Состав экипажа судна определяет судовладелец, а не органы власти: Мининфраструктуры утвердило Порядок определения минимального состава экипажа судна

20 Мар

26 ноября 2014 года зарегистрирован Порядок определения минимального состава экипажа судна, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 10.11.2014 №575. Этот Порядок является совершенно новым документом, так как ранее действующие Правила определения минимального состава экипажа, при котором допускается выход в море, утратили силу с 01.07.2002 г. и более 12 лет данный аспект безопасности судоходства оставался неурегулированным. Порядок более либеральный, по сравнению с международными нормативными актами, но в нем неожиданно появился перечень требований к конструкции судов.

Порядок распространяется на суда, которые плавают под государственным флагом Украины, за исключением: рыболовных, военных, спортивных, стояночных, не предусматривающих экипажа и малых/маломерных.

В соответствии с Порядком Свидетельство о минимальном составе экипажа выдается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. Для получения Свидетельства судовладелец/собственник судна должен подать заявку с обоснованием и расчетом минимального состава, в которых должны быть учтены:

•          перечень необходимых и достаточных функций, которые должны выполняться на судне во время предстоящих рейсов (обязателен учет работы с безэкипажными несамоходными баржами и их количество):

•          квалификация членов экипажа, необходимая для выполнения возложенных на них обязательств;

•          функции, которые можно совмещать при условии нормальной эксплуатации судна;

•          функции, которые можно совмещать в предполагаемых аварийных ситуациях на судне:

•          минимальное количество квалифицированных членов экипажа, необходимых для безопасного выполнения функций по совместительству. На основании полученных документов центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, принимает решение о выдаче Свидетельства или отказе в его выдаче. При этом в Свидетельстве указывается район плавания, на который оно распространяется:

•          море и международные рейсы;

•          внутренние водные пути Украины:

•          международное плавание по реке Дунай.

Таким образом, Порядок возложил определение минимального состава экипажа не на орган исполнительной власти, а на судовладельца. Это существенно усложнит подготовку судовладельцем документов для получения Свидетельства и во многих случаях потребует привлечение для подготовки документов сторонних специалистов, имеющих опыт такой деятельности. Однако такой подход полностью соответствует международным требованиям и существенно уменьшает возможности исполнительной власти применять «двойные стандарты» для разных судовладельцев, так как орган исполнительной власти только проверяет соответствие документов нормативным требованиям по безопасности судоходства.

В соответствии с Порядком при укомплектовании судна экипажем необходимо учитывать критерии:

•          продолжительность и характер рейса, район плавания (режим эксплуатации):

•          обязательный отдых членов экипажа:

•          изменения и повторения режима эксплуатации;

•          количество, мощность, степень автоматизации и тип главных энергетических установок и вспомогательных механизмов;

•          конструкция и техническое оборудование судна;

•          валовая вместимость судна:

•          тип груза или количество пассажиров, которые перевозятся.

При этом продолжительность работы экипажа не должна превышать безопасно допустимый уровень, а под режимами эксплуатации понимаются варианты:

•          «АI» — дневное плавание продолжительностью не более 12 часов:

•          «АII» — прерываемое плавание продолжительностью не более 18 часов;

•          «В» — непрерывное плавание продолжительностью 24 часа и больше.

Количество приведенных в Порядке критериев меньше, чем требуется руководством по определению минимального безопасного состава экипажа, утвержденным резолюцией IMO A.1047(27) 30.11.2011, так как Руководство IMO дополнительно требует учитывать:

•          используемый метод технического обслуживания;

•          частоту захода судна в порты;

•          объем, в котором проводится подготовка экипажа на судне;

•          положения утвержденного плана охраны судна.

Также в Порядке в отличие от Руководства IMO отсутствуют требования принимать во внимание необходимость:

•          наличия в экипаже квалифицированных помощников капитана, чтобы капитану не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены (за исключением судов ограниченных размеров);

•          наличия в экипаже квалифицированных механиков, чтобы старшему механику не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены (за исключением судов с ограниченной мощностью двигательной установки или судов с необслуживаемыми машинными помещениями).

Другими словами, Порядок, по сравнению с международными нормативными актами, предъявляет упрощенные и менее «жесткие» требования к минимальному составу экипажа.

Несмотря на то, что Порядок предназначен для определения минимального состава экипажа судна, в нем также содержатся требования к конструкциям судов:

•          «силовые установки должны быть размещены таким образом, чтобы позволять изменять скорость и направление движения с ходового мостика судна;

•          вспомогательные двигатели, которые необходимы для обеспечения движения судна, должны запускаться и останавливаться с ходового мостика судна, если они не функционируют автоматически или непрерывно в течение рейса;

•          все критические показатели в работе главных и вспомогательных двигателей, механизмов и систем должны фиксироваться приборами, которые подают звуковые и световые предупреждающие сигналы в ходовой рубке;

•          подача топлива и охлаждения главных двигателей должны выполняться автоматически;

•          поворот руля должен осуществляться одним человеком без особых усилий при максимально допустимой осадке судна;

•          подача звуковых и световых сигналов должна осуществляться с ходового мостика судна;

•          если отсутствует прямая слышимость между ходовым мостиком и носовой, кормовой частями судна, жилыми помещениями и машинным отделением, то должна быть предусмотрена стационарная телефонная связь;

•          обеспечение возможности спуска на воду спасательной шлюпки одним человеком;

•          на борту судна должен быть установлен поворотный прожектор, который управляется с ходового мостика;

•          усилие, необходимое для управления рукоятками и аналогичными поворотными устройствами лебедок, не должно превышать показателя 16 кг;

•          буксирные лебедки, пожарные, зачистные, палубные моечные насосы должны иметь механический привод;

•          судно должно быть обеспечено надежной радиосвязью для обеспечения связи «судно-судно» и принятия навигационной информации.

С какой целью конструктивные требования включены в Порядок, в нем не указано. Также не указано, можно ли будет получить Свидетельство в случае, если судно не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Также следует отметить, что Порядок не содержит требования к содержанию обоснования и алгоритму расчета минимального состава. Это означает, что судовладельцам при подготовке этих документов придется пользоваться «случайными» прототипами. Но, если в качестве таких прототипов будут выбраны методы обоснования и унифицированные формы, которые применяются в ведущих морских державах (например, в Англии), положение с комплектациями судов экипажами должно существенно улучшиться.

Автор: С. И. ГОРБ, ректор института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта, докт. техн. наук, профессор

Источник: Порты Украины. — 2015. — № 1. — С. 68 — 69.