Плавный допуск: Европейским морским и речным перевозчикам не будет предоставлен фактический допуск на украинский рынок в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС

18 Фев

До полной им­пле­ментации всех положений Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (Соглашение), в рамках которой будет создана и всеобъемлющая зона свободной торговли между нашей страной и ЕС, профильные эксперты в сфере международной торговли и правового регулирования межнациональных коммерческих отношений уделяют немало времени прогнозированию и анализу последствий сотрудничества между Украиной и ЕС. Соглашение затрагивает множество вопросов, которые прямо или косвенно относятся к международной торговле. При этом если прямое влияние Соглашение окажет на политику таможенных тарифов как в нашей стране, так и в ЕС, то косвенному влиянию будут подвержены и иные сферы деятельности, развитие которых зависит от двусторонних торговых отношений. И одной из таких сфер (к слову, ключевой для Украины) является водный транспорт.

В настоящей статье детально рассматриваются перспективы прямого доступа европейских перевозчиков к украинскому рынку каботажных перевозок, а также либерализации рынка речных перевозок.

Статья сопровождается комментариями экспертов:

— «Несвободная торговля», в котором выражается осторожный оптимизм относительно сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом в сфере развития украинских портов и партнерства с инвесторами;

— «Порты доступа», в котором автор выражает свое убеждение в том, что при условии полной имплементации Соглашения об ассоциации Украина — ЕС  и адаптации национального законодательства к нормам Европейского сообщества европейские судовладельцы приобретут право доступа к портам, использованию инфраструктуры и портовых услуг, применения морских вспомогательных услуг и связанных с этим ставок и сборов, а также смогут пользоваться таможенными услугами, мощностями для загрузки и разгрузки на уровне с национальными субъектами.

Существенные изменения в регулировании и функционировании транспортной отрасли можно будет ощутить лишь в перспективе, поскольку большинство ключевых положений Соглашения, касающихся этой отрасли, являются декларациями либо предварительными договоренностями, которые должны быть согласованы сторонами Соглашения в последующем.

Анализируя интерес европейского транспортного бизнеса к украинскому рынку, можно выделить два основных направления, вызывающих интерес у перевозчиков: морской каботаж и речные перевозки.

Доступ к украинскому каботажу

В соответствии с пунктом 4 статьи 135 Соглашения каждая сторона Соглашения предоставляет судам под флагами других сторон или под управлением судовладельца или оператора, зарегистрированного в соответствии с законодательством стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который применяется к собственным судам стороны, или судам любой третьей страны (в зависимости от того, какой режим является более благоприятный). Это касается, в частности, доступа к портам, использования инфраструктуры и портовых услуг, применения морских вспомогательных услуг, а также связанных ставок и сборов, таможенных услуг, распределения мест для стоянки и мощностей для загрузки и разгрузки.

Фактически это означает, что суда под флагами стран, входящих в ЕС, будут приравнены по статусу к судам под украинским флагом для целей законодательного регулирования. Данное положение вызвало обсуждение в среде профильных экспертов относительно того, снимет ли оно ограничение для иностранных судов по осуществлению каботажных перевозок, установленное действующей редакцией Кодекса торгового мореплавания Украины. В соответствии со статьей 131 Кодекса торгового мореплавания Украины перевозки между портами Украины осуществляются судами, плавающими под государственным флагом Украины, а также судами, плавающими под иностранным флагом при условии получения разрешения Министерства инфраструктуры Украины.

С одной стороны, указанное положение национального законодательства устанавливает явно более благоприятный режим для судов под украинским флагом, что после подписания Соглашения является неприемлемым. С другой стороны, согласно пункту 2 статьи 135 Соглашения, его положения не применяются к внутренним морским перевозкам между портами Украины или между портами отдельных стран — участниц ЕС (если речь не идет о транспортировке пустых контейнеров и иного оборудования, которое перевозится не в качестве груза). При этом нужно понимать, что у европейских перевозчиков нет возможности требовать допуска к каботажным перевозкам по Украине на основании принципа свободы предоставления услуг. Статья 92 Соглашения прямо устанавливает, что положения, касающиеся трансграничного предоставления услуг (в том числе и предусматривающие национальный режим для зарубежных поставщиков услуг), не распространяются на национальный морской каботаж.

