Время – деньги: ГЧП глазами инвестора

16 Апр

С 1 октября 2014 года ООО «Транс-Сервис» работает в Ильичев­ском морском торговом порту как частный портовый оператор. Событие не рядовое. Это первый инвестиционный проект на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), который удалось осуществить в укра­инских портах за полтора года действия Закона о портах.

Статья вызывает значительный интерес освещением практики реализации проекта ГЧП в портовом хозяйстве Украины. В частности, приводится технология перевалки зерна и раскрываются статистические данные относительно грузооборота и инвестиций.

Компания «Транс-Сервис» реализует в Ильичевском МТП первый инвестиционный проект в рамках портовой реформы.

Для ГП «Ильичевский МТП» это двой­ная победа. Здесь, не дожидаясь создания полноценной нормативной базы для ГЧП в рамках портовой реформы, сами разра­ботали правила сотрудничества с частным оператором на условиях аренды. Правда, чтобы обойти белые пятна в законодатель­стве (это до сих пор мешает портам широ­ко распахнуть двери перед инвесторами), пришлось формировать несколько паке­тов договоров, подписи на которых, кроме ГП «ИМТП» и ООО «Транс-Сервис», еще ста­вили ФГИ, АМПУ и профсоюзы. Этот шаг для ильичевцев был крайне важен еще и пото­му, что порт по числу частных стивидоров долгое время серьезно отставал от других крупных МТП страны. Его инфраструктура, не имея вливания частного капитала, не об­новлялась, теряла конкурентоспособность.

Журнал уже писал об этом событии с точки зрения порта. А как обстоят дела у другого первопроходца, у инвестора?

Кстати, для компании «Транс-Сервис» сти­видорная работа в новинку. Но осваивается она довольно успешно – за первые четыре месяца работы было перевалено 360 тыс. тонн грузов, в основном зерно.

Собственно, на продаже и перегрузке зерна и вырос «Транс-Сервис». Занимались экспедиторской деятельностью (уже 15 лет на этом рынке), позже приобрели два линей­ных элеватора, намереваясь найти достой­ное место среди зернотрейдеров.

–           Но с приходом на украинский рынок крупных транснациональных компаний по­няли, что отечественным компаниям слож­но конкурировать: разные деньги и разные стоимости этих денег, – поясняет учредитель компании Александр Баткин. – Мы приняли решение развиваться в направлении оказа­ния услуг по хранению и перевалке зерна. И нам было понятно, как это делать.

Под создание нового зернового тер­минала был взят в аренду склад напольного хранения в тылу причала №12, заклю­чен договор сервитута на причалы №№ 12, 14 и 15 ИМТП общей длиной 550 м, а так­же были взяты в аренду пять кранов типа Кондор для перевалки зерна по прямому варианту (вагон – судно). На тыловых пло­щадях причалов №14 и №15 ведется также работа по перевалке других грузов откры­того хранения, таких как глина и оборудова­ние. Средняя перегрузочная мощность ком­плекса – до 100 тыс. тонн в месяц.

К моменту прихода инвестора оборот склада составлял 64 тыс. тонн генераль­ных грузов в год. Несмотря на достаточную площадь (12700 кв. м), склад использовал­ся минимально.

Не меняя конфигурацию, склад был полностью механизирован, была изменена технология его загрузки и выгрузки. После установки оборудования склад обеспечива­ет единовременное хранение в количестве 50 тыс. тонн зерна. Зерно, разгружаемое с автомашин (до 60 шт./сутки) и ж/д ваго­нов (до 60 вагонов/сутки), при помощи но­рий и конвейерных линий подается на склад, вдоль и поперек которого поверху установ­лены транспортеры с тележками, сбрасыва­ющими зерно в разные стороны. Высота за­грузки – 7 метров, это позволяет в щадящем режиме осуществлять выгрузку зерновых, в особенности сохранять зерна кукурузы.

Для минимального повреждения зе­рен при перевалке и их большей сохранно­сти полностью отказались от скребковых механизмов, используется только конвей­ерная лента. Зерно на судно поступает по нижним транспортерам, идущим внутри склада. Загрузка судна осуществляется судопогрузочной машиной TELESTACK 550 интенсивностью 500 т/ч. Максимальная производительность, которая была достиг­нута в процессе эксплуатации, составила 14 тыс. тонн в сутки.

В общей сложности компания за ко­роткий срок в реанимацию и модернизацию портовой инфраструктуры вложила поряд­ка $10-11 млн. Могли и меньше, но условия, которые государство предоставило частно­му инвестору, и условия, которые перед ним поставили, заставили ООО «Транс-Сервис» дополнительно раскошелиться и ломать голову над решением проблем, создавая свои ноу-хау.

Первое и главное условие от государ­ства – строить что-либо на причалах за­прещено, перестраивать, менять конфи­гурацию, конструкцию склада запрещено. Разрешено инвестировать, устанавливать оборудование, создавать новые мощно­сти, но без изменения всего, что находит­ся на балансе государства. В течение всех 10 лет аренды.

