Морское пиратство: Сомали радует, но Нигерия и Юго-Восточная Азия огорчают

20 Мар

Число нападений на судна в 2014 году удалось значительно уменьшить, но выросло число людей, взятых в заложники, и количество похищений судов.

В 2005-2012 гг. экономический вред, нанесенный пиратством только в районе по­бережья Сомали, составил более $18 млрд. Морское пиратство подрывает транспорт­ные и торговые потоки, негативно влия­ет также и на другие виды экономической деятельности, например рыболовство и производство энергии, утверждают авто­ры доклада UNCTAD «Морское пиратство», опубликованного в середине прошлого года. Атакам подвергаются все типы кора­блей, однако в связи с высокой стоимостью перевозимого судами груза основными це­лями пиратов остаются танкеры, контейнер­ные суда и сухогрузы.

Растущая тенденция нападений на не­большие танкеры у побережья стран Юго-Восточной Азии стала причиной того, что статистика морского пиратства за 2014 год в части, касающейся похищения, угона судов заметно ухудшилась. Всего пираты похитили в прошлом году 21 судно (в 2013 году -12). В целом же. по данным отчетов International Chamber of Commerce (ICC) и International Maritime Bureau (IMB), количество пират­ских нападений на суда торговых морских флотов уменьшилось в прошлом году до ре­кордного за последние восемь лет уровня. Но при этом количество взятых в заложники моряков увеличилось — 442 члена экипажей судов в 2014 году против 304 годом ранее.

В отчете ІМВ перечислены 245 инци­дентов с участием пиратов в мировом оке­ане с января по декабрь 2014-го, что на 44% меньше, чем в 2011 году, когда наиболее опасным местом для судоходства счита­лись воды Африканского рога.

Из 245 пиратских нападений года более половины пришлось на воды Юго-Восточной Азии — 141. В регионе Африканского рога и Гвинейского залива пираты совершили 55 нападений, в территориальных водах Индии и Бангладеш произошло 34 инциден­та, восемь случаев нападения зафиксиро­ваны на Дальнем Востоке, пять раз пира­ты испытывали удачу в регионе Латинской Америки, и наконец, два случая зарегистри­рованы неподалеку от Гибралтара.

183 раза пираты поднимались на борт атакуемых судов, еще 23 судна были обстре­ляны, 21 судно захвачено с целью получе­ния выкупа. В 28 случаях пиратам измени­ла удача — попытка нападения сорвалась.

Заметно, что ощутимый удар нанесен сомалийскому пиратству — международное военно-морское патрулирование в этом реги­оне Индийского океана принесло желаемые плоды. В 2014 году на счету сомалийских пиратов всего лишь 11 нападений, причем ни одно из них не было успешным. Из ска­занного вовсе не следует, однако, что угрозы пиратских нападений у побережья Сомали и в Аравийском море более не существует, и IMB напоминает судовладельцам и капи­танам судов о необходимости следовать со­ответствующим рекомендациям.

«Рост количества похищений судов в глобальном масштабе в первую очередь вызван ростом пиратской активности это­го типа против каботажных нефтеналив­ных судов в Юго-Восточной Азии», — ком­ментирует Поттенгал Мукундан, директор Международного морского бюро, в рамках которого с 1991 года функционирует Центр сообщений о пиратской активности (Piracy Reporting Centre). Как сообщил Поттенгал Мукундан, банды вооруженных разбойни­ков атаковали несколько маленьких судов в регионе, их добычей стали перевозимые грузы. Для некоторых целью было, поми­мо груза, собственное бункерное топливо танкера — морской дизель и газойль, похи­щенные для последующей продажи. В Юго-Восточной Азии морские разбойники убили в 2014 году четырех членов экипажей, тяже­ло ранили 13 человек, похитили девятерых.

IMB особо отмечает усилия, предпри­нимаемые Индонезийской морской полици­ей, по предотвращению пиратских нападений в гаванях, признанных особо опасными с этой точки зрения (это именно индонезий­ские порты). Вне пределов портовых аквато­рий пираты особенно активны в водах вокруг о. Пулау Бинтана и в Южнокитайском море, где в прошлом году было похищено 11 су­дов. Усилия, предпринятые компетентны­ми органами Малайзии (Malaysian Maritime Enforcement Agency), властями Индонезии и береговыми службами других стран региона, сыграли важную, но пока что явно недостаточную роль в борьбе с азиатским пиратством. «Важно, чтобы члены этих банд были схвачены и предстали перед су­дом — до того, как пиратские атаки станут еще более дерзкими и жестокими», — гово­рит г-н Мукундан.