Стороны соглашения пошли дальше и сделали оговорку относительно национальных каботажных перевозок. Так, согласно приложению XVI к Соглашению, ни страны ЕС, ни Украина не возьмут на себя обязательства предоставлять национальный режим и режим наибольшего благоприятствования относительно национальных каботажных перевозок. Дальнейший анализ определенных норм Соглашения также подтверждает вывод о том, что каботажные перевозки останутся сферой регулирования национального законодательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 135 Соглашения каждая сторона позволяет поставщику услуг международных морских перевозок иной стороны пользоваться на недискриминационной основе и на согласованных между привлеченными компаниями условиях фидерными услугами, которые предоставляются поставщиком услуг международных морских перевозок, зарегистрированным в первой стороне, между портами Украины или между портами страны — члена ЕС. То есть Соглашение стимулирует международных перевозчиков пользоваться услугами локальных перевозчиков для целей каботажа, а страны-участницы, соответственно, обязуются лишь обеспечить доступ международных перевозчиков к локальным фидерным сервисам, не изменяя порядок осуществления фидерных перевозок, установленный национальными нормами.

Из сути изложенных положений можно сделать вывод, что прямой доступ европейских перевозчиков к украинскому рынку каботажных перевозок на основе положений Соглашения не будет предоставлен, и данная сфера по-прежнему будет регулироваться главным образом национальным законодательством. Хотя нужно отметить, что, в частности, болгарские судовладельцы в последние годы проявляют интерес к рынку внутренних морских перевозок Украины.

Перспективы речных перевозок

Представители Министерства инфраструктуры Украины в последнее время декларируют немало инициатив, направленных на либерализацию рынка речных перевозок. Об этом свидетельствует и ратификация Украиной Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов внутренними водными путями, и активная работа по разработке законопроекта о речном транспорте. Поспособствовать дальнейшей либерализации этого сектора украинской экономики может и имплементация некоторых положений Соглашения.

Пункт 9 статьи 135 Соглашения позволяет поставщикам услуг международных морских перевозок из одной стороны Соглашения предоставлять такие услуги, пользуясь внутренними водными путями другой стороны. Иными словами, если международный рейс предполагает заход в речной порт Украины, то перевозчик-нерезидент, использующий судно под иностранным флагом, будет иметь возможность осуществить такой заход. Однако следует отметить, что текст отмеченного пункта не содержит формулировки, исключающей дифференциацию режимов захода во внутренние воды для национальных и иностранных судов. То есть вполне вероятно, что требование получить одноразовый пропуск Укрморречинспекции для захода во внутренние воды останется неизменным для иностранных судов. Аналогично национальные правила стран ЕС, регулирующие порядок захода иностранных судов во внутренние воды этих стран, останутся неизменными для судов под украинским флагом.

В Министерстве инфраструктуры Украины уже отмечали, что после реформы речного транспорта украинские реки будут открыты для судов под иностранными флагами, однако такая реформа остается на совести профильных министров и законодателей, и у бизнеса не будет возможности повлиять на ход проведения этой реформы, основываясь на нормах Соглашения.

Дополнительно следует отметить, что хотя в рамках Соглашения Украина и взяла на себя ряд обязательств, их неисполнение в действительности не повлечет никаких последствий. Показательным здесь является пример Турции, которая подписала соглашение об ассоциации с ЕС еще в 60-х годах прошлого века. С 1987 года в турецких портах применяются ограничительные меры для судов под флагом Кипра, а с 1997 года для всех судов, связанных с Кипром (например, для судов, выполняющих рейсы из портов Кипра в порты Турции). Наличие таких ограничений является прямым нарушением положений соглашения об ассоциации (в части национального режима для иностранных судов). Однако реальных негативных последствий для Турции в этой связи нет, не считая разве что сложностей с перспективами Турции на членство в ЕС (однако ограничения в сфере судоходства — не единственная причина проблем со вступлением Турции в ЕС).

Таким образом, вступление в силу Соглашения в полном объеме вряд ли даст европейским судовладельцам новые возможности для доступа на украинский рынок морских и речных перевозок, скорее позволит избежать неправомерных регуляторных практик в сфере транспорта. Следовательно, лишь экономическая целесообразность может стать стимулом к трансформации сферы внутренних морских и речных перевозок для повышения конкурентоспособности этой отрасли отечественной экономики.

Автор: О. МИЛЬЧЕНКО

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110754

Несвободная торговля

Подписывая Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, наша власть рисовала радужные перспективы развития страны и во всеуслышание нахваливала новые возможности, которые дарует такой союз, в том числе имея в виду и формирование общего экономического пространства (ЗСТ) Украины и ЕС, которое начнет действовать с 2016 года. Данное Соглашение, кроме прочего, предусматривает обязанность Украины привести свое законодательство в соответствие с нормами ЕС, перечисленными в приложениях к Соглашению, в том числе это касается и законодательства в сфере морского транспорта. Директивы ЕС подлежат имплементации в национальное законодательство, при этом Украина имеет право выбора форм и способов имплементации. Согласно статье 135, Соглашение применяется ко всем международным морским перевозкам между портами Украины и ЕС и диктует свои условия торговли, предусматривая такие нововведения, как свободное передвижение товаров, уменьшение ввозной пошлины, отсутствие запретов или ограничений относительно импорта товаров и т.д. При этом всенародное обсуждение Соглашения и его влияния на экономику страны сегодня продолжается, и к общему знаменателю мы пока не пришли.

Что касается морских перевозок, то здесь, скорее всего, евроинтеграция позитивным образом скажется на развитии украинских портов, способствуя их модернизации в соответствии со стандартами ЕС, партнерству с инвесторами и т.д. А для европейских компаний вступление Украины в ЗСТ даст возможность расширения рынка экспорта товаров. Однако, на мой взгляд, сегодня говорить о перспективах и рисках сотрудничества морских перевозчиков, как европейских, так и украинских, в рамках соглашения о создании ЗСТ с ЕС преждевременно, поскольку для Украины это совершенно новый опыт, плюсы и минусы которого станут более понятны в процессе действия Соглашения и реальных взаимоотношений между странами в ЗСТ.

Автор: Ю. МАКАРЕНКО

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110754

Порты доступа

1 ноября 2014 года вступила в силу достаточно большая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в частности — раздел сотрудничества в сфере рыболовства и морской политики. Возможно, обязательства, которые взяла на себя Украина, в связи с евроинтеграцией будут способствовать постепенному отходу от архаичных взглядов относительно развития морехозяйственного комплекса и национального судоходства и в конце концов сподвигнут общество к применению мировых тенденций в этой сфере.

Так, Кодекс торгового мореплавания Украины предоставляет право каботажной перевозки, то есть перевозки без выхода за пределы государства между морскими портами одной страны, не только судам, которые плавают под Государственным флагом Украины, но и судам, плавающим под иностранным флагом при условии получения на это соответствующего разрешения. Однако в соответствии с Соглашением Украине придется предоставить европейским перевозчикам режим, не менее благоприятный, чем тот, который применяется к украинским. Таким образом, европейские судовладельцы в случае выполнения условий Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС приобретут право доступа к портам, использованию инфраструктуры и портовых услуг, применения морских вспомогательных услуг и связанных с этим ставок и сборов, а также смогут пользоваться таможенными услугами, мощностями для загрузки и разгрузки на уровне с национальными субъектами.

Убеждена, что действие этих норм будет возможным лишь при условии осуществления полной имплементации Соглашения и адаптации национального законодательства к нормам Европейского сообщества.

Автор: Е. КОВАЛЬЧУК

Источник: http://pravo.ua/article.php?id=100110754