Контроль за морскими судами со стороны государства порта и государства флага: вчера, сегодня, завтра

10 Окт

В статье рассматриваются виды контроля за морскими судами, то есть контроль со стороны государства флага и контроль государства порта, как история его развития, так и современное состояние, а также некоторые перспективы.

Государственный контроль за судами в портах государств, отличных от государства флага имеет довольно значительную историю, однако начало регулярному и широкомасштабному контролю такого рода было положено только в начале 90-х в прошлом веке. Важным этапом в развитии этого вида контроля был Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле судов государством порта от 23.01.1982 (Paris MOU). Система контроля, созданная на базе  Paris MOU и сейчас остается наиболее авторитетной, хотя с тех пор было создано много и других подобных систем, в частности: Латиноамериканский меморандум от 05.11.1992 (Соглашение Винья-дель-Мар), Токийский меморандум от 02.12.1993, Карибский меморандум от 09.02.1996, Средиземноморский меморандум от 11.07.1997, Индоокеанский меморандум от 05.06.1998, Африканский меморандум от 22.10.1999, Черноморский меморандум от 07.04.2000 и т.д. По сравнению с контролем за морскими судами со стороны государства флага контроль со стороны государства порта доказал свою большую эффективность.

Современный этап в развитии Paris MOU характеризуется окончательным утверждением нового инспекционного режима (НИР), который начал действовать с 01.01.2011. Основные элементы НИР:

– новая цель: инспектирование всех судов, заходящих в порты Европы;

– расчет уровня риска, связанного с судном;

– новые категории и виды инспекций;

– обязанности по уведомлениям о заходе судна в порт;

– запрет на заход в порты Европы при повторяющихся задержаниях судна в результате инспектирования;

– новая информационная система – ТЕТИС.

Особо отмечается разработка Специальной рабочей группой  Paris MOU процедур контроля судов на предмет исполнения требований Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. в предвидении вступления этой Международной конвенции в силу.

Авторы:

Ницевич Артур Александрович                                                                  Торский Владимир Георгиевич

Управляющий партнер                                                                                     Профессор,

Международной юридической службы,                                                 заведующий кафедрой безопасности и охраны на море

MNI, LMAA supporting member,                                                                    Одесской национальной морской академии,

адвокат Киевской коллегии адвокатов,                                                 Почетный секретарь Морского института Украины,

Председатель Морского института Украины,                                    главный редактор журнала “Морское обозрение”,

член Ассоциации Shiparrested.com,                                                           NI (член Морского института Великобритании),

специалист по морскому и транспортному праву,                          академик Международной академии наук экологии,

международному коммерческому арбитражу,                                академик Транспортной академии Украины,

инвестиционным проектам.                                                                          Генеральный секретарь Украинской ассоциации по                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             защите моря от загрязнения “УКРМЕПА”.

Источник: Морское страхование. – 2011. – № 3. – С. 46 – 57.