ООО «Транс-Сервис» принял это как данность. Все новое, что планировали вне­дрить, собрали на стороне как конструктор и приставили к неприкасаемым объектам. Это, конечно, дороже. Одно дело, напри­мер, вмонтировать колоны, несущие транс­портеры, в причал, другое – поставить их на причал, обеспечив стойкость и прочность. Удешевляли работы за счет привлечения украинских производителей. Не тратились на готовые технологические линии, соби­рали их сами, тоже как конструктор. Здесь помогал собственный опыт.

Ограничения коснулись и технологий. Приемные бункеры под ж.-д. путями, в ко­торые обычно ссыпают зерно из вагонов, построить тоже не могли. Самостоятельно разработали выдвижные ленточные транс­портеры, которые заезжают под люки ваго­нов. Их прозвали «попрошайки».

У Александра Баткина свой резон идти на дополнительные траты. Он считает затраты по-английски: время-деньги. Разрешение на более дешевое строительство тоже можно было получить, но на это пришлось бы по­тратить минимум полтора года.

Всего же с момента получения согла­сия Миниинфраструктуры и ФГИ до нача­ла стивидорной деятельности прошло пол­года. Александр Баткин не разделил моего восторга по этому поводу. Если бы не дли­тельные согласования в киевских структу­рах, могли бы начать перевалку уже с июня 2014 года, когда объявляется новый зерно­вой сезон и подписываются годовые кон­тракты. Тем не менее согласился, что для отечественной практики и такая скорость привлечения инвестора – рекорд.

Компании пришлось учесть и непро­стые условия, которые смогла на данном этапе предоставить ей администрация пор­та. Погрузка осуществляется в основном на «панамаксы», для их загрузки на пол­ную осадку глубины должны быть до 12 м. Реальная глубина у причалов -10,6 м (про­ектная – 11,5 м). Дноуглубление акватории Ильичевского порта все еще в планах.

–           Приходится идти на дополнитель­ные затраты, – рассказывает директор ООО «Транс-Сервис» Виталий Романченко,- Чтобы максимально эффективно загрузить судно, устанавливаем у причала плавпонтоны и переставляем к ним судно, для до­стижения большей глубины. Эта ситуация была предусмотрена, поэтому судопогру­зочная машина была заказана с выдвиже­нием стрелы на 21 м. При нормальных ус­ловиях достаточно было 16 м. Плавпонтоны арендуем в портофлоте ГП «ИМТП», допол­нительные расходы по перешвартовке несем за свой счет. Из-за этого перевалка одной тонны зерна через наш комплекс дорожает до $1,5. Трудно сохранять конкурентоспо­собность. Но мы согласились пока сокра­тить собственные прибыли.

Что получило взамен государство? Непосредственно с ГП «ИМТП» компания заключила три договора. Первый – на аренду недвижимого имущества (склада). Второй – на участие в развитии инфраструктуры пор­та, на эти нужды с каждой переваленной тонны выплачивается $1,51. Есть и соци­альный договор, подписанный с профсою­зами. В «Транс-Сервис» по переводу пере­шло 189 портовиков с полным сохранением их социальных гарантий. Фонд оплаты тру­да сегодня составляет порядка 1.5 млн грн. в месяц.  Также  заключен  договор  сервитута  с  ГП  «АМПУ»   на       причалы 12,14 и 15.

Компания задействовала в технологиче­ском цикле практически всю арендованную территорию. Планируются работы по уста­новке второй автовыгрузки. Это новые оте­чественные разработки николаевской ком­пании «Элеваторпромсервис» при самом непосредственном участии специалистов «Транс-Сервис», прежде всего – главного инженера Александра Панчука.

Установленная автовыгрузка, в отличие от традиционных, одновременно взвеши­вает и поднимает длинномеры. Следующая будет более эффективной: сможет взвеши­вать и разгружать длинномер одновременно с прицепом, не расцепляя его. Эти ноу-хау позволили занять меньше территории и со­кратить время обработки автомобиля.

Компания имеет дальнейшие планы по увеличению грузооборота. Обсуждается воз­можность аренды площадки в тылу других причалов и строительства на ней дополни­тельных емкостей для хранения зерна. Они будут связаны с причалами транспортера­ми. Это сможет разнообразить спектр услуг и расширит номенклатуру принимаемых куль­тур. Если воплотятся эти планы, будет при­обретена еще одна судопогрузочная машина и вдвое увеличена интенсивность погрузки.

В дальнейшем есть мысль, используя собственные линейные элеваторы, завязать поставку экспортного зерна в более длин­ную транспортную цепочку, тем самым ос­вободить от промежуточных хлопот зернотрейдеров.

Обычно о масштабных планах пишут «время покажет». Судя по оперативности принимаемых в ООО «Транс-Сервис» реше­ний, это может быть довольно скоро.

Автор: В. МИХАЙЛОВА

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 2. – С. 24 – 25.