На счету сомалийских пиратов в 2014 году всего лишь 11 нападений, причем ни одно из них не было успешным

В прибрежных водах Западной Африки в минувшем году произошел 41 инцидент (Нигерия, Гана, Того, Бенин, Кот д’Ивуар), причем, как отмечает ІМВ, о многих случаях пиратских нападений попросту не было со­общено. Бюро полагает, что не менее двух третей из общего количества нападений в отчеты не попали: береговая охрана недо­статочно профессиональна и абсолютно коррумпирована. Не говоря уже о случаях, когда судовладельцы предпочли замолчать инцидент, опасаясь, вероятно, увеличения страховых премий.

­

В этом регионе было похищено пять су­дов, из них три — нефтеналивные суда, один «снабженец» и один рыболовный траулер.

Одним из наиболее опасных мировых регионов, с точки зрения пиратства, ока­зались территориальные воды Нигерии в Гвинейском заливе, где пираты осуще­ствили 18 нападений. Из этого числа 14 ин­цидентов были связаны с нападениями на танкеры и суда, обслуживающие нефтяную индустрию. Ничего удивительного, если вспомнить, что «нефтянка» — одна из основ­ных отраслей промышленности небогатой Нигерии, и жители дельты реки Нигер зача­стую ощущают себя лишенными «справедли­вой», по их мнению, доли нефтяного пиро­га. Кстати, довольно своеобразный способ сообщить властям о материальных затруд­нениях, но факт остается фактом: «Мы на­падаем на моряков и избиваем их, чтобы те пожаловались правительству», — сооб­щил один из пиратов интервьюеру из ВВС. Стоит добавить, что многие пираты — быв­шие члены военизированных группировок, сражающихся, в частности, именно за до­ходы от нефтедобычи.

В Гвинейском заливе процветает три типа пиратских нападений. Как рассказал ВВС Свен Хенсон, офицер, некогда служив­ший в частях британского спецназа, а теперь работающий в частной компании, занима­ющейся обеспечением морской безопасно­сти в Западной Африке, в регионе в первую очередь имеет место традиционное пират­ство, когда суда берутся на абордаж с це­лью ограбить экипаж, отобрать деньги, часы, мобильные телефоны, прочие цен­ные предметы.

Следующий тип пиратских нападений, доминирующий в Западной Африке, это по­хищение нефтеналивного судна ради груза. Наконец, захват заложников с целью полу­чения выкупа. Последний тип здесь встре­чается редко, поскольку груз пиратам обыч­но представляется более соблазнительным — это «быстрые деньги».

Большинство пострадавших судов — продуктовозы, которые были похищены ради груза, позже перекаченного в маленькие нефтеналивные суда, принадлежавшие на­падавшим. Кроме того, пираты нападают на рыболовные траулеры. Стоит отметить, что в водах Гвинейского залива хозяйничают одни из самых жестоких пиратов: только за 9 месяцев прошлого года здесь было убито и ранено больше моряков, чем за весь 2013 год.

Связано это именно с тем. что жизнь членов экипажа не представляет для пиратов цен­ности, которую можно продать. В особен­ности, если члены экипажа — африканцы. Для сравнения, сомалийские морские раз­бойники обычно оставляют моряков в жи­вых, чтобы получить выкуп.

«Нападения невероятно жестоки». — го­ворит бывшая председатель Ассоциации ни­герийских владельцев рыболовных трауле­ров Маргарет Ониема-Ораквузи. «На одном из судов пираты бросили капитана и стар­шего механика в холодильник для хране­ния рыбы. Они замерзли насмерть». По ее утверждению, пиратство попросту прикон­чило рыболовную индустрию страны: по­теряно 100 тыс. рабочих мест, 80% рыбы Нигерия сегодня вынуждена импортировать.

Наконец, еще одним излюбленным ме­стом промысла морских разбойников стало побережье Индийского субконтинента, при­чем, если у побережья собственно Индии с пиратами удается справляться, то стати­стика пиратских нападений в территори­альных водах Бангладеш и в портах стра­ны оставляет желать лучшего. В 2013 году здесь было зарегистрировано 12 инциден­тов, а в 2014 году-уже 21. Из этого коли­чества 17 судов стояли на якоре, три шли в открытом море (во всех перечислен­ных случаях пиратам удалось подняться на борт). Одна попытка нападения сорва­лась. Большинство инцидентов были со­пряжены с мелким воровством, впрочем, в одном случае пираты взяли в заложни­ки трех членов экипажа. В двух других случаях два члена экипажа соответствен­но были ранены при нападении пиратов. Отмечается, что береговая охрана страны (Bangladesh Coast Guard) делает что может, активно реагируя на призывы о по­мощи капитанов, но страна — одна из бед­нейших в Азии, и искус «срубить деньжат по-легкому», очевидно, слишком силен для некоторых ее граждан.

Автор: Марк ШЕВЧЕНКО

Источник: Порты Украины. — 2015. — № 1. — С. 42 — 43.