины» и еще в большое число докумен­тов, регулирующих деятельность субъектов отрасли. Реформы начнут внедряться по­сле того, как программа будет утвержде­на правительством.

Важным препятствием для развития ин­фраструктуры, по мнению разработчиков реформ, является несовершенство законода­тельства, регулирующего привлечение инве­стиций. Министерство предлагает увеличить первоначальную стоимость самостоятель­но списанных объектов до 100 тыс. гривен.

Реализация нестратегических госпред­приятий позволит ликвидировать неэффективные процедуры управления имуществом; меньшить избыточную численность персо­нала и сократить непроизводственные рас­ходы и обновить инфраструктуру на 3-5%. Объединение филиалов ГП «АМПУ» должно привести к сокращению административных расходов на 50 млн гривен в год.

Портовые преобразования

Обладая пропускной способностью 262 млн тонн в год, в 2014-м отечествен­ные порты обработали 142 млн тонн грузов. Чтобы эффективнее использовать мощно­сти 13 континентальных морских портов, в которых работает 25 тыс. специалистов, эксперты ведомства инициируют масштаб­ные изменения в законодательстве. В част­ности, предлагается принять проект зако­на «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих привати­зации» (№1567). Продажа нестратегиче­ских госпредприятий позволит привлечь 30 млрд гривен (см. стр. 2). Все заплани­рованные меры позволят привлечь в тече­те пяти лет $2 млрд инвестиций.

Изменения в речной инфраструктуре

Украина располагает тремя судоходны­ми реками, которые входят в пятерку крупнейших водных артерий Европы. На них :асположены 16 речных портов и термина­лов совокупной пропускной способностью 50 млн тонн в год. Однако в 2014 году реч­ные порты и терминалы обработали лишь 5 млн тонн грузов, что составляет 8% от их общей мощности. А износ инфраструктуры в этом сегменте отрасли достиг 95%.

Министерство инфраструктуры на­мерено увеличить перевозки внутренними водными путями до 50 млн тонн в год. Для этого необходимо принять закон «О внутреннем водном транспорте» (см. стр. 4), прове­сти дноуглубительные работы на перекатах Южного Буга и Днепра.

Перспективы судоходства

За последние годы в стране сформи­ровались крайне неблагоприятные усло­вия для развития судоходства. Отсутствует альтернативный реестр для регистрации под украинским флагом, налоговое зако­нодательство неконкурентно. В результа­те этот сегмент отрасли стал непривлека­тельным для судовладельцев и заказчиков судостроительной промышленности, а суда фактических отечественных судовладель­цев переходят под «удобные флаги» дру­гих государств.

Чтобы исправить ситуацию, аналитики Мининфраструктуры инициируют принятие закона «О Международном реестре судов Украины», внесение соответствующих из­менений в Кодекс торгового мореплавания Украины и в Налоговый кодекс. Таким обра­зом, страна сможет привлечь под свой флаг около 500 морских судов общим дедвейтом 4 млн регистровых тонн, повысить привле­кательность украинских судостроительных и судоремонтных предприятий. В результате государственный бюджет должен получить 40 млн гривен одноразовых платежей и бо­лее 350 млн гривен ежегодных.

Образование и кадры

Одно рабочее место в морехозяйствен­ном комплексе стимулирует создание четырех-пяти рабочих мест в смежных от­раслях. Между тем, действующие в стране процедуры подготовки и дипломирования моряков и специалистов портов недостаточ­но эффективны. Разработчики программы реформ, чтобы создать благоприятные ус­ловия для работы более 100 тыс. моряков, хотят оптимизировать отраслевые норма­тивные акты путем приведения их к стан­дартам Евросоюза. Для развития научного и кадрового потенциала предлагается вос­становить бюджетное финансирование на­учно-исследовательских институтов.

(Схемы, графики и т.п. не приводятся по техническим причинам)

Источник: Порты Украины. — 2015. — № 4. — С. 16 — 17.