26 ноября 2014 года зарегистрирован Порядок определения минимального состава экипажа судна, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 10.11.2014 №575. Этот Порядок является совершенно новым документом, так как ранее действующие Правила определения минимального состава экипажа, при котором допускается выход в море, утратили силу с 01.07.2002 г. и более 12 лет данный аспект безопасности судоходства оставался неурегулированным. Порядок более либеральный, по сравнению с международными нормативными актами, но в нем неожиданно появился перечень требований к конструкции судов.
Порядок распространяется на суда, которые плавают под государственным флагом Украины, за исключением: рыболовных, военных, спортивных, стояночных, не предусматривающих экипажа и малых/маломерных.
В соответствии с Порядком Свидетельство о минимальном составе экипажа выдается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте. Для получения Свидетельства судовладелец/собственник судна должен подать заявку с обоснованием и расчетом минимального состава, в которых должны быть учтены:
• перечень необходимых и достаточных функций, которые должны выполняться на судне во время предстоящих рейсов (обязателен учет работы с безэкипажными несамоходными баржами и их количество):
• квалификация членов экипажа, необходимая для выполнения возложенных на них обязательств;
• функции, которые можно совмещать при условии нормальной эксплуатации судна;
• функции, которые можно совмещать в предполагаемых аварийных ситуациях на судне:
• минимальное количество квалифицированных членов экипажа, необходимых для безопасного выполнения функций по совместительству. На основании полученных документов центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте, принимает решение о выдаче Свидетельства или отказе в его выдаче. При этом в Свидетельстве указывается район плавания, на который оно распространяется:
• море и международные рейсы;
• внутренние водные пути Украины:
• международное плавание по реке Дунай.
Таким образом, Порядок возложил определение минимального состава экипажа не на орган исполнительной власти, а на судовладельца. Это существенно усложнит подготовку судовладельцем документов для получения Свидетельства и во многих случаях потребует привлечение для подготовки документов сторонних специалистов, имеющих опыт такой деятельности. Однако такой подход полностью соответствует международным требованиям и существенно уменьшает возможности исполнительной власти применять «двойные стандарты» для разных судовладельцев, так как орган исполнительной власти только проверяет соответствие документов нормативным требованиям по безопасности судоходства.
В соответствии с Порядком при укомплектовании судна экипажем необходимо учитывать критерии:
• продолжительность и характер рейса, район плавания (режим эксплуатации):
• обязательный отдых членов экипажа:
• изменения и повторения режима эксплуатации;
• количество, мощность, степень автоматизации и тип главных энергетических установок и вспомогательных механизмов;
• конструкция и техническое оборудование судна;
• валовая вместимость судна:
• тип груза или количество пассажиров, которые перевозятся.
При этом продолжительность работы экипажа не должна превышать безопасно допустимый уровень, а под режимами эксплуатации понимаются варианты:
• «АI» – дневное плавание продолжительностью не более 12 часов:
• «АII» – прерываемое плавание продолжительностью не более 18 часов;
• «В» – непрерывное плавание продолжительностью 24 часа и больше.
Количество приведенных в Порядке критериев меньше, чем требуется руководством по определению минимального безопасного состава экипажа, утвержденным резолюцией IMO A.1047(27) 30.11.2011, так как Руководство IMO дополнительно требует учитывать:
• используемый метод технического обслуживания;
• частоту захода судна в порты;
• объем, в котором проводится подготовка экипажа на судне;
• положения утвержденного плана охраны судна.
Также в Порядке в отличие от Руководства IMO отсутствуют требования принимать во внимание необходимость:
• наличия в экипаже квалифицированных помощников капитана, чтобы капитану не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены (за исключением судов ограниченных размеров);
• наличия в экипаже квалифицированных механиков, чтобы старшему механику не приходилось обеспечивать несение регулярной вахты путем организации несения вахты в три смены (за исключением судов с ограниченной мощностью двигательной установки или судов с необслуживаемыми машинными помещениями).
Другими словами, Порядок, по сравнению с международными нормативными актами, предъявляет упрощенные и менее «жесткие» требования к минимальному составу экипажа.
Несмотря на то, что Порядок предназначен для определения минимального состава экипажа судна, в нем также содержатся требования к конструкциям судов:
• «силовые установки должны быть размещены таким образом, чтобы позволять изменять скорость и направление движения с ходового мостика судна;
• вспомогательные двигатели, которые необходимы для обеспечения движения судна, должны запускаться и останавливаться с ходового мостика судна, если они не функционируют автоматически или непрерывно в течение рейса;
• все критические показатели в работе главных и вспомогательных двигателей, механизмов и систем должны фиксироваться приборами, которые подают звуковые и световые предупреждающие сигналы в ходовой рубке;
• подача топлива и охлаждения главных двигателей должны выполняться автоматически;
• поворот руля должен осуществляться одним человеком без особых усилий при максимально допустимой осадке судна;
• подача звуковых и световых сигналов должна осуществляться с ходового мостика судна;
• если отсутствует прямая слышимость между ходовым мостиком и носовой, кормовой частями судна, жилыми помещениями и машинным отделением, то должна быть предусмотрена стационарная телефонная связь;
• обеспечение возможности спуска на воду спасательной шлюпки одним человеком;
• на борту судна должен быть установлен поворотный прожектор, который управляется с ходового мостика;
• усилие, необходимое для управления рукоятками и аналогичными поворотными устройствами лебедок, не должно превышать показателя 16 кг;
• буксирные лебедки, пожарные, зачистные, палубные моечные насосы должны иметь механический привод;
• судно должно быть обеспечено надежной радиосвязью для обеспечения связи «судно-судно» и принятия навигационной информации.
С какой целью конструктивные требования включены в Порядок, в нем не указано. Также не указано, можно ли будет получить Свидетельство в случае, если судно не соответствует хотя бы одному из этих требований.
Также следует отметить, что Порядок не содержит требования к содержанию обоснования и алгоритму расчета минимального состава. Это означает, что судовладельцам при подготовке этих документов придется пользоваться «случайными» прототипами. Но, если в качестве таких прототипов будут выбраны методы обоснования и унифицированные формы, которые применяются в ведущих морских державах (например, в Англии), положение с комплектациями судов экипажами должно существенно улучшиться.
Автор: С. И. ГОРБ, ректор института последипломного образования специалистов морского и речного транспорта, докт. техн. наук, профессор
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 1. – С. 68 – 